Развитие анатомии (первая русская анатомическая школа, П.А.Загорский). Топографическая анатомия (И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов). Функциональная анатомия (П.Ф. Лесгафт)
2. Учение об общем и местном обезболивании. История открытия наркоза.
4. Бескровная хирургия. Развитие полостной хирургии.
5. Разработка принципов асептики и антисептики.
6. Открытие групп крови.
7. Первые опыты по переливанию крови.
8. Зарождение микробиологии, иммунологии и вирусологии.
9. Создание и применение вакцин и сывороток.
10. Лауреаты Нобелевских премий в области микробиологии и хирургии.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Развитие анатомии (первая русская анатомическая школа, П.А.Загорский). Топографическая анатомия (И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов). Функциональная анатомия (П.Ф. Лесгафт).
Преподавание анатомии в России велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении использовали учебники иностранных авторов. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык.
Перевод анатомического трактата на славянский язык был сделан в 1658 г.: монах Епифаний Славинецкий перевел для патриарха Никона книгу А.Везалия «Эпитоме», изданную в Амстердаме в 1642 г., и назвал ее «Врачевская анатомия». В начале XVIII в. специально для Петра I был переведен на русский язык знаменитый в то время анатомический атлас Готфрида Бидлоо, вышедший в свет в 1690 г. в Амстердаме.
Первый отечественный атлас анатомии «Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела» на латинском языке составил в 1744 г. Мартын Иванович Шеин (1712—1762 гг.), деятельность которого оставила значительный след в истории отечественной анатомии и хирургии. Он же в 1757 г. впервые перевел на русский язык «Сокращенную анатомию, все дело анатомическое кратко в себе заключающую» Лаврентия Гейстера, которая стала первым в России практическим руководством по анатомии на русском языке.
Константин Иванович Щепин (1728—1770 гг.) — первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание анатомии и хирургии на русском языке в Москве и Петербурге; в 1764 г. он кратко изложил на русском языке основы анатомии в работе «Об анатомии вообще».
Алексей Протасьевич Протасов (1724— 1796 гг.) — первый русский анатом-академик. Он сделал перевод анатомического атласа И. Д. Прейслера (1666—1737) «Анатомия живописцев», который явился первой печатной книгой анатомии на русском языке.
Первая в России научная анатомическая школа сложилась в Петербургской медико-хирургической академии под руководством академика П.А.Загорского.
Петр Андреевич Загорский (1764—1846 гг.) утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Он создал первое в России оригинальное отечественное руководство по анатомии «Сокращенная анатомия...» в двух книгах (1802).
Анатомия как наука и предмет преподавания не выделялась в самостоятельную дисциплину вплоть до начала XIX в. Она объединялась с физиологией; патологией, а позднее и патологической физиологией и изучалась в тесной связи с хирургией. Таким образом, выдающиеся анатомы того времени были одновременно и блистательными хирургами, терапевтами, физиологами. Среди них С.Г.Зыбелин (1735—1802 гг.) — первый русский профессор Московского университета; А. М. Шумлянский (1748 —1795 гг.), защитивший диссертацию «О строении почек»; Е.О.Мухин (1766— 1850 гг.) — преподаватель Московского университета, автор «Курса анатомии» и многие другие.
Глубокий след в российской и мировой анатомии оставил академик Илья Васильевич Буяльский (1798 — 1866 гг.). В 1828 г. И. В. Буяльский опубликовал «Анатомико-хирургические таблицы», получившие мировую известность. Они состояли из 36 рисунков и 14 таблиц, изображавших органы в натуральную величину. Их ценность определялась также и тем, что существовавшие в то время учебники анатомии — П. А. Загорского и хирургии — И. Ф. Буша иллюстраций не имели. Таблицы И.В.Буяльского объединили данные топографической анатомии и оперативной хирургии и явились первым в истории России отечественным атласом по оперативной хирургии. И. В. Буяльский разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Он был инициатором метода «ледяной анатомии». Его перу принадлежат крупные монографии «Краткая общая анатомия тела человеческого» (1844 г.), «Анатомические записки для обучающихся живописи и скульптуре в императорской академии художеств» (1860 г.). И. В. Буяльский был не только искусным анатомом, но и блестящим хирургом.
Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова — великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии как самостоятельной науки, изучающей взаимное расположение тканей, органов и частей тела, новатора методов «ледяной» анатомии и распилов замороженных трупов. Его основополагающие научные труды блистательно доказали важность практического значения анатомии для клинической медицины. Н.И.Пирогов написал несколько крупных работ по хирургии. Главная из них — «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». Этот труд положил начало новому хирургическому подходу к изучению анатомии. Внедрение новых методов исследования расширило возможности научной анатомии и еще более приблизило ее к клинической медицине. Так, открытие лучей Рентгена (1895 г.) и создание рентгеноанатомии сделало возможным применение метода рентгенодиагностики в клинике. Значение анатомии для врача любой специализации трудно переоценить, ибо «врач не анатом не только бесполезен, но и вреден» (эпиграф к учебнику Е. О. Мухина «Курс анатомии»).
В Петербурге функциональное направление в медицине развивал Петр Францевич Лесгафт (1838―1909 гг.) — основоположник теоретической анатомии и зачинатель отечественной науки о физическом воспитании. К оценке физического воспитания он пришел от анатомии: по Лесгафту, форма непрерывно изменяется под влиянием функций и условий питания, следовательно, совершенная форма здорового организма прямо зависит от активного воздействия на него упражнений, разработанных на научной основе.
Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.
П.Ф. Лесгафт впервые проложил мостик между анатомией и физическим воспитанием.
ЭМБРИОЛОГИЯ
Эмбриология (греч. embryologia; от embryon — зародыш, logos — исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе — внутриутробном Развитии плода от момента оплодотворения до рождения. Современная эмбриология изучает три периода индивидуального развития: предзародышевый — протогенез (греч. protogenesis), зародышевый — собственно эмбриогенез (греч. embryogenesis) и ранний послезародышевый — постнатальный онтогенез (греч. ontogenesis postnatalis).
Весьма близко к открытию яйцеклетки подошел голландский анатом и физиолог Ренье де Грааф (1641 — 1673 гг.). С его именем связано совершенствование многих методик исследования, например, применение сифона и клизм в анатомии. Грааф впервые изучил семенные канальцы и определил их как «сосуды, изготовляющие семя». В 1672 г. он описал открытые им пузырьки женских половых желез, которые ошибочно принял за яйца, откуда и произошло название — «яичник» (лат. ovarium). Установить истину удалось лишь полтора столетия спустя, когда К. Бэр, используя более совершенную микроскопическую технику, показал, что «граафовы пузырьки» являются лишь полостями, где образуются яйцеклетки и откуда они высвобождаются в результате овуляции.
Каспар Фридрих Вольф (1733-1794 гг.), немец по происхождению, развил и экспериментально обосновал теорию эпигенеза (термин, предложенный Вольфом. (истор.; эпи- + греч. genesis происхождение, развитие) учение, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное образование органов и частей зародыша из вещества оплодотворенного яйца). Тщательно изучив ранние стадии развития цыпленка, он доказал, что куриное яйцо не содержит пресформированного зародыша. Более того, Вольф выделил в нем два листка зародышевой ткани и показал, что нижний, свертываясь в трубочку, образует пищеварительный канал, который не существует на ранних стадиях развития. По аналогии с этим наблюдением Вольф предположил, что из верхнего листка формируется центральная нервная система и что все другие органы образуются в результате постепенной структурной дифференцировки организма в процессе внутриутробного развития.
Карл (Максимович) Бэр (1792-1876 гг.) работал в Австрии и Германии, в 1834 г. переехал в Санкт-Петербург. Он открыл основные законы эмбриогенеза позвоночных и сделал важные теоретические обобщения в этой власти. Его труд «Развитие животных» (1828, 1837 гг.) является важнейшим классическим трудом в истории эмбриологии. Он впервые увидел и описал яйцо млекопитающих и человека (1827). Установив закон сходства зародышей различных классов позвоночных, он показал, что в процессе внутриутробного развития ранее всего обнаруживаются свойства типа, затем класса, отряда и далее, а видовые и индивидуальные признаки появляются на более поздних стадиях эмбриогенеза. Он показал также, что эмбрион человека развивается по аналогии со всеми позвоночными животными. Труды К. Бэра заложили основы сравнительной эмбриологии позвоночных.
Александр Онуфриевич Ковалевский (1840—1901 гг.) — академик Петербургской Академии наук — доказал связь между позвоночными и беспозвоночными и разработал единую теорию развития зародышевых листков для всех представителей животного мира (1874 г.), что до сих пор является основным обобщением эмбриологии.
Илья Ильич Мечников (1845 —1916 гг.) — академик многих академий мира, лауреат Нобелевской премии (1908 г.), в период с 1865 по 1886 г. совместно с А. О. Ковалевским опубликовал ряд фундаментальных работ по сравнительной и эволюционной эмбриологии.
Эмбриология стала одной из важнейших биологических дисциплин. Ее применение в медицине не ограничивается областью анатомии и гистологии, она имеет важное значение для развития профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями, для разработки новых методов тестирования фармакологических препаратов. Большие перспективы эмбриологии связаны с развитием генетики и многих других областей медицинской науки.
Развитие хирургии. Местное обезболивание. История наркоза (эфир,Дж.Уоррен, 1846; хлороформ, Дж.Симпсон, 1847). Вклад Н.И.Пирогова в изучение и применение наркоза. Борьба с раневой инфекцией. Асептика (И.Земельвейс, 1847). Антисептика (Дж.Листер, 1865). Механическая, физическая, химическая антисептика. Стерилизация. Автоклавирование. Хирургические перчатки. Халаты. Устройство операционных. Остановка кровотечения. Жгут. Хирургический инструментарий. Сосудистый шов (А.Каррель). Научные переливание крови. Основы оперативной техники. Полостная хирургия (Т.Бильрот,Т.Кохер). Военно-полевая хирургия (Н.И.Пирогов).
Хирургия. Основной задачей хирургии во второй половине XIX века явилась борьба с инфекцией раны. Создание и развитие антисептики и асептики значительно способствовало дальнейшему развитию хирургии. Гнойные осложнения после операции и после ранений были бичом хирургов. Нагноения, замедляли заживление ран, вызывали у раненых и больных после операций септические осложнения, истощали раненых и оперированных и часто приводили к смертельному исходу. В начале XIX века крупный французский военно-полевой хирург Ларрей, опасаясь развития гнойных осложнений после огнестрельных ранений и стремясь приблизить медицинскую помощь к полю сражения, создавал в армии Наполеона особые подвижные перевязочные пункты и в большом количестве применял ранние ампутации при огнестрельных ранениях конечностей. Русские врачи — участники Отечественной войны 1812 г. и последующих походов в Западную Европу — применили эвакуацию и организовали военно-развозные госпитали, выявившие преимущества русской военной медицины.
Еще до открытий Пастера отечественные хирурги И. В. Буяльский и Н. И. Пироговвели борьбу с раневой инфекцией. И. В. Буяльскийприменял антисептический раствор хлорной извести для обмывания рук и считал это лучшим предохранительным средством для операторов, акушеров, повивальных бабок, врачей и фельдшеров как при операциях, внутренних осмотрах, перевязывании гангренозных, венерических и нанесенных бешеными животными ран, так и при вскрытии мертвых тел. Н. И. Пирогов при лечении ран применял йодную настойку, раствор хлорной извести, азотнокислое серебро. В 1841 г. в своей петербургской клинике он выделил особое отделение для больных пиемией, рожей и гангреной, чтобы предупредить внутригоспитальную инфекцию.
Антисептика (лат. antiseptica; от греч. anti — против, septicos — гнилостный, вызываюший нагноение) — комплекс мер, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране, патологическом очаге или организме в целом.
Научное обоснование антисептики и асептики стало возможным только после работ Л.Пастера, который показал, что процессы брожения и гниения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов.
Английский хирург Джозеф Листер 1827 — 1912 гг. — основоположник антисептики (1867 г.).
― сформулировал тезис: «Ничто не должно касаться раны, не будучи обеспложенным»;
— ввел химические методы борьбы с раневой инфекцией;
— дал научное объяснение хирургической инфекции;
―впервые разработал комплекс мероприятий по борьбе с хирургической инфекцией. Метод Листера основан на применении 2—5 % растворов карболовой кислоты (водных, масляных и спиртовых) и представляет стройную систему антисептики (уничтожение микробов в самой ране) с элементами асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной). Карболовая кислота была токсична.
— в качестве шовного материала предложил рассасывающийся антисептический кетгут.
— придавал значение воздушной инфекции (перед началом и во время операции в воздухе операционной распыляли карболовую кислоту при помощи специального распылителя). Карболовая повязка защищала рану (1865). Послеоперационные осложнения и смертность снизились в несколько раз.
Устройство операционных (асфальтные вместо деревянных полы). В 1880 г. предложена стерилизационная печь; в 1884г. – автоклав; во 2-й половине Х1Х в. появляются белые халаты.
Виды антисептики:
Различают несколько видов антисептики: биологическую (посредством антибиотиков, бактериофагов и т.п.), механическую (Пирогов, удаление из раны инородных тел, жидкостей и иссечение тканей с находящимися в них возбудителями), физическую (посредством гигроскопических повязок, ультрафиолетового облучения, сухого тепла и т.п.), химическую (посредством антисептических средств — йода, спиртов, кислот, щелочей и т.п.) и смешанную (сочетание четырех предыдущих видов).
Антисептика значительно снизила число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах, но не разрешила проблемы борьбы с раневой инфекцией.
В начале 80-х годов русские клинические и земские хирурги внесли ряд оригинальных предложений и изобретений, проделали экспериментальные работы, способствовавшие дальнейшему развитию антисептики. Н. В. Склифосовский предложил для этой цели йодоформ (обеззараживающее средство жёлтые кристаллы с резким запахом), П. И. Дьяконов применял нафталин.
Асептика (лат. aseptica; от греч. а— приставка отрицания, и septicos — гнилостный, вызывающий нагноение) — система мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы и полости тела при хирургических операциях, перевязках и других лечебных процедурах.
Венгерский акушер И г н а т и й Филипп 3 е м м е л ь в е й с ( 1818— 1865) изучил причины послеродовой горячки и огромной смертности после нее и установил, что истинная причина родильной лихорадки кроется в переносе заразного начала руками и инструментами акушеров. В 1847 г. Земмельвейс стал применять хлорную воду для дезинфекции рук акушеров и родовых путей женщин и быстро добился того, что смертность рожениц снизилась с 18,3 до 1,3%. Земмельвейса поддержали Рокитанский и Шкода, но против него выступило большинство, в том числе крупнейшие акушеры того времени и Вирхов. Земмельвейс ранее, чем Листер, установил причину послеродового сепсиса и ввел антисептику.
Листер указывал, что высокая температура и кипячение уничтожают микробов, но практически применимым в хирургии он считал только химические вещества. Асептика включала некоторые приемы, выработанные антисептикой (строгая чистота операционной, обработка дезинфицирующими растворами операционного поля и рук хирурга). Кроме того, была введена стерилизация инструментов, перевязочного материала и одежды персонала операционной. В 1881 г. Р.Кох предложил стерилизатор текущим паром для обеспложивания лабораторной посуды и питательных сред; затем этот стерилизатор усовершенствовали. В 1884 г. русский врач Л. О. Гейденрейх впервые в мире доказал, что более совершенна стерилизация паром при повышенном давлении и предложил использовать для стерилизации автоклав. После экспериментальных работ микробиологов физические методы дезинфекции использовали гигиенисты и инфекционисты, и уже в середине 80-х годов наиболее рациональными способами дезинфекции были признаны кипячение и дезинфекция водяными парами. Переход от антисептики к асептике был плавным, ибо единая идея — уничтожение микробов — объединяла оба метода.
Асептический метод включает:
― стерилизацию в кипящей воде или паром инструментов, перевязочного и шовного материала;
― специальную систему мытья рук хирурга;
― комплекс санитарно-гигиенических и организационных мероприятий в хирургическом отделении (применение радиоактивного излучения, ультрафиолетовые лучи, ультразвук и т.д.).
Немецкие хирурги Эрнст Бергманн, 1836—1907 гг., Курт Шиммелъбуш, 1860 —1895. ― основоположники асептики.
Идея метода была навеяна практикой Р.Коха, который стерилизовал паром лабораторную посуду. В 1890 г. Бергманн и Шиммельбуш впервые доложили о методе асептики. В России широкое внедрение принципов антисептики и асептики связано с деятельностью Н.В.Склифософского, К.К.Рейера, П.П.Пелехина, Г.А.Рейна, Н.А.Вельяминова, В.А.Ратимова, М.Я.Преображенского, М.С.Субботина, П.И.Дьяконова и многих других ученых.