Эта практика взята из тибетского буддизма – как первая часть практики «Очищения через Ваджрасаттву».
Эта же практика была перенята дзен-буддизмом для познания истинной природы ума – его пустотности. Знаменитый «звук от хлопка одной рукой» как критерий достижения просветления дзен-буддиста – следствие усердного следования этой буддистской практики.
Западные теософы знают ее как ментальное, или пятое, дыхание.
Коучинг Швейсберга взял этот метод для погружения в мир эмпатии и развития этой естественной человеческой способности.
В известном тибетском труде о практике Ваджрасаттвы “Медитация и рецитация Славного Ваджрасаттвы, охватывающая четыре класса тантры”, составленном ламой Джамгоном Конгтрулом, говорится:
«Главное качество, или стремление, присущее Ваджрасаттве, - очищать все загрязнения и омрачения живых существ. Нам необходимо очистить загрязнения и препятствия, или омрачения, потому что они не дают нам пережить и осознать глубинную природу, глубинную реальность. Они не дают нам проявить подлинное сострадание, любящую доброту и мудрость, чтобы принести благо всем живым существам. Таково препятствие, стоящее на нашем пути.
Дурные поступки или негативные деяния, омрачения, привычки и склонности должны быть очищены - ведь если мы их не очистим, то не сможем обрести никакие позитивные качества пути и никакие позитивные качества плода.
Разумеется, наша цель - осознать подлинную природу ума и оказать огромную помощь всем живым существам. Однако для того, чтобы этого добиться, нам сначала необходимо очиститься от дурных поступков, негативных деяний и омрачений.
Таким образом, у этой медитации на Ваджрасаттву есть две основные цели. Одна - относительная цель: очищение от наших негативных состояний и омрачений. Вторая - высшая цель, проистекающая из относительной: познать высшую природу реальности, подлинную природу ума. Обычно мы считает эти две цели отдельными начинаниями. Мы можем практиковать какой-то метод, предназначенный для очищения от негативных состояний, при этом думая: “Я не хочу это выполнять, хочу заняться чем-то более глубоким. Хочу познать истинную природу, познать бессамостность, или достичь просветления, и т.д.”. Однако на самом деле эти две цели дополняют друг друга: если мы очистим омрачения, то сможем распознать подлинную природу реальности; в то же время, когда мы углубляем свое понимание подлинной природы реальности, наши омрачения также очищаются».
Отсюда можно сделать вывод, что ментальное дыхание способствует погружению в мир реальности и, тем самым, – очищению от омрачений и загрязнений. И, действительно, практика коучинга Швейсберга показывает, что люди, упражняющиеся в ментальном дыхании, становятся более чуткими, более тонко чувствующими, более спокойными и умиротворенными. Пребывая в таком состоянии, люди отмечают особую ясность ума и свежесть всех ощущений. Итак, взяв ментальное дыхание «на вооружение» не только во время семинара по коучингу, но и в повседневной жизни, люди начинают замечать у себя повышение работоспособности и умиротворенности: гневливость всё реже посещает такого человека, а взаимопонимание с окружающими людьми возрастает.
Все остальные практические упражнения, которые предлагает компания «Швейсбергс и партнеры», также лучше всего усваивать и проделывать, предварительно погрузившись – насколько это у вас получается – в мир пятого дыхания, в мир реальности. Кроме того, следует отметить, что мир разума, о развитии которого мы уже неоднократно упоминали, лежит в области реальности, или в области, достигаемой ментальным дыханием наилучшим образом, потому что человек делает это осознанно, с пониманием происходящего процесса. И не только понимает, но и ощущает природу мира реальности. Ощущение понимаемой нами идеи дает возможность ее пережить, то есть убедиться в том, что всё именно так, как кто-то нам сказал или где-то было прочитано. Упомянутый нами тибетский труд так говорит об этом:
«Саму идею понять легко. Однако по настоящему покоиться в этой природе, действительно ощутить разум Будды - совсем другое дело. На уровне идей мы все понимаем, но переживание, реальность – нечто иное».
Получается, что практика ментального дыхания дает нам возможность переживать настоящие чувства и настоящие ощущения, то есть раздвигает наши границы, вводит в мир идей и помогает в этом мире идеи прожить.
Научившись так, мы можем взаимодействовать с любой идеей – прикоснуться к любой из них, и наше понимание при этом будет более настоящим, чем мы привыкли: оно станет именно таким объемным, как и требуется по методу Платона. Это и есть мир, в котором развивается эмпатия – способность к проникновению в мир идей (человек – это тоже идея!) и взаимодействию с ним с целью развития.
***
Весь дальнейший заявленный практикум базируется на тренингах первой ступени погружения в коучинг, описанных в этой брошюре.
Без уверенного овладения этой ступенью участникам семинаров будет сложно погрузиться в мир коучингового мировоззрения глубоко.
Мы понимаем, что за те несколько часов или дней, которые вы проведете с нашими тренерами, вам будет трудно освоить наши методы на уровне неосознанной компетентности. Но жизнь предоставляет нам множество возможностей для естественного «тренинга», и мы уверяем вас, что очень скоро вы и все окружающие будут замечать большие перемены в жизни – при условии, если вы не остановитесь на достигнутом во время семинара понимании, а будете продолжать упражняться дальше.
В любом случае, компания «Швейсбергс и партнеры» очень рада взаимодействию с неравнодушными, целеустремленными и желающими изменений в жизни людьми – именно такими, как вы!