Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социокультурная ситуация. Общая характеристика



Социокультурная ситуация может быть определена как совокупность условий и обстоятельств, структурирующих социальное пространство с точки зрения культурного приоритета и развивающих во времени культурную доминанту процесса общественного развития на макросоциальном, групповом и личностном уровнях. Социокультурная ситуация может функционировать в рамках определенных полейи потоков.

Поляопределяют качественное состояние социокультурной ситуации и могут восприниматься как ее схематически статичная характеристика. Первое поле социокультурной ситуации можно определить как цивилизационное. Оно отмечает степень устойчивости культуры, опирается в основном на полиэтнические моменты, на влияние политических, экономических факторов в социокультурной сфере. Оно выделяет надэтнические, региональные культурные приоритеты, определяет степень адаптации к культурным изменениям на различных уровнях социума, обращается к системе обрядов и ритуалов, принятых в обществе. Именно цивилизационное поле активно влияет на выбор события как такового, поскольку то, что для одной цивилизации является событием, для другой может пройти незамеченным. Второеантропологическое поле, в котором социокультурная ситуация характеризуется по качеству и степени ценности человека, по той или иной гуманитарной направленности, принятой на данном уровне развития общества, по степени гуманистической ориентированности социальных и культурных институтов и деятельности человека, по соотношению человека с культурными институтами, его заинтересованностью в них, формам его задействованности в их функционировании. К нему также относятся биологические и психологические факторы развития человека, условия и приоритеты телесного и духовного развития человека, принятые в обществе. Третье полесемиотическое. Оно включает в себя характеристику знаковых систем, определяющих каждую конкретную социокультурную ситуацию. Семиотическое поле социокультурной ситуации отмечает особенности естественных и искусственных языков, функционирующих в ее рамках, их соотношение и влияние на ее развитие. Так, например, современная социокультурная ситуация отличается богатством и разнообразием искусственных языков, связанных с развитием технологии и, в частности, компьютерных технологий. Они вторгаются в сферу естественных языков, привнося в нее иную систему общения, передачи информации и стирая старые границы между различными системами. Четвертое полеинформационное. В нем определяется качественное состояние информационных структур конкретной социокультурной ситуации, качество рынка информационной индустрии, уровень этого рынка, доступность и степень востребованности информации. К нему также относятся способы получения информации, куда входят и личностные возможности ее получения.

Поля — это предоставление возможности максимального пространственного развертывания социокультурной ситуации. Потокиже сочетают в себе как пространственный элемент, поскольку характеризуют распространение, направленное, модальное движение, так и темпоральный элемент, который отмечает изменение ситуации во времени.

Потокиможно выделить: Доминантные, т. е. основные, по которым развивается и движется социокультурная ситуация. Они подготавливают почву для основного события и его максимальной реализации. Наиболее яркие, вбирающие в себя большие человеческие ресурсы, участие огромного числа людей, они сопровождаются наибольшей эмоциональной и профессиональной поддержкой со стороны различных социальных групп, получают максимальное подтверждение и обоснование со стороны ученых, общественных деятелей. Они воспринимаются как естественные, иногда даже как единственно правильные направления действий людей в данных социокультурных условиях. В качестве примера можно привести доминантные потоки, разворачивающиеся в нашей стране в 20-е гг. ХХ в. и в период перестройки, когда совокупность социокультурных явлений и событий складывалась таким образом, что происходящие социокультурные процессы как бы не оставляли выбора. Трансляционные потоки близки по силе воздействия к доминантным. Они представляют собой тенденции, стремящиеся к связыванию и соотнесению различных социокультурных ситуаций, существующих одномоментно. Они отвечают за то, каким образом происходит непрерывное перетекание ценностей и культурных феноменов, и обеспечивают доминантным потокам оптимальное движение, укрепляют их направленность, расширяют их влияние, завязывая их в единую сеть по горизонтальному и вертикальному срезу социокультурной ситуации одновременно. Благодаря трансляционным потокам осуществляется связь между социальным и культурным блоками, представляющими картину постоянного взаимодействия и непрерывного создания культурных ценностей, их обновления и развития. Параллельные потоки характеризуют социокультурные движения в рамках социокультурной ситуации, имеющие ту же направленность, что и доминантные. Но они менее выражены, в них задействовано меньшее количество участников. Они не имеют столь сильного влияния, как доминантные, и часто воспринимаются как несамостоятельные движения, как вспомогательные элементы основных потоков социокультурной ситуации. Они усиливают роль доминантных потоков и действуют в основном в среде субкультур, небольших социальных групп и именно там имеют наибольшее влияние. Потенциальные потоки, или потоки скрытых возможностей, находятся в невыраженном состоянии в рамках конкретной социокультурной ситуации. На протяжении всех периодов социокультурной ситуации при отсутствии необходимых условий данные потоки могут так и не проявиться. Потенциальные потоки присутствуют в каждой социокультурной ситуации в большом количестве. Потенциальные потоки отражают момент неустойчивости, который присущ каждому процессу, каковым также является социокультурная ситуация. Опережающие потоки возникают обычно в локальных социокультурных ситуациях, когда созданные социокультурные условия именно в данной среде составляются в особую конфигурацию, и опережающий поток вырывается вперед. Запаздывающие потоки возникают в русле уже имеющихся доминантных потоков. В силу ряда причин, по которым культура могла быть закрыта для проникновения трансляционных и иных потоков, локальная социокультурная ситуация включается в их реализацию позже, чем общемировая социокультурная ситуация. Такие явления могли наблюдаться в колониальных странах в последние три-четыре столетия, когда они в силу объективных причин развивались в замкнутом пространстве, и поэтому европейское влияние проходило в русле запаздывающих потоков, создавая удивительную комбинацию их реализации.

Таков пространственный аспект социокультурной ситуации, позволяющий исследовать различные социокультурные феномены концентрированно, и в то же время развернуто и объемно.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.