Социокультурная ситуация может быть определена как совокупность условий и обстоятельств, структурирующих социальное пространство с точки зрения культурного приоритета и развивающих во времени культурную доминанту процесса общественного развития на макросоциальном, групповом и личностном уровнях. Социокультурная ситуация может функционировать в рамках определенных полейи потоков.
Поляопределяют качественное состояние социокультурной ситуации и могут восприниматься как ее схематически статичная характеристика. Первое поле социокультурной ситуации можно определить как цивилизационное. Оно отмечает степень устойчивости культуры, опирается в основном на полиэтнические моменты, на влияние политических, экономических факторов в социокультурной сфере. Оно выделяет надэтнические, региональные культурные приоритеты, определяет степень адаптации к культурным изменениям на различных уровнях социума, обращается к системе обрядов и ритуалов, принятых в обществе. Именно цивилизационное поле активно влияет на выбор события как такового, поскольку то, что для одной цивилизации является событием, для другой может пройти незамеченным.Второе — антропологическое поле, в котором социокультурная ситуация характеризуется по качеству и степени ценности человека, по той или иной гуманитарной направленности, принятой на данном уровне развития общества, по степени гуманистической ориентированности социальных и культурных институтов и деятельности человека, по соотношению человека с культурными институтами, его заинтересованностью в них, формам его задействованности в их функционировании. К нему также относятся биологические и психологические факторы развития человека, условия и приоритеты телесного и духовного развития человека, принятые в обществе. Третье поле — семиотическое. Оно включает в себя характеристику знаковых систем, определяющих каждую конкретную социокультурную ситуацию. Семиотическое поле социокультурной ситуации отмечает особенности естественных и искусственных языков, функционирующих в ее рамках, их соотношение и влияние на ее развитие. Так, например, современная социокультурная ситуация отличается богатством и разнообразием искусственных языков, связанных с развитием технологии и, в частности, компьютерных технологий. Они вторгаются в сферу естественных языков, привнося в нее иную систему общения, передачи информации и стирая старые границы между различными системами. Четвертое поле— информационное. В нем определяется качественное состояние информационных структур конкретной социокультурной ситуации, качество рынка информационной индустрии, уровень этого рынка, доступность и степень востребованности информации. К нему также относятся способы получения информации, куда входят и личностные возможности ее получения.
Поля — это предоставление возможности максимального пространственного развертывания социокультурной ситуации. Потокиже сочетают в себе как пространственный элемент, поскольку характеризуют распространение, направленное, модальное движение, так и темпоральный элемент, который отмечает изменение ситуации во времени.
Потокиможно выделить: Доминантные, т. е. основные, по которым развивается и движется социокультурная ситуация. Они подготавливают почву для основного события и его максимальной реализации. Наиболее яркие, вбирающие в себя большие человеческие ресурсы, участие огромного числа людей, они сопровождаются наибольшей эмоциональной и профессиональной поддержкой со стороны различных социальных групп, получают максимальное подтверждение и обоснование со стороны ученых, общественных деятелей. Они воспринимаются как естественные, иногда даже как единственно правильные направления действий людей в данных социокультурных условиях. В качестве примера можно привести доминантные потоки, разворачивающиеся в нашей стране в 20-е гг. ХХ в. и в период перестройки, когда совокупность социокультурных явлений и событий складывалась таким образом, что происходящие социокультурные процессы как бы не оставляли выбора. Трансляционные потоки близки по силе воздействия к доминантным. Они представляют собой тенденции, стремящиеся к связыванию и соотнесению различных социокультурных ситуаций, существующих одномоментно. Они отвечают за то, каким образом происходит непрерывное перетекание ценностей и культурных феноменов, и обеспечивают доминантным потокам оптимальное движение, укрепляют их направленность, расширяют их влияние, завязывая их в единую сеть по горизонтальному и вертикальному срезу социокультурной ситуации одновременно. Благодаря трансляционным потокам осуществляется связь между социальным и культурным блоками, представляющими картину постоянного взаимодействия и непрерывного создания культурных ценностей, их обновления и развития. Параллельные потоки характеризуют социокультурные движения в рамках социокультурной ситуации, имеющие ту же направленность, что и доминантные. Но они менее выражены, в них задействовано меньшее количество участников. Они не имеют столь сильного влияния, как доминантные, и часто воспринимаются как несамостоятельные движения, как вспомогательные элементы основных потоков социокультурной ситуации. Они усиливают роль доминантных потоков и действуют в основном в среде субкультур, небольших социальных групп и именно там имеют наибольшее влияние. Потенциальные потоки, или потоки скрытых возможностей, находятся в невыраженном состоянии в рамках конкретной социокультурной ситуации. На протяжении всех периодов социокультурной ситуации при отсутствии необходимых условий данные потоки могут так и не проявиться. Потенциальные потоки присутствуют в каждой социокультурной ситуации в большом количестве. Потенциальные потоки отражают момент неустойчивости, который присущ каждому процессу, каковым также является социокультурная ситуация. Опережающие потоки возникают обычно в локальных социокультурных ситуациях, когда созданные социокультурные условия именно в данной среде составляются в особую конфигурацию, и опережающий поток вырывается вперед. Запаздывающие потоки возникают в русле уже имеющихся доминантных потоков. В силу ряда причин, по которым культура могла быть закрыта для проникновения трансляционных и иных потоков, локальная социокультурная ситуация включается в их реализацию позже, чем общемировая социокультурная ситуация. Такие явления могли наблюдаться в колониальных странах в последние три-четыре столетия, когда они в силу объективных причин развивались в замкнутом пространстве, и поэтому европейское влияние проходило в русле запаздывающих потоков, создавая удивительную комбинацию их реализации.
Таков пространственный аспект социокультурной ситуации, позволяющий исследовать различные социокультурные феномены концентрированно, и в то же время развернуто и объемно.