Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тренинг: «Активное говорение и активное слушание»



 

Активное слушание

Люди обычно не слышат друг друга. Каждый слышит то, что хочет услышать. Человек слушает что-либо, а потом слушает это вторично, и каждый раз он находит что-то новое: это происходит потому, что человек слушает себя, а не то, что ему говорят.

Активное слушание происходит на уровне эмпатии – проникновения в мир человека и понимания этого мира. Мир состоит из интонаций, и важно не то, что человек говорит, а то, как он это делает. Одну и ту же фразу можно проговорить с разной интонацией. Часто своими интонациями мы обижаем других. Все ошибки, ссоры и обиды происходят из того, что интонация человека была ранящей, пренебрежительной или обидной.

Взаимоотношения в семье тоже происходят на уровне интонаций. Когда человек женится (или выходит замуж), он женится не на том, на ком женится, а на своих представлениях об этом человеке – отсюда зачастую и последующее разочарование: мы друг друга не слышим, не понимаем по-настоящему.

Коуч – человек, который слушает, слышит и может помочь исправить ситуацию: научить видеть правильные взаимоотношения тем, что учит услышать себя самого и другого. Слушать нужно учиться, и легче всего учиться у тех людей, которые этой способностью уже владеют.

Например, бывают просто талантливые педагоги, которым удается выправить ситуацию и с аутичными детьми, и с детьми с задержкой в развитии, работая над симптомами болезненной психики. Коуч может выправить ситуацию со здоровьем тем, что видит причину, затормозившую развитие, и неправильное отношение к развитию как родителей, так и ребенка. Они хотели одного, а получили другое: они хотели тонкости, а получили грубость, и в результате вообще вся семья закрылась в свою раковину и перестала воспринимать мир адекватно. Вот в этом причина. Что тут можно сделать? Коуч-профессионал умеет понять тонкость людей на уровне ощущений. Всё самое настоящее происходит на уровне ощущений – ценно не то, что ты логикой продумал и просчитал, а то, что ты ощутил, что пришло к тебе как понимание. И, понимая так, коуч может помочь людям настроиться на более правильную «волну».

Человеческий мозг, рассудок, логика – очень несовершенный механизм, он обычно ошибается. Всем известный спор между Платоном и Аристотелем заключался в следующем: Аристотель говорил, что нужно всего достигать логикой, которую он сам же придумал и описал, а Платон говорил, что нужно идти от общего к частному, поняв все целиком, потом в этом понимании остается только заполнять неясные, недостающие детали, частности. В итоге, мир, мировоззрение людей, очень долго основывались на философии Аристотеля, а на сегодняшний день философия и современная психология пришли к тому, что прав был всё же Платон: нужно идти от общего к частному.

Надо понять ребенка целиком, а потом уже наблюдать и включать частные проявления в это общее понимание. Такое понимание приходит само, а не выстраивается логикой: логикой оперировал Аристотель, и описанное им мировоззрение привело к существующему состоянию мира, которое не нравится никому – люди не достигли ни счастья, ни взаимопонимания. Платон предлагал другое: пытаться понять, почему человек такой, что в его мире живет и действует на самом деле. И то понимание, которое ты ищешь, проступает. «Так он же тонкий! Надо дать ему понимание тонкости!» – так проступает, и вдруг ребенок расцветает на глазах: его поняли! Итак, сначала нужно понять ребенка: что нужно для его развития, какую степени дисциплины и свободы он приемлет сейчас, чтобы начать развиваться, и дать ему ровно эту меру – не больше и не меньше, как лекарство. После этого ребенок развивается.

 

Есть и более тонкие, более сложные для понимания вещи. Например, можно научиться, глядя на ребенка, безмолвно, в несколько минут понять, что он из себя представляет. Не разговаривая с ним вообще. Такая способность называется эмпатия. Это термин, который обозначает способность человека проникнуть в свой собственный мир, во внутренний мир любого человека и понять его. Те люди, которые способны понять другого глубоко и практически без слов, являются эмпатами. Пока что их не так уж и много, ибо считается, что эмпатия – удел избранных. Но команда коучей компании «Швейсбергс и партнеры» с этим не согласна. Эмпатом является, по нашему мнению, практически каждый человек, который умеет слушать и понимать другого. Этому навыку можно научиться, обрести его в тренингах уже на первой ступени погружения в коучинг по методу Швейсберга, а потом развить и углубить его на следующих ступенях.

Любой способностью, которой овладел один человек, может овладеть и другой, если будет этому учиться – так же, как мы все когда-то овладевали навыком езды на велосипеде: пока смотришь, как ездят другие, ездить не научишься; надо сесть самому и попробовать. Так же и с эмпатией: каждый человек может быть услышан, каждый может быть понят глубоко и без слов, но для этого надо понимать, как правильно слушать, чтобы слышать, уметь настроиться на «его волну», чтобы его «увидеть». Причем, это относится не обязательно к детям. Но именно так можно понять и мир ребенка.

Например, если бы школьные преподаватели научились бы эмпатии, то они сумели бы понять, почему талантливый ребенок часто не хочет учиться. Да, может, ему просто неинтересно! Этому ребенку всё понятно, он быстро «въезжает» в сложные темы и разрешает их без труда, то есть он просто недозагружен. Таких детей надо загружать заданиями олимпиад, дополнительными занятиями, посещением кружков. Эти дети часто получают «4» вместо «5», потому что им было настолько неинтересно на каком-то уроке, что даже внимание сосредоточить было лень… А к неинтересным вещам люди относятся невнимательно, а значит, начинают допускать в них ошибки. Преподаватели в школе не всегда это понимают, не всегда видят. Очень талантливых детей надо грузить, грузить, грузить...

 

Ответив на вопрос «зачем это нужно?», обратимся к теоретическому обоснованию метода. Практика показывает, что технике активного слушания (как и активного говорения) нужно учиться поэтапно, разбивая эти процессы условно на несколько частей и овладевая ими по очереди.

 

Можно разбить практику, например, на такие три этапа.

Первый этап. Сначала вам нужно научиться ощущать человека как живого, понимать его контекст. Итак, на первом этапе необходимо сосредоточиться на понимании контекста (на характере человека, его атмосфере, уровне развития его разума, интеллекта, духовности, стремлений), чтобы вы могли эту атмосферу как бы вдыхать, понимать, чем человек живет. Это не так трудно, если вы рассредоточили свое внимание; если вы помните, что нужно понять человека именно целиком; если у вас действительно искренний интерес его понять. Это достигается уже в течение первых встреч, бесед или переговоров.

Попытайтесь попробовать так, попытайтесь сконцентрироваться не на анализе, действовать не умом, а именно разумом, понимать все вместе и сразу. Это будет первый этап.

Второй этап. Когда вы поняли человека объемно, то есть его мир для вас как бы ожил, вы можете переходить ко второму этапу. Можно попытаться увидеть человека таким, каким он станет: при этом важно не фантазировать, а увидеть то, что есть. Если сможете так, если это станет реальной живой силой (как мы упоминали выше), то вы станете «уловителями человеков» – не фантазерами, а «уловителями». Вы будете улавливать тот образ, который уже существует. Помните, Платон говорил, что все идеи уже существуют в пространстве: так и образ человека – это идея о нем совершенном, и она тоже существует в пространстве, но понять её нелегко. И если вы поймете контекст человека – каким он был и каким он стал, а также поймете всё, что его окружает, то вам будет легко и дальше продлить эту линию, предположив, что он может стать лучше, и тогда вы начнете понимать, что нужно делать для того, чтобы это было.

Когда вы увидите его изменившимся, лучшим, поймете его таким и вдохнете атмосферу его будущего, всё настоящее делается только атмосферой, а не умом: разум является движущей силой (ум двигательной силой не является). После этого, на третьем этапе с лучшим будущим, вы можете построить с этим человеком те отношения, которые вам интересны. Например, вы сможете ощутить с ним атмосферу партнерства, сотрудничества. И опять-таки, вы это делаете объемным видением, а не анализом: другими словами, вы находите или рождаете то, что вам нужно.

 

Так вот, когда вы поняли-уловили человека, нашли, каким он станет, сформировали те отношения, которые вам интересны, и держите всё это внутри себя, то мы сформировали это идеальное отношение, оживили его, и это отношение в нашей видимой жизни, в действительности, постепенно становится таким. Так работает активное слушание. Это не манипулирование людьми, это управление ситуацией, управление процессами, управление будущим. Таким образом, глубинная психология позволяет вам менять мир.

Мир состоит из людей и отношений между ними. Если вы по-настоящему живо найдете внутри себя образ человека, то, каким он станет, какие отношения вам нужны и какое отношение нужно вам с его стороны, то это отношение таковым станет. Как это объяснить? Идея, найденная в пространстве и осознанная разумом, то есть проявленная в нашем сознании, начинает создавать вокруг себя магнитное поле, магнетизировать пространство и подчинять себе условия, притягивая возможности для осуществления осознанного нами образа (идеи). Вспомним, что наш разум – движущая сила развития, и не только нашего собственного, но и совокупного.

 

Приведем пример-иллюстрацию семинара (отрывок) по активному слушанию и говорению – одно из занятий для будущих коучей-тренеров. В процессе этого семинара вы познакомитесь с основными условиями и принципами, которые необходимо осознать, чтобы овладеть одной из основных способностей человека – слушать и слышать, говорить и доносить мысль до человека, то есть стать «уловителем человеков».

 

Коуч. Когда вы слушаете, вы слышите от пяти до пятнадцати процентов того, что вам хотят сказать, не больше. Часто бывает так, что в процессе беседы вы начинаете думать о том, что вы услышали, и перестаете далее слушать и слышать собеседника. Потому есть несколько правил, которые позволят вам сэкономить время и быстрее понять другого.

1. Когда вы слушаете, не начинайте думать о том, что вам сказали.

2. Если вы действительно хотите конструктивного диалога, то или останавливайте собеседника, или записывайте тезисы того, что он говорит.

Во время переговоров лучше записывать тезисы, во время беседы лучше останавливаться.

3. Лучше говорить короткими, как бы рублеными, фразами. Собеседник сказал – вы обсудили. Один раз сказал – семь раз обсудили одну мысль. Только в этом случае можно надеяться, что пятнадцать процентов плюс пятнадцать процентов, и так семь раз подряд (как раз и получается около ста), приведут к общему взаимопониманию. Заметьте при этом, что каждый раз, когда вы уточняете мысль собеседника, вы все равно не получаете полной картины, вам все равно приходится уточнять. И каждый раз, уточняя, вы находите для себя что-то новое. Это значит, что до этого вы мало что услышали.

4. Чтобы начать по-настоящему слышать, или понимать (что практически одно и то же), собеседника, нужно войти в область разума. Когда ты вдруг понимаешь, что собеседник хотел сказать, это значит, ты понял его разумом, а не умом. Следовательно, чтобы активно слушать, необходимо тренироваться в умении входить в область разума, тренироваться в эмпатии, которая дает разуму чуткость, тренироваться в устранении отвлекающих разум моментов и т.д. Необходимо усиливать разум.

5. Чтобы научиться доносить мысль, также необходимо тренироваться. Правильное донесение мысли – это из области активного говорения, и для активного говорения также есть некоторые правила, которые помогают понять, как этот навык развить. Например, опытный лектор вынужден постоянно повторяться: повторять одни и те же мысли, постоянно возвращаясь к ним, показывая их с разных сторон, чтобы новизна обновляла людей и они продолжали слушать. Он вынужден постоянно задавать вопросы о том, что же люди в действительности услышали из сказанного им, что они поняли; он просит их перефразировать то, что рассказал. И при этом он сам будет постоянно всматриваться в них и видеть, что они поняли, то есть активно слушать. И даже во время своего рассказа он будет так поступать, и, когда увидит, что они что-то недопоняли, тут же остановит свою речь и попросит их пересказать.

Ум – такой инструмент мышления, который фильтрует поступающую в него информацию, укладывая даже новое в уже существующие стереотипы мышления. С разумом по-другому: он может вмещать новое, замещая при этом старое, если человек этого захочет, потому что разум имеет объем, а ум – плоский. Потому, конечно, если хочешь развития, лучше пользоваться разумом. Способность к эмпатии (пониманию того, что есть на самом деле) – из области разума и интеллекта сердца (о сердце – отдельный семинар), но не ума. Человек привык пользоваться умом, поэтому и не развил естественную способность к эмпатическому восприятию мира. Все практические упражнения коучинга основаны на развитии в человеке способности к эмпатии – чтобы человек получил в свои руки инструмент действительного восприятия мира и понимания его. В основе настоящего восприятия, понимания и изменений человека или других явлений, с человеком связанных, всегда лежит способность к эмпатии: именно поэтому все коуч-тренинги развивают и укрепляют именно ее.

Вернемся к практике активного слушания (и чуть позже – говорения) и постараемся выяснить, какие механизмы человеческой психики задействованы, чтобы у нас появились те самые «уши, которые слышат». Разум, как мы выяснили, – реальная сила и двигатель процесса, ум нам также необходим, но как стартер. Все равно вы начинаете слушать человека умом, потому что мы привыкли так делать, и первые несколько секунд или минут вы слушаете умом. Следовательно, поэтому нам нужно выяснить несколько моментов:

• во-первых, как правильно слушать умом?

• Во-вторых, как переключиться на разум?

• В-третьих, как мы поймем, что мы слушаем разумом?

Ответив на эти вопросы и применив на практике понятое, мы научимся активно слушать.

Итак, как правильно слушать умом?

 

Наталья. Как правильно слушать умом? Думаю, не оценивая, то есть, не думая, как ты относишься к сказанному.

 

Коуч. Пауза. Есть такое понятие как целеполагание. Благословенный Цзон-ка-па, последний величайший реформатор буддизма, говорил, что, прежде чем приступать к какой-то практике, необходимо задуматься:

– зачем она нужна?

– какова ее дальнейшая цель?

– какова ее самая дальняя цель?

И лишь поняв, зачем она нужна, и захотев ее, можно приступать к следующему вопросу: как это сделать? Ты сразу же начала думать, как это сделать, а потому будешь неуспешна в размышлениях. Давайте не будем забывать про Цзон-ка-па. Итак, какова цель того, что мы слушаем?

 

Наталья. Цель – услышать.

 

Коуч. Наташа, ты меня не слышишь. Вспомни, о чем мы говорили вначале: мы говорили о существовании трёх этапов при активном слушании – слушание умом, переход к слушанию разумом и слушание разумом. Следовательно, мы не будем ездить на стартере. Стартер в машине существует для того, чтобы запустить двигатель. Значит, слушание умом существует только для того, чтобы перейти к слушанию разумом. А когда мы будем слушать разумом, мы, конечно же, услышим человека. Потому что, когда мы слушаем умом, мы все равно усекаем то, что он говорит, понимая от пяти до пятнадцати процентов. Итак, какова цель слушания умом?

 

Наталья. Слушать разумом.

 

Коуч. Запустить механизм слушания разумом: то есть понимать, что мы как бы входим в область разума посредством ума. И когда такой вход совершен, нужно «стартер» отключить, и в процессе тренировок это можно научиться делать очень быстро. По большому счёту, слушать умом – это наша привычка, и она глупая: ведь услышать умом невозможно. Так какова цель того, чтобы слушать умом?

 

Наталья. Запустить процесс слушания разумом.

 

Коуч. Отключить ум.

 

Наталья. Отключить ум.

 

Коуч. Таким образом, когда мы начинаем слушать человека, то слушаем его умом. И первое, самое главное, что мы должны сделать, – это отключить ум. Мы начинаем слушать умом для того, чтобы его отключить: это цель слушания умом.

 

Василий. Каковы критерии того, что ум отключился?

 

Коуч. Ты начинаешь понимать сразу и всё. Всё целиком. Ты создаешь перед собой объемную картину. Ты перестаешь анализировать. Ты начинаешь слышать сто десять процентов. И ты начинаешь слышать мысли, которые в человеке рождаются. Так ведь лучше слушать?

 

Александр. А самый лучший метод отключить ум – какой?

 

Коуч. Нет метода, есть процесс отключения ума, который состоит из нескольких методов. Для этого сначала нужно развить свой собственный разум, потому что если у вас его нет или он совсем слабый, то запустить его вы, конечно же, не сможете: если у вас нет двигателя, вы можете сколько угодно крутить стартер, но машину не заведете. И нужно всегда помнить, что мы включаем стартер для работы двигателя, а не для того, чтобы кататься все время на стартере. Хотя чаще всего получается так, что мы начинаем слушать умом и забываем про разум. Причем, мы забываем о том, что нужно слушать разумом, что только так и возможно что-то услышать.

Как не забывать про существование разума?

Научиться его ценить. Если у нас есть что-то ценное, то мы это не выбрасываем. Ценное мы храним. Если у нас есть хорошая машина, мы не ездим на «Запорожце». Если у нас есть двигатель, мы не ездим на стартере. А раз мы ездим на стартере – значит, наверное, мы не ценим двигатель. Все время о нем забываем. Он для нас не представляет ценности, не имеет значения. Значит, только тот человек будет постоянно пользоваться разумом, кто ценит его. Потому необходимо постоянно заниматься философией, чтобы непрестанно убеждаться в ценности разума: для того чтобы начать ценить разум, его надо задействовать. Как видим, только философия поднимает человека из сферы глупости в мудрость. Только занятия философией делают человека больше, чем обычный, несвободный человек.

Итак, каковы три этапа активного слушания?

 

Дарья. Слушание умом, переход к слушанию разумом, слушание разумом.

 

Коуч. Да. Зачем мы проходим первый этап?

 

Дарья. Чтобы отключить ум и запустить разум.

 

Коуч. И зачем мы служим разуму?

 

Василий. Чтобы увидеть картину целиком…

 

Коуч. …потому что по-другому нельзя понять мир в действительности.

Так вот, когда мы слушаем человека, то обычно сразу начинаем обдумывать то, что он нам говорит. При этом вы сразу же оказываетесь в сетях ума: вы делаете это умом – вы как бы внутри себя перебиваете человека. И долго потом удивляетесь, почему вы не понимаете, что он хочет вам сказать, а он удивляется, почему вы его не слышите. В итоге, в процессе беседы вам кажется, что вы начинаете понимать его все больше и больше, а на самом деле происходит замыливание глаза, уха, мозга. И чем больше он вам объясняет, тем меньше вы его понимаете. В результате, когда вам кажется, что вы его поняли, оказывается, вы поняли совсем не то, что он хотел вам сказать, а то, что обдумали сами. Получается, всё это время вы слушали не человека, а вели беседу с самим собой.

 

Сергей. В принципе, так начинает проявляться антагонизм между людьми, основанный на непонимании друг друга.

 

Коуч. Поэтому ум есть ваш великий противник, поэтому давайте научимся его парализовывать, отключать. А после этого, я думаю, всем нам будет легко.

Вернёмся к нашей ситуации. Как только вы начинаете обдумывать то, что человек вам говорит, и вы сами это заметите, сразу скажите себе, что вы проиграли эту дуэль. Вы лузер. Категорически нельзя обдумывать то, что человек вам говорит. Истинная, глубинная философия, как и психология человека полна абсурдов. И эти абсурды характеризуют очень многие процессы нашей жизни.

А что можно? Можно записать мысль за человеком и обсудить с ним записанное – тогда вы думаете о развитии человека. А когда перебиваете и заменяете своими мыслями, даже внутри себя, то о развитии человека думать перестали. Записывая мысль собеседника, вы тем самым сдерживаете напор своего ума, который является слугой разума. Запомните, пожалуйста: ум всегда слуга. Если вы даете уму письмо, то вы даете для господина – разума ­– или для того, чтобы ум прямо при вас распечатал конверт и начал читать это письмо, делая умные замечания. А если вы общаетесь с человеком и при этом пользуетесь умом, а не разумом, то это то же самое, что слуга отвечает вместо господина. Потому вы и не слышите друг друга: письмо-то не слуге предназначалось, а господину. Общение с вашим умом подобно ссоре. Он всегда тот, кто ссорится, кто постоянно нападает. Так вот, когда на вас начинают нападать мысли, в то время как вы хотите слушать и слышать, вам нужно сначала отбить атаку, сбить спесь и потом тут же нападать самим, то есть действовать активно. Вам не надо ждать, пока разум у вас проснется. Нужно сначала сбить спесь, ударив эту мысль, запретив себе ее обдумывать: «Мы не обдумываем, мы не такие!». И тут же после этого вам нужно совершать активный процесс, который был бы активнее, чем ваше мышление. Как вы думаете, что?

 

Василий. Можно представить себя …

 

Коуч. Как только мы что-то представляем, мы задействуем мозг. Любое предположение, представление – это функция мозга, или ума. Истинные философы утверждают, что функция сознания – это реальность. А функция мозга – иллюзия.

 

Василий. Потому что надо не представлять, а ощущать!

 

Коуч. Точно! Как только мыслям от ума мы «дали по зубам», мы тут же должны активнейшим образом пытаться что-то ощутить – что-то, что задействует наш разум. И сейчас мы говорим уже о второй стадии активного слушания – о переходе к стадии разума, потому что, как мы помним, для понимания важен только разум. Шах уму!

Ребята, зачем вы разговариваете с человеком? Чтобы его понять. Вот и пытайтесь его понять, а не слушать. Таким образом, вам нужно понять человека, а не то, что он говорит. Каждый человек живет в каком-то контексте. Он живет в каком-то мире. И мы должны понять не только человека – в смысле, чего он хочет сейчас от нас – а в смысле, что каждый человек должен быть понят вообще. Вам нужно попытаться понять, кем был этот человек, каким он стал, каким он будет. Что движет им по жизни. От чего он идет, куда он идет. Какие силы влияют на его жизнь. И тут же вы начнете понимать, почему он это говорит, зачем он это говорит, что он от вас хочет, каков ход его мыслей: он это еще даже не сказал, а вы уже знаете. Надо понять человека целиком, понять его, а не его слова. Поэтому слушайте мир человека – человека в контексте.

Мы задействуем разум, сначала угомонив свой ум, а потом пытаемся понять человека, ощутив его разум, ощутив вообще натуру и природу всего его существа. Если вы будете тренироваться, то вы сможете сделать это за несколько секунд. Вам будет понятно все. Более того, находясь в этом состоянии, ощущая интонации, даже тончайшие, в человеке, потому что вы научились чувствовать интонации развитым аппаратом эмпатии, вы будете понимать малейшее дуновение его идей. Вы сможете даже, в то время как он начинает произносить какие-то слова, немного отвлечься, слетать, подумать о чем-то еще, вернуться, услышав окончание его фразы, «прокрутить» беседу назад, послушать и понять: «Ага, он это всё ещё говорит». Это называется активное слушание.

Когда вы так слушаете человека, вы становитесь тем, о ком Христос говорил: Будьте все уловителями человеков. Как бы поймайте человека, поймите его сущность, и вам не нужно будет тратить много времени на беседу с ним. Вы сразу все поймете. А ваш собеседник будет чувствовать себя понятым. Таким образом, мы растим производительность труда.

А теперь Саша нам расскажет, а я послушаю. Слушаем все его, а не то, что он говорит. Что ты понял, Саша?

 

Александр. Я понял, что выносить суждения о человеке – это ошибка. Наша задача – сосредоточиться на понимании человека.

 

Коуч. Чем отличается суждение от понимания?

 

Александр. Суждение – это то, что идет от ума. Понимание – это ощущение сущности человека. И если ум выносит как бы какой-то вердикт – как ярлык вешает, то понимание сущности похоже на ощущение человека как процесса: что у него было, как он к этому пришел, чем он стал и к чему он идет.

 

Коуч. Да. Согласен. Понимание человека как процесс. Сережа, как ты понимаешь это разумом? Понимание человека как процесса. Расскажи свои ощущения, пожалуйста, свое понимание Кате так, чтобы она поняла.

 

Сергей. Человек как процесс. Возьмем такой пример: ты начинаешь разговаривать с человеком. Вот он сидит перед тобой…

 

Коуч. Сразу сделал серьезную ошибку. Ты настроился на длинное объяснение. Чуть раньше мы говорили о том, что «одну фразу произнес, а потом семь раз ее обсудил».

 

Сергей. Я хотел каждую из этих длинных фраз длинно обсуждать.

 

Коуч. Мозг – это зло J. Научись говорить коротко, ёмко и мудро, чтобы человека просто пронзало.

 

Сергей. Для начала пойми, что человек – это процесс.

 

Коуч. Опять! То, что ты говоришь, директивно. Ты выдаешь приказы. Когда ты выдаешь человеку приказ, он думает: «Ну вот! Я должен что-то понять!» И как только ты говоришь «Пойми!», то уже продолжения фразы человек просто не слышит.

Катюша, а ты что поняла?

 

Катя. Во-первых, я поняла, что человек – это процесс. И что только восприятие человека именно как процесс позволяет вполне понять его…

 

Коуч. Пауза. Что ты понял из ее объяснения?

 

Сергей. Я понял, что Катя понимает человека как процесс, но не знает, для чего это нужно.

 

Александр. Было длинное вступление без сути.

 

Коуч. А ты что поняла?

 

Наталья. Катя понимает, что как бы какой-то такой образ есть про то, что «человек – это процесс». И что уловление этого образа позволит услышать человека.

 

Коуч. А я понял, что Катя поняла все. Прекрасно все понимает. Более того, отлично видит те трудности, с которыми она столкнется в дальнейшем, когда начнет это применять. Она уже начинает примеряться к этому и понимает, что будет очень непросто заставить замолчать свой ум. Что будет непросто понимать каждого человека как процесс, потому что она уже оценила те трудозатраты, те усилия, которые ей потребуется тратить на то, чтобы действительно глубоко понимать человека. Она уже поняла, что она будет уставать от этого. И она уже заранее внутри себя поняла, что она готова к этому процентов на пятьдесят-шестьдесят, но никак не на семьдесят или на восемьдесят. И из-за этого она сожалеет – от того, что она настолько слаба. И понимает, что, скорее всего, она это часто делать не будет, а только в некоторых исключительных случаях, когда очень нужно будет глубоко понять человека. И от этого она грустит. Правильно? Учитесь слушать друг друга! Ну ладно, будем учиться дальше.

 

Александр. Просто мы пока процессы.

 

Василий. Запущенные.

 

Коуч. Продолжим. Я, после того как Катя открыла рот, должен был спросить: «Катя, а почему ты считаешь, что у тебя это будет получаться лишь иногда? Что же, не сможешь всегда этим жить? Почему у тебя нет легкости?» А Катя ответила бы: «Я считаю, что это что-то новое, что-то грандиозное, что-то трудное; что я смотрю на это как на какую-то сверхзадачу, которая стоит надо мной и довлеет. И я не понимаю, с какой стороны к ней подступиться. И мне сейчас даже трудно представить, как я вообще начну это делать хотя бы в первый раз…»

 

Катя. Да!

 

Коуч. В точку, да? Тогда я должен сказать: «Катенька, ты же понимаешь прекрасно, что когда-нибудь начинать надо. Это тебе нужно. Ты хочешь этого? Хорошо. Тогда давай представим себе, что ты уже этим овладела – легко и виртуозно. Представь себе себя, владеющую этим – постоянно понимающую других людей, с первого взгляда, с первого вздоха, как сейчас я понимаю тебя. Представь себе свою радость, свою легкость в общении! Как люди будут удивляться, когда они только открывают рот, а ты уже им в ответ: «Да, да. Да! Вы правы!», «Нет, нет, нет, не надо этого делать», «Да, мы именно так и сделаем».

Как это будет интересно! Ты почувствуешь, как это, когда люди еще только начинают что-то говорить, а ты уже понимаешь, что «надо же людям дать выговориться, иначе как-то неприлично», – Катя, можно сказать, читающая мысли… Одна минута на человека – и всё понятно. Я думаю, что это значительно повысит производительность труда. Катерина, тебе нравится такой образ жизни?»

Так вот, вы будете видеть, что человек понимает, а что – не понимает. И когда вы сами будете ронять слово в него, это будет как бросание камешков в воду: бульк – и круги пошли. Вы еще только начинаете говорить и уже понимаете, что он понял, что не понял; и вы знаете, что он говорит, а что нет; о чем его спросить и как сделать так, что вы были максимально услышаны. Вы также понимаете, что вам нужно повторять, а что не нужно. Таким образом, и обратная связь, и ваша способность говорить что-то человеку тоже значительно усиливаются. И если сейчас вы тратите на разговоры массу времени, то в будущем это будет занимать примерно десять процентов, а может, и пять от нынешнего. Зачем много говорить, если можно просто понимать.

И вот у нашей Катерины освобождается масса времени: «пришел, увидел, победил». И она с легкостью самоудовлетворения, с радостью смотрит на мир и может сделать гораздо больше. Она делает гораздо больше. Она уверена в себе.

А давай, Катерина, поговорим с тобой о том, как тебе это удалось?

 

Катя. Наверное, путем практики.

 

Коуч. «Я постоянно старалась это делать! Сначала было трудно, потом ничего…»

 

Катя. …потом вошло в привычку.

 

Коуч. Потом вошло в привычку…

 

Катя. …потому что была понята ценность.

 

Коуч. Точно! Потому что ты начала видеть результат. А как же это тебе в первый раз удалось? Первые несколько раз?

 

Катя. Было огромное желание.

 

Коуч. И каждый раз ты давала своей первой мысли от ворот поворот. Да? Но, в результате, у нас все получилось. Таким образом, чтобы этого достичь, что нужно делать?

 

Катя. Практиковать.

 

Коуч. Давать первой мысли от ворот поворот. Это же не так сложно. Как считаешь, Катерина, по десятибалльной шкале, насколько у тебя достаточно сил, чтобы решительно и с желанием отваживать свою первую мысль, которая приходит, когда ты слушаешь человека?

 

Катя. Где-то пять…

 

Коуч. А что мешает?

 

Катя. Да, наверное, в общем-то, ничего.

 

Коуч. А давай мы поставим перед собой задачу, не сверхзадачу – сразу всего достичь, а задачу на первом этапе – отбивать первую мысль. Давайте будем соревноваться. Давайте мы и в вашем маленьком и дружном коллективе поставим такую задачу: как только вы начинаете что-то говорить от ума, тут же спрашиваете друг друга: «А ты отвадил первую мысль?» Как вы считаете, в таком варианте работы вам будет легче работать над активным слушанием и говорением?

 

Катя. Да.

 

Коуч. Это уже интересно. Итак, насколько вероятным ты считаешь, что вы сможете внутри вашего коллектива играючи сбивать спесь с первой мысли? По десятибалльной шкале.

 

Катя. Процентов на шестьдесят…

 

Александр. Кажется, реально.

 

Коуч. На сколько процентов?

 

Александр. Ничего невозможного нет. Надо попробовать. Сто процентов. Единственная проблема, которую я вижу, – это расстановка приоритетов. Особенно когда форс-мажор будет вмешиваться: будет желание всегда как-то себя оправдать.

 

Коуч. Стоп, стоп, стоп! Давайте мы поступим следующим образом. Самого уверенного в результате мы назначаем главным боксером. Пусть он контролирует ситуацию, пусть, если что, все шишки валятся на него. Если вы друг друга не понимаете – значит, он виноват. Он вовремя не крикнул: «Сбиваем спесь с первой мысли!» Хорошо?

А вы, конечно же, подчинившись ему, скорей всего так и будете делать. Насколько выросла ваша уверенность, что вы будете это делать, если он будет напоминать вам о первой мысли?

 

Катя. Еще процентов на двадцать…

 

Коуч. Значит, уже где-то процентов на восемьдесят подошли? То, что мы сейчас проделали, – это ГРОУ-Метод: достигли идеала; посмотрели на то, что есть; поняли, как мы будем это делать; достигли уверенности на восемьдесят процентов – значит, это точно будет.

 

Активное говорение

 

Активное говорение без активного слушания невозможно. Можно сказать, что сначала человек научается слушать и слышать, и только затем он может приступать к повышению квалификации – к активному говорению. Эти два навыка – активное говорение и активное слушание – являются основополагающими для развития человека, так как закладывают основу для дальнейшего обучения и развития. Мы потому так подробно останавливаемся на их рассмотрении, что упражнения в активном слушании и говорении закладывают базу для многих основных навыков, необходимых для развития человека: для приобщения к явлению эмпатии, для развития чуткости, наблюдательности, альтруизма, для развития умения познать не только других, но и себя, для формирования понимания окружающего нас мира и др.

Выше мы уже немного коснулись активного говорения, поэтому продолжим.

 

Как же сказать так, чтобы донести до человека? Это можно сделать, научившись технике активного говорения.

Если ты будешь заинтересован в человеке; если ты действительно искренне будешь хотеть ему что-то объяснить и тебе будет важно, чтобы человек понял, то у тебя будут особые интонации, ты будешь при этом глубоко безразличен сам себе: не будет ни волнения, ни неуверенности, ни самооценки – нет ничего этого, ибо нет тебя, а есть только человек и идея.

Итак, надо интересоваться людьми. Когда ты рассказываешь об огороде, то смотришь на свой огород – тебе же должен быть интересен человек: нужно говорить человеку, а не про огород.

Делается это следующим образом. Ты смотришь в человека как бы внутренним оком и как будто внутри него бросаешь камешки – бульк, бульк. Нужно говорить не человеку, а в человека. Но обычно мы смотрим в свой огород и видим, что там есть то-то и то-то, а про человека совсем забываем. Когда мы забываем про человека, мы ему ничего не донесём: он будет слышать то, что он хочет, а не то, что мы хотим донести. Но если мы говорим в человека – мы доносим.

В процессе говорения нужно понимать, что вот – человек, которому ты несешь, а вот – мысль, которую ты ему доносишь. Важно понимать, что человек и доносимая мысль – не одно и то же и что ты пытаешься эти два явления объединить.

 

1. Нужно говорить без суеты, медленно. В спортивном коучинге говорится: сделай хорошо, но медленно. Говорить медленно, прожевывая слова, – пока учишься. Затем можно ускорять темп.

2. Смысл активного говорения в том, что надо верить в то, что ты говоришь. Без этой убежденности слова не будут иметь веса и для собеседника: если ты сам не веришь, то зачем верить в это твоему собеседнику?

3. Нужно говорить не об этом, а это. Нужно учиться настолько глубоко понимать человека, чтобы даже затылком чувствовать, что с ним происходит. Коучинг учит настолько эффективному общению, что люди начинают понимать друг друга без слов. Нужно быть глубоко заинтересованным в человеке, чтобы в нем проявилось то, о чем вы говорите.

4. В активном говорении тебе должно быть все равно, как тебя оценивают: доносимая идея должна быть главной, а не ты. Нужно научиться концентрироваться так, чтобы тебе было всё равно, что с тобой – важно то, что ты делаешь. Это целая наука. Если ее познаешь, то научишься понимать людей.

5. Если люди много и не по существу говорят, можно сказать «спасибо, поговорим в другой раз». Либо в процессе разговора можно уточнить, что же человек в действительности хотел сказать, и подвести человека вопросами к правильному разговору. Но в хорошем общении мало слов, и они чаще всего не нужны, ибо каждое слово – энергия.

6. Когда говоришь, нужно чувствовать, как твои слова воздействуют на человека – обязательно проявить интерес к собеседнику. Нужно работать с человеком, а не с идеями и образами. А он должен работать с тобой, и тогда ты донесешь до человека мысль.

7. Нужно говорить не себе, а человеку, а ведь очень часто так и происходит, что мы говорим именно себе. Если человек в разговоре слышит только себя, тогда он не донесет.

 

Некоторые интересные ресурсы, которые помогут открыть человека, расположить его к разговору:

первое правило. Если ты видишь, что человек что-то забыл или пропустил, – спрашивай. Когда он отвечает, то он открывается. Задавай вопросы. Очень многое зависит от вопрошающего. Можно задать простой вопрос – и человек откроется, но для этого должен быть интересен человек целиком, интересна его душа – это одна из основ и целей коучинга.

Правило второе. Тебе должен быть интересен человек целиком. Не надо желать от человека чего-то: друзей не надо иметь, с ними надо дружить. Когда вы настойчиво чего-то хотите от человека, он сразу же закрывается.

 

Принцип активного говорения и активного слушания – это проникновение в суть друг друга, ощущение ценности разума другого человека. Не надо думать о технике: каждый раз, когда ты думаешь о технике, ты ограничиваешь себя. Смотри на разум. Если ты будешь ставить целью «ухватить» разум и суть собеседника, то ты ухватишь; если будешь думать о вопросах, ты будешь думать только о вопросах. Если твоя цель – уловить разум, то вопросы придут сами.

Очень важно, какую цель в разговоре ты ставишь перед собой. Запомни, тебе должен быть интересен человек, а в человеке – то, что интересно ему. Если смотреть на то, что человеку интересно, ты всегда его заинтересуешь. Если говорить о том, что интересно тебе, – нет. Если ты заинтересуешь человека, то сможешь донести до него свою мысль, сможешь создать отличную предпосылку для продолжения общения, вы будете чувствовать друг друга и можете стать друзьями. Таким образом, отличная цель – это отношения, которые необходимо ткать, не надеясь, что они сами собой сложатся. Обычно не складываются, если не потрудиться над ними.

Бывает, общаешься с человеком давно, но понимаешь, что ты его не знаешь, так как его внутренний мир для тебя был закрыт. И в процессе вдумчивого общения вдруг начинаешь понимать, что человек-то совсем другой, чем ты представлял себе всё это время. Просто ты этого не замечал и не хотел замечать, так как тебя этому не учили. Потому для начала действительно настоящих, дружеских отношений нужно научиться человека замечать. Когда ты смотришь на человека и понимаешь, что его интересует, ты начинаешь получать гораздо больше информации о нем самом, чем тогда, когда ты получаешь информацию, которая интересна тебе. Нужно интересоваться людьми, и тогда они с горящими глазами будут раскрываться сами, и ты прочтешь в их душе всё, что нужно, даже без слов.

Истинная заинтересованность в человеке – это альтруистическое чувство, когда тебе ничего не надо от человека, но интересен он сам, когда тебе интересно отдать то, чем владеешь. И даже когда спрашиваешь человека, то делаешь это для того, чтобы лучше отдать. Нужно светить для человека. Поэтому коучинг, исследующий парадоксы человеческой психики, утверждает: если хочешь получить какой-то особый результат – например, заключить отличный контракт, нужно думать о том, что ты можешь отдать. Можно отдать даже просто улыбку и не думать о том, что получишь взамен. Нужно учиться отдавать, а не брать.

Одна из основных доктрин коучинга – это доктрина о мотивации, которая учит, как правильно мотивировать человека что-то вам дать – так, чтобы это и его самого развивало. И сделать это можно только одним способом: захотеть отдать, ничего не беря взамен.

Таким образом, слушайте человека и говорите ему не для того, чтобы что-то иметь самому, а из интереса к собеседнику, к его развитию, и он станет вашим лучшим другом или партнером.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.