При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности. При обработке подсчитываются:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожностьв школе — общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
№
Фамилия, Имя
Переживание социального стресса
Фрустрация потребности в достижении успеха
Страх самовыражения
Страх ситуации проверки знаний
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих
Низкая физиологическая сопротивляемость стресу
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
Общая тревожность в школе
общая тревожность ребёнка
А. А.
18%
38%
50%
100%
40%
80%
38%
68%
48%
Б. А.
55%
38%
33%
83%
100%
60%
50%
82%
62%
В. Я.
36%
38%
33%
17%
0%
0%
38%
14%
24%
З. А.
9%
31%
33%
0%
0%
20%
13%
0%
14%
З.Д.
45%
39%
67%
83%
40%
20%
50%
77%
57%
К.А.
73%
54%
0%
17%
0%
0%
50%
9%
28%
К.К.
9%
15%
33%
83%
40%
40%
25%
32%
26%
Л.Д.
45%
31%
50%
50%
0%
20%
50%
23%
29%
Л.Дм.
55%
39%
67%
100%
40%
80%
38%
64%
59%
М.С.
45%
31%
33%
67%
0%
0%
25%
41%
35%
М.Д.
36%
46%
67%
100%
80%
60%
38%
77%
29%
М.А.
37%
15%
0%
0%
0%
20%
25%
0%
12%
М.Е.
55%
62%
67%
83%
60%
20%
50%
64%
60%
Н.А.
36%
46%
67%
67%
80%
40%
50%
55%
53%
Н.Д.
36%
38%
67%
50%
40%
20%
75%
41%
41%
Н.У.
9%
23%
0%
0%
20%
0%
25%
0%
9%
О.С.
27%
23%
17%
0%
0%
0%
25%
5%
14%
Р.А.
9%
31%
33%
17%
0%
20%
38%
23%
21%
Р.Е.
45%
46%
83%
83%
40%
20%
63%
50%
50%
С.Ю.
55%
54%
83%
67%
80%
20%
75%
41%
53%
С.И.
46%
31%
0%
0%
0%
20%
50%
5%
17%
Х.А.
64%
38%
17%
33%
0%
0%
50%
18%
29%
Я.А.
9%
54%
50%
83%
100%
60%
50%
68%
53%
СРЕДНЕЕ
4,1
37%
4,8
37%
2,5
41%
3,0
51%
1,7
33%
1,4
27%
3,4
43%
8,2
37%
36%
Таблица 1 Сводная таблица результатов обработки теста общего уровня школьной тревожности Филлипса.