Таким образом, анализируя проведенные во второй главе исследования, можно сделать следующие выводы о том, что:
1. Младшим школьникам данного класса характерен низкий уровень тревожности. Набольшие переживания у них вызывает страх проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих (родителей и значимых взрослых), боязнь получить плохую отметку и дискомфорт при публичном выступлении (у доски).
2. В этом возрасте ребята учатся осознавать и выражать вербально и визуально свои эмоциональные состояния, определяя уровень силы переживания.
3. Все ученики этого класса имеют разную степень эмоциональной возбудимости, что требует индивидуального подхода педагога к процессу обучения каждого школьника.
Заключение
Нами было проведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности детей младшего школьного возраста. На основе анализа литературы были выявлены следующие особенности: эмоциональная сфера детей этого возраста характеризуется:
· легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями; непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
· готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
· большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
· эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
· свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
Анализируя эмпирическую часть исследования, можно сделать следующие выводы о том, что:
· Младшим школьникам данного класса характерен низкий уровень тревожности. Набольшие переживания у них вызывает страх проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих (родителей и значимых взрослых), боязнь получить плохую отметку и дискомфорт при публичном выступлении (у доски).
· В этом возрасте ребята учатся осознавать и выражать вербально и визуально свои эмоциональные состояния, определяя уровень силы переживания.
· Все ученики этого класса имеют разную степень эмоциональной возбудимости, что требует индивидуального подхода педагога к процессу обучения каждого школьника
Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет утверждать, что эмоциональная сфера личности младших школьников имеет свои отличительные особенности, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Цель и задачи данной работы выполнены. Рабочая гипотеза подтверждена.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С Абрамова. - М.: Изд-во Юрайт, 2010. - 310с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : учебное пособие / Л.И. Божович. - СПб.: Питер Пресс, 2009. – 320с.
3. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 672с.
4. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология", "Клинич. психология". / Г.М. Бреслав - М.: Смысл: Академия, 2004. - 544с.
6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина,А.М. Прихожан,В.В. Зацепин. - Москва : Академия, 2001. - 368 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека: / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136с.
8. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512с.
9. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464с.
10. Изард, К. Эмоции человека (Пер. с англ.) / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой; Вступит. статья А.Е. Ольшанниковой. - М.: Изд-во МГУ, 1980г.
12. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - 5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М. : Изд-во УРАО, 1999.-176с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 456с.
15. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240с.