Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ и интерпретация результатов исследования



После проведения эмпирического исследования с помощью опросника Филлипса для оценки уровня тревожности учащихся 3-го класса были проведены количественный и качественный анализ.

Подсчёт результатов общей тревожности школьников показал, что в классе из 23 человек у 15 ребят, что составляет 65%, пониженный уровень тревожности (рис.1). У 8 ребят (35%) выявлен повышенный уровень общей тревожности. Высокую общую тревожность подсчёт результатов не выявил.

Рис. 1 Результаты общего уровня тревожности младших школьников в 3 «А» классе, выраженные в процентах

Таким образом, можно сказать, что в целом в данном классе преобладает низкий уровень тревожности, что сказывает на хорошем эмоциональном состоянии как каждого ученика, так и всего класса. И если рассматривать средние показатели по каждому из восьми тревожных синдромов (факторов) в целом по всему классу, то можно сказать, что по всем изучаем фактором выявлен низкий уровень тревожности (все средние показатели ниже 50%) (рис. 2).

Рис. 2 Средние результаты по восьми тревожным факторам, показанные школьниками 3«А» классе, выраженные в процентах

 

Анализ соотношения уровней проявления тревожности по каждому из восьми синдромов (факторов) представлен на рис. 3.

Переживание социального стресса отражает эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). По данному фактору у 74% ребят класса низкий уровень тревожности, у 26% - повышенный уровень, высокий уровень тревожности не показал ни один ученик. Это говорит о том, что социальные контакты не вызывают высокого эмоционального напряжения и ребята, в основном, чувствуют себя комфортно.

По фактору фрустрация потребности в достижении успеха также не было выявлено ни одного ученика с высоким уровнем тревожности. Повышенный уровень показали 17% учащихся и 83% - пониженный уровень тревожности. Это говорит о том, что большей части ребят не свойственен неблагоприятный психический фон, который препятствует развитию своих потребностей в успехе, достижении высокого результата и т. д.

У 52% ребят отмечается низкий уровень тревожности по фактору страха самовыражения. У 39% повышенный уровень и у 9% высокий уровень тревожности по данному фактору, что говорит о негативных эмоциональных переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей наиболее сильно проявилось 39% учащихся. Страх ситуации проверки знаний вызывает повышенный уровень тревожности у 22% ребят. И у 39% эта ситуация не вызывает сильных эмоциональных переживаний тревоги.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих вызывает высокую тревожность у 26% учеников. Для 4% учащихся данного класса характерен повышенный уровень тревожности по данному фактору. Но большая часть класса (70%) спокойно к оценке другими своих результатов, поступков и мыслей, тревогой по поводу оценок, даваемых окружающим, ожиданием негативных оценок у них довольно низкая.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера и повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, характерна для 9% учащихся и у 13% имеет повышенный уровень. У 76% данный фактор имеет низкий уровень проявления, что говорит о довольно хорошей эмоциональной обстановке в классе, способности адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями не вызывает особой тревожности у 45% школьников. Повышенный общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка, выявлен у 46%. Наиболее высокую тревожность этот фактор вызывает у 9% учащихся

Низкий уровень тревожности, обуславливаемый общим состоянием ребенка, связанным с различными формами включения в жизнь школы, выявлен у 61% учеников класса. Повышенный уровень общей школьной тревожности показали 26% ребят. И 13% школьников имеют высокий уровень проявления тревожности по данному фактору.

Рис. 3 Соотношение уровней тревожности по каждому восьми факторов, полученное в 3«А» классе (выражено в процентах)

Таким образом большая часть вышеперечисленных факторов не вызывает повышение уровня тревожности в эмоциональной сфере личности учащихся данного класса, что благоприятно складывается на развитии всех сфер личности ребёнка и на общем учебном процессе. Большей частью негативные эмоциональные переживания вызывает страх проверки знаний и страх несоответствовать ожиданиям окружающих, что взаимосвязано между собой. В данном случае можно рекомендовать учителю начальных классов проводит мероприятия, связанные со снижением уровня тревожности по этим факторам.

Рис. 4 Процентное соотношение испытываемых страхов по каждой из 9 предложенных ситуаций, выявленное в 3 «А» классе (1-9 – номера предложений (Приложение 4))

Также интересна в выявлении страхов и повышенной тревожности у младших школьников проективная методика неоконченных предложений, где ребята дописывали продолжение ситуации, выражая своё отношение и поведение в ней. Наибольший страх и тревогу, как и по результатам предыдущей методики вызывают проверка знаний (5 «Когда у нас контрольная…» 48% учащихся), публичное выступление (7 «Когда я отвечаю у доски…» 39% школьников) и получение нежелательной отметки (8 «Когда я получаю двойку…» 78% ребят) (рис. 4).

По этим предложениям обычно продолжением было «я волнуюсь», «мне страшно», «я боюсь», «я переживаю», «я беспокоюсь».

Рекомендации для учителя по результатам этой методики будут аналогичными, что и по методике общей школьной тревожности Филлипса.

Кроме выявления уровня тревожности и страхов младшего школьника нам было интересно узнать какой общий эмоциональный фон в классе, какие переживания присутствуют в настроениях ребят и как свои переживания ребята умеют соотносить с визуальными и вербальными эталонами эмоциональных состояний. Для этих целей мы использовали две методики, разработанные Н. П. Фетискиным.

Первая из них «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний», предполагающая соотношение своего эмоционального состояния с эталонной маской без дополнительного вербального пояснения, показала, что ребята испытывают довольно разнообразные эмоциональные переживания, понимают визуальное выражение чувств. В классе преобладали на тот момент восторженные (14%), радостные (39%), светлые и приятные (30%) настроения. В меньшей степени дремотное (9%), безразличное (4%) и неудовлетворенное (4%) настроение (рис. 5).

Рис. 5 Процентное соотношение испытываемых переживаний, выявленное пометодике «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний», разработанной Н. П. Фетискиным, в 3 «А» классе

Также ребята отмечали степень выраженности испытываемого ими чувства, настроения (рис. 6). Преобладает очень сильная выраженность (61%), что говорит о ярком, чётком, осознанном выражении выбранного переживания.

Рис. 6 Степень выражения испытываемых переживаний, выявленных пометодике «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний», разработанной Н. П. Фетискиным, в 3 «А» классе

По второй методике самооценки эмоциональных состояний «Градусник», предполагающая соотношение своего эмоционального состояния с вербальным выражением чувств, настроений, проводимой в другое время, показала, что в классе преобладали на тот момент радостные (26%), светлые и приятные (18%), спокойные (26%) настроения. В меньшей степени восторженное (4%), дремотное (9%), безразличное (9%), скучное (4%) и неудовлетворенное (4%) настроение (рис. 7).

Также Большая часть ребят (69%) отмечали очень сильную степень выраженности испытываемого ими чувства, настроения (рис. 8).

Рис. 7 Процентное соотношение испытываемых переживаний, выявленное в 3 «А» классе по методике самооценки эмоциональных состояний «Градусник», разработанной Н. П. Фетискиным

Рис. 8 Степень выражения испытываемых переживаний, выявленных в 3 «А» классе по методике самооценки эмоциональных состояний «Градусник», разработанной Н. П. Фетискиным

Данные методики очень нравятся младшим школьникам своей интересной формой проведения. Так как. при рассмотрении теоретической литературы мы выяснили, что в этом возрасте детям ещё трудно выражать свои чувства и эмоции вербально и визуально, контролировать свою эмоциональную сферу, то эти методики можно рекомендовать учителю для постоянного экспресс-диагностики эмоционального фона класса и развития осознанности и разнообразия испытываемых переживаний, развития эмоциональной сферы личности младшего школьника.

При развития осознанности и умения контролировать и выражать свои чувства и переживаний необходимо определить эмоциональную возбудимость--уравновешенность личности каждого младшего школьника. Для этой цели мы использовали методику, разработанную Б. Н. Смирновым. Эта методика предполагает определения уровня искренности ответов испытуемых (рис. 8). Результаты показали, что 39% учащихся показали неискренность, т.е. возможно в ходе обследования либо не вполне понимали смысла вопросов, либо торопился заполнить опросник. Поэтому эти данные мы исключили из анализа результатов.

Рис. 8 Показатели уровня искренности в процентах по методике «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность», разработанная Б.Н. Симоновым, выявленная в 3 «А» классе

Среди оставшейся выборки испытуемых были получены следующие результаты (рис. 9):

29% учащихся имеют низкий уровень эмоциональной возбудимости, т.е. они более уравновешенны, выдержанны, сдержанны, терпеливы, немногословны, степенны, благоразумный, ровные в общении, воздержанны от гнева и невозмутимый в ситуации стресса, терпимые к лишениям, умеренный в своих потребностях. Это психологически устойчивые личности, которые хорошо адаптируется к социальной среде.

29% показали среднюю эмоциональную возбудимость. Личность эмоционально неустойчивая, подвержена всевозможным психологическим отклонениям, которые ведут к неуравновешенности, чувствительные, уязвимые, мучаются от неприятностей в жизни, эмоционально тонко чувствующие, деликатные, восприимчивые к отрицательным сигналам извне, смущающиеся. Принимает все близко к сердцу, неуверенный в себе и боязливый, проявляется закомплексованность, напряженность эмоций.

13% и 29% показали высокую и очень высокую эмоциональную возбудимость, что говорит о проявлении выше перечисленных эмоциональных проявлений в довольно высокой степени.

Рис. 9 Степень эмоциональной уравновешенности-возбудимости по методике, разработанной Б.Н. Симоновым, выявленная в 3 «А» классе

Таким образом, мы наблюдаем в этом классе разный уровень эмоциональной возбудимости у школьников, что требует от учителя разного индивидуального подхода к учащимся в образовательном процессе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.