Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) – выдающийся учёный, работавший в Варшаве, Казани и Петербурге, создатель Казанской и Петербургской лингвистических школ, по праву считается родоначальником современной фонологической теории.
• Первым предложил разграничивать фонетику физиологическую (изучает конкретные звуки) и функциональную (изучает более абстрактные единицы, относящиеся к языковому сознанию носителя языка).
• Первым использовал термин «фонема».
• Объединил понятия «корень», «аффикс», «префикс», «окончание» и т.д. под общим названием «морфема»
• По Б.д.К., необходимо отличать от конкретных звуков 2 типа более абстрактных фонетических единиц:
1) в которых обобщаются артикуляционные и перцептивные свойства сходных звуков;
2) представляющие собой набор звуков (часто совершенно не схожих между собой), которые чередуются в пределах одной морфемы.
• Считал, что слова хранятся в памяти именно в фонемной, а не в звуковой записи, а звуки являются конкретными реализациями фонем в речи.
Основные положения Ленинградской фонологической школы
Лев Владимирович Щерба (1882-1944) – русский лингвист, ученик Бодуэна де Куртенэ. Создал в Ленинградском университете лабораторию экспериментальной фонетики, а его ученики (Матусевич, Зиндер, Касевич, Бондарко, Гордина, Вербицкая), развивая его идеи, создали ЛФШ.
• Развивает мысль Б.д.К. о необходимости разграничения конкретных физических единиц (звуков) и абстрактных единиц, служащих для смыслоразличения, которые он называет фонемами.
• Опирается только на одно из предложенных Б.д.К. пониманий фонемы – как фонетической единицы, в которой артикуляционные и перцептивные свойства сходных звуков обобщаются на основании функционального критерия (способности к смыслоразличению).
• Основная знаковая единица языка – слово, поэтому критерий выделения фонем как отдельных фонетических единиц – это их способность в различении смысловых оболочек значимых единиц (слов).
• «Фонемами являются те оттенки, которые находятся в наименьшей зависимости от окружающих условий», т.е. фонема – это та звуковая единица, которая соответствует нашему произносительному намерению, тому, что мы можем произнести изолированно («собираемся произнести»).
• Рассматривает способность фонемы различать слова как её наиболее существенное свойство.
• В то же время настаивает на психологическом критерии в его определении; вводит понятие языкового сознания говорящего.
• Фонемы являются абстрактными единицами не в логическом смысле, а в психическом
Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Понятие оппозиции. Фонологические (дифференциальные и интегральные) и фонетические признаки. Правила выделения фонем. Отношения контраста, дополнительной дистрибуции и свободного варьирования.
Пражский лингвистический кружок (1926-1953)
Руководитель: Матезиус.
Участники: Якобсон, Трубецкой, Карцевский, Исаченко, Гавранек, Вахек, Скаличка и др.
1939г. (на немецком, рус.перевод в 1960) – «Основы фонологии» Трубецкого, где изложены фонологические представления ПЛК.
• Фонетика изучает материальную сторону звуков, образующих неупорядоченный звуковой поток в речи, методами естественных наук, а фонология – их функциональный аспект (смыслоразличение) в языковой системе лингвистическими методами.
• Все звуковые единицы – как речевые (звуки), так и языковые (фонемы) – имеют признаковое строение, т.е. состоят из определённых признаков.
• Дифференциальные признаки – те, которые участвуют в смыслоразличении. Фонема – языковая единица, имеющая уникальный набор дифференциальных признаков, т.е. набор, не совпадающий с наборами других фонем.
• Фонологическая оппозиция – звуковое противопоставление, которое может дифференцировать значения двух слов. В русском языке:
• Интегральным называется не любой несущественный признак звуковых единиц, а только такой, который может быть в данном языке дифференциальным, но не является таковым для данной фонемы (например, глухость/звонкость для русских <ц> и <j>).
• Трубецкой сформулировал правила выделения фонем, которые до сих пор используются во всех фонологических теориях:
1) Если два акустически и артикуляционно сходных звука не встречаются в одной позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы и находятся в отношении дополнительной дистрибуции ([и] и [ы], [j] и [и] в русском, [r] и [l] в корейском).
2) Если два звука встречаются в одной позиции и замещают друг друга, не меняя значения, они являются факультативными вариантами одной фонемы и находятся в отношении свободного варьирования ([жур’И] / [ж’ур’И], [Етът] / [Этът]).
3) Если два звука встречаются в одной позиции и не могут при этом заменить друг друга, не изменив значение слова, то она относятся к разным фонемам и находятся в отношении фонологического контраста (зуд – суд, дом – дам – дым – дум).
Нейтрализация. Фонологическая единица, представленная в позиции нейтрализации в концепциях ПЛК, МФШ, Р.И.Аванесова (1956 г.). Понятие маркированного и немаркированного членов оппозиции.
В ПЛК:
Трубецкой разработал разветвлённую классификацию оппозиций по разным основаниям. Два основания, классификация по которым наиболее широко используется:
1) По отношению между членами оппозиции:
• привативные – оппозиции, один член которых характеризуется наличием, а другой отсутствием признака (придыхательный/нев придыхательный, лабиализованный/нелабиализованный).
Член оппозиции, который характеризуется наличием признака, называется маркированным, а член оппозиции, у которого признак отсутствует – немаркированным.
• градуальные (ступенчатые) – оппозиции, члены которых характеризуются различной степенью, или градацией, одного и того же признака (гласные нижнего / среднего / верхнего подьёма).
• эквиполентные (равнозначные) – оппозиции, оба члена которых логически равноправны, т.е. не являются ни двумя ступенями какого-либо признака, ни утверждением или отрицанием признака (<п> / <т>: губной – зубной).
2) По объёму смыслоразличительной силы:
• постоянные – оппозиции, которые сохраняются во всех мыслимых контекстах данного языка (в СРЛЯ противопоставление <л> / <р> возможно во всех позициях).
• нейтрализуемые – оппозиции, в которых противопоставление членов может осуществляться не во всех позициях – в некоторых положениях оно может сниматься (нейтрализоваться).
Например, оппозиция глухих и звонких шумных согласных в СРЛЯ нейтрализуется в позиции конца слова – в этом положении глухие и звонкие шумные не различаются и, соответственно, не могут различать слова.
Единица фонологической системы, представленная в позиции нейтрализации, называется архифонемой.
Представитель архифонемы может:
• не совпадать ни с одним членом оппозиции;
• совпадать с одним из членов оппозиции, при этом выбор обусловлен «извне», т.е. звуковым контекстом (например, ассимиляцией);
• совпадать с одним из членов оппозиции, при этом выбор обусловлен «изнутри», т.е. зависит не от свойств позиции, а от особенностей системной организацией языка;
• совпадать с обоими членами оппозиции, т.е. в разных позициях архифонему представляют разные члены оппозиции.
В МФШ:
Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции разные фонемы реализованы разными звуками; звук, представленный в сильной позиции, называется основным видом фонемы.
Позиция, в которой две или более фонемы не противопоставлены друг другу (совпадают в одном звуке или нейтрализуются), называется слабой (или позицией нейтрализации). Звук, в котором совпадают две или более фонемы, называется вариантом этих фонем.
В теории Аванесова:
Единицы, различающие как словоформы, так и морфемы, и представленные в сильных позициях (позициях максимального различения), Аванесов предложил называть сильными фонемами. Пример: поп – боб.
Единицы, которые находятся в слабой позиции по дифференциальному признаку и соответствующие словоформы не дифференцируют, Аванесов предложил называть слабыми фонемами. Пример: конечные согласные в прошлой паре поп – боб или в паре луг – лук.
Совокупность сильных и слабых фонем, позиционно чередующихся внутри одного морфа, Аванесов предложил называть фонемным рядом.