Р. И. Аванесов выделяет в русском языке пять фонемных рядов гласных. Два из них, возглавляемые сильными фонемами и и у, не пересекаются с другими фонемными рядами и потому могут быть названы «нулевыми». Тем не менее, принадлежащие к названным рядам фонемы выступают во множестве обусловленных позициями вариантов.
Три оставшихся фонемных ряда возглавляются сильными фонемами е, о, а, выступающими под ударением В различных позициях безударных слогов им соответствуют слабые фонемы, выделяемые не по акустическим или артикуляторным признакам, а в связи с тем, общими членами каких фонемных рядов они являются (каким сильным фонемам соответствуют):
•после твёрдых парных согласных и в начале слова — α (соответствует о и а);
•после заднеязычных согласных (г, к, х) — α1 (соответствует о и а, противопоставлена е — представителю сильной фонемы е);
•после мягких согласных — α в предударных слогах и перед мягким согласным за ударением (соответствует е, о и а), α1 в иных случаях за ударением (соответствует о и а, противопоставлена е);
•после твёрдых шипящих — α в предударных слогах (кроме первого) и за ударением, но не в конечном открытом слоге (соответствует е, о и а), α1 в конечном заударном открытом слоге (соответствует о и а, противопоставлена е), α2 в первом предударном слоге (соответствует е и о, противопоставлена а — представителю сильной фонемы а).
Названные слабые фонемы имеют различные позиционные варианты; так, α в первом предударном слоге в начале слова и после твёрдых парных согласных реализуется как [ʌ], после мягких парных — как [ие].
По вопросу о статусе звучания [ы] в русском языке Р. И. Аванесов придерживается сходных с МФШ взглядов: по его мнению, данная единица, не являясь самостоятельной фонемой, выступает в качестве варианта фонемы и, обусловленного позицией после твёрдого согласного. Такая точка зрения вполне согласуется с положением концепции, гласящим, что гласные русского языка характеризуются лишь двумя различительными (не обусловленными позицией) признаками: степенью подъёма языка и наличием — отсутствием лабиализации. Признак ряда позиционно обусловлен и характеризует тот или иной вариант фонемы, но не фонему в целом.
Согласные
Как и представители МФШ, Р. И. Аванесов считает [г'], [к'], [x'] не самостоятельными фонемами, а позиционно смягчёнными вариантами фонем г, к, х, однако в «Фонетике…» отмечается их тенденция к приобретению самостоятельности.
32. Содержание терминов фонема, основной вид, вариант, вариация, гиперфонема, оттенок фонемы, архифонема, сильная фонема, слабая фонема, фонемный ряд, аллофон в различных фонологических теориях.
1. Фонема - минимальная единицы звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов.
Звуки в языке существуют и развиваются сами по себе, а значения - сами по себе, связь звуков и значений ограничивается ассоциацией, т.е. механическим сцеплением.
Основных звуковых единиц в каждом языке ограниченное кол-во.
2. Гиперфонема — это слабая позиция фонемы, которая не соотносится с сильной, из-за чего нельзя точно установить, какая именно фонема стоит в этой позиции.Например в слове " собака"- слышится в первом слоге " а" на месте «о»… И если составить фонематическую транскрипцию этого слова, то получим следующее [сАбака].
3. Архифонема:
1) общее в звучании парнопротивопоставленных (коррелятивных) фонем в отвлечении от тех их свойств, на которых основана корреляция, например лат. "а" в отвлечении от долготы и краткости коррелятивных рус. "п" для корреляции "п"/"б" или "п"/"п’".
2) Совокупность дифференциальных признаков, общих двум членам нейтрализующегося фонологического противопоставления, например рус. "д" и "т" в словах "дед" и "лет".
4. Фонема сильная – это фонема в сильной позиции, обладающая максимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда.
5. Фонема слабая – это фонема в слабой позиции, обладающая меньшей или минимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда.
6. Фонемный ряд – это чередование сильной фонемы с эквивалентными ей слабыми фонемами.
7. Аллофон – это (аллофона) (от греч. allos — другой + phone — звук) конкретная реализация фонемы. Аллофоны — это группа звуков, в которых проявляется данная фонема в зависимости от места в слове, соседства с другими звуками, ударяемости или безударности гласного и т. д. Так, фонема <а> имеет следующие аллофоны: [а] — в слове пат, [а·] — в слове мать, [•а] — в слове пятый, [a] — в слове пять, [A] — в слове патрон, [иe] — в слове пятак, [ъ] — в слове патриот, [ь] — в слове пятерик. Аллофоны находятся в отношениях дополнительной дистрибуции, то есть они не встречаются в одинаковой позиции, а следовательно, являются реализацией одной фонемы. Если в том же слове или морфеме фонема, которую этот аллофон представляет, окажется в иной позиции, то её будет представлять другой аллофон. Леса / лесов.
8. Оттенок фонемы - произношение фонемы в звуковой цепи: волы [вΛлы], тетя [т'óт'ь] - [Λ] [ó] в данном случае являются вариантами (оттенками) фонемы.
9. Вариант фонемы —обусловленная позицией модификация фонемы (т. е. её разновидность, выступающая в фонологической позиции, отличной от абсолютно сильной), совпадающая по артикуляторным и акустическим качествам с реализацией какой-либо иной фонемы (или нескольких фонем). К примеру, в словоформе зуб конечный согласный, относимый МФШ к фонеме <b> совпадает в звучании с конечным согласным формы суп — реализацией фонемы <p>). Иначе вариант фонемы может быть определён как один из членов, являющихся общими для двух или более рядов позиционных чередований звуков. Так, в русском языке в словоформах сома́ и сама́ в первом слоге выступает звук [ʌ] хотя под ударением для русских гласных звуки различаются (сом — сам), что означает, что имеют место различные, но пересекающиеся ряды чередований.
Вариант противопоставлен, с одной стороны, основному варианту (доминанте) фонемы, выступающему в абсолютно сильной (сигнификативно и перцептивно сильной) позиции (в отличие от него, как и вариация, относится к модификациям фонемы), с другой стороны, вариации фонемы, представляющей фонему в перцептивно слабой, но сигнификативно сильной позиции. Также термин «вариант фонемы» может употребляться в значении «аллофон» («оттенок фонемы») в его понимании Петербургской фонологической школой.
10. Вариа́ция фоне́мы — в учении московской фонологической школы: звук, являющийся реализацией фонемы (иными словами, аллофон) в сигнификативно сильной, но перцептивно слабой фонологической позиции, не нейтрализуя, таким образом, фонемного противопоставления , и обусловленный данной позицией. Так, в русском языке ударные гласные непереднего ряда в положении между мягкими согласными в артикуляции смещаются вперёд[4] (вол — вёл, лук — люк), однако не совпадают по звучанию с русскими гласными фонемами переднего ряда, поэтому перед нами вариации фонем (<o> и <u> соответственно).
Вариация противопоставлена, с одной стороны, основному варианту фонемы, выступающему в абсолютно сильной (сигнификативно и перцептивно сильной) позиции (в отличие от него, как и вариант, относится к модификациям фонемы), с другой стороны, варианту фонемы, представляющему фонему в сигнификативно слабой позиции.
Иногда вариацию называют оттенком фонемы, однако следует учитывать, что термин «оттенок» используется и шире, в значении «аллофон» и «вариант фонемы».