Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса



Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту – показывает общий уровень тревожности. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Для определения характера тревожности подсчитывается число несовпадений по каждому из восьми факторов. Автор выделяет следующие синдромы (факторы): общая тревожность в школе; переживания социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям ; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношении с учителями. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, которое во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством [11,554].

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний».Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент. На бланке изображены девять мимических масок, отображающих различные эмоциональные состояния. Испытуемым нужно сопоставить свое актуальное эмоциональное состояние с эталонными масками и после этого на листе бумаги указать номер той из них, которая в большей степени совпадает с настроением. Тут же буквой обозначается степень выражения эмоционального состояния: а - выражено несколько больше других, б - выражено сильно, в - выражено очень сильно.

Для обработки и анализа результатов необходимо пользоваться ключом, в котором пронумерованным маскам соответствуют следующие эмоциональные состояния: 1.Спокойное, уравновешенное. 2.Светлое, приятное. 3.Безразличное. 4.Скучное. 5.Радостное. 6.Неудовлетворенное. 7.Дремотное. 8.Восторженное. 9.Пресыщенное [11,497].

Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник».Методика также разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике. Испытуемым раздаются бланки с изображением медицинского градусника, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню проявления состояния (слабо, сильно, очень сильно). Ребятам необходимо выбрать ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует их состоянию в данный момент, и пометьте на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному [11,497].

Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность».Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить полярные свойства личности человека - его эмоциональную возбудимость и эмоциональную уравновешенность. Данная методика также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов.

Испытуемым предлагается ответить на несколько вопросов, ставя свой ответ («да («+») или «нет» («-»)) рядом с номером вопроса. За ответы "Да" на вопросы методики начисляется от 1 до 3 баллов в соответствии с "ключом". Подсчитывается общая сумма баллов по шкале искренности и шкале эмоциональной возбудимости, определяется её уровень [11,549].

Метод неоконченных предложений.Целью данной методики является выявить страхи младших школьников в различных сферах общения и деятельности. Испытуемым предлагается бланк с девятью началами предложений, которые им необходимо закончить самостоятельно. В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребёнка. В соответствии с этим интерпретируются страхи и тревожные переживания в различных ситуациях школьной жизни ребёнка [17,374].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.