Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Программа социологического исследования



 

Проблемная ситуация - основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых – противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом. Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Современный мир с его скоростями, невероятными темпами жизни и либеральной направленностью, с большим количеством возможностей и широким выбором, делает культурные проявления молодёжи наиболее яркими и специфичными. Молодёжь, желая выразиться и реализоваться, хочет отличаться от всех, быть независимой и самодостаточной, идти вразрез с общепринятыми нормами, ценностями, установками.

Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.

 

Проблема - отсутствие достоверной информации о содержании и уровне культуры студентов ФУСа.

 

Объект – студенты ФУСа.

Предмет – культура студентов.

Цель – выяснить содержание и уровень культуры студентов, и факторы, влияющие на ее формирование.

Задачи:

1.Выяснить особенности поколения и их влияние на культуру студентов.

2.Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.

3.Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.

4.Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.

5.Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.

Интерпретация основных понятий:

Студенческая молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (от 16 до 28 лет), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

Культура студентов – совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.

Ценности – 1) этические идеалы и убеждения; 2) основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

Ценностные ориентации – сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

Досуг – время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.

Мотив - внутреннее побуждение к определенной деятельности.

 

Операционализация понятия:

Ценности и нормы:

1. Моральные нормы

2. Семейные ценности

3. Религиозные ориентации

4. Политические ориентации

5. Смысложизненные ориентации

6. Профессиональное самоопределение

7. Этические, нравственные предпочтения

8. Отношение к девиантным формам поведения

Уровень культуры:

1. Проведение досуга

2. Встречи с друзьями

3. Интерес к живописи

4. Предпочтения в музыке

5. Занятия физкультурой и спортом

6. Занятия творческой деятельностью

7. Частота посещения театров, кино, музеев...

8. Частота чтения художественной литературы

9. Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте

10. Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач

 

Гипотезы:

1. Культурные ценности студентов отличаются от культурных ценностей взрослых.

2. Традиционные ценностные ориентации студентов полностью уступили место ценностям западного общества.

3. Профессиональное образование воспринимается студентами как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.

4. Большинство студентов полагают, что высшее образование не является залогом жизненного успеха.

5. Чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше культурный уровень студента.

Анкета

Уважаемый студент!

Лаборатория социологических исследований ТвГУ проводит социологическое исследование, целью которого является изучение культурных предпочтений и культурного уровня студентов. Просим Вас принять в нем участие. Заранее выражаем благодарность и сообщаем, что все данные использованы в совокупности. Анонимность будет сохранена.

Нужный ответ обведите, пожалуйста, в кружочек. Будьте добры, ответьте на все вопросы. Если в вопросе нет дополнительных указаний, то выбирать следует один ответ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.