Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Начало Реформации при Генрихе VIII



Учение Уиклифа и его последователей, несмотря на гонения, продолжало жить.

В XVI веке по Европе уже раскинулась Реформация, но Генрих в первые годы своего правления крайне враждебно относился к Лютеру и его учению, а значит и к лоллардам. Изначально он получил религиозное образование, готовился принять духовный сан, но кончина его брата, Артура, наследника престола, в корне переменила его будущую судьбу. Жена Артура, Екатерина Арагонская, вскоре стала женой Генриха, не смотря на то, что жениться на жене брата почиталось за тяжкий грех и считалось, что в таком браке не родятся дети. Папа римский издал буллу, разрешавшую этот брак.

Когда Лютер проповедовал протестантизм, поносил в своих сочинениях папу римского, король Англии написал труд в ответ на книгу Лютера "О вавилонском рабстве христианской церкви", написанную в 1522 году, в которой он защищал семь таинств церкви, отозвался пренебрежительно о происхождении Лютера (он был выходцем из крестьян) и просто содержалась брань в адрес реформатора. Тем не менее за это от папы он получил титул Fidei defensor (Защитник веры), а Лютер ответил королю тем же. «Защиту» веры далее Генрих выражал в гонениях на протестантов, а на сочинения Лютера не отвечал ни слова.9

В то время Эразм Роттердамский перевёл Новый Завет на с греческого на латынь. Томас Бильней, молодой доктор канонического права в Кембридже нашёл его и прочёл, несмотря на запреты духовника. Он начал собирать вокруг себя студентов. К тому времени, как Лютер провозгласил своё учение, Бильней склонил к своей точке зрения почти весь Кембридж. Ему воспротивился Хуго Латимер, студента филологии, магистра искусств, теперь студента теологии. Он стал открыто противостоять собраниям студентов, обращённых Бильнеем. Но и его Бильнею удалось убедить. В Оксфорде новое учение тоже нашло своих последователей, особенно после того, как Тиндейл перевёл на английский язык Новый Завет. Он был издан в 1525 году.

Тиндейл учился в Оксфорде и также, как и Томас Бильней, ознакомился с Новым Заветом в переводе Эразма Роттердамского. Вокруг него так же, как и вокруг Бильнея, начал собираться кружок заинтересованных студентов. Вскоре ему пришлось оставить Оксфорд. Тиндейл некоторое время после этого жил в Кембридже и работал с Бильнеем, а после работал учителем в доме сэра Джона Уолша, состоявшего в дружбе с Генрихом VIII. Потом он задумал перевести для своих соотечественников Новый Завет на английский язык. При помощи своего друга, Джона Фрита из Кембриджа, он в течение года трудился над своей работой в доме купца Гамфрета Монмауса в Лондоне, который оказал ему покровительство. Вскоре Тиндейл навлёк на себя и тех, кто интересовался его переводом, гонения и бежал за границу. В Кёльне ему удалось напечатать 40 страниц Нового Завета на английском в 3000 экземплярах, но и там ему не было покоя. В Вормсе и Марбурге ему удалось завершить свою работу, не смотря ни на что. Там же в 1525 году вышел Новый Завет Тиндейла на английском языке в двух изданиях, позже переправленный в Англию.

В Лондоне в тысячах экземпляров он был распространён, а вскоре дошёл даже до Шотландии. Кардинал Уолси, канцлер Англии, был резким противником реформаторов. Именно он чинил препятствия Тиндейлу. Когда кардинал узнал о том, что он всё же завершил свой труд, и труд этот распространяется по Англии, третье издание уже несколько дней находилось в стране. По приказу Уолси книги были уничтожены, но Тиндейл нашёл способ издать четвёртую партию перевода Нового Завета.

У Тиндейла был замысел перевести также и Ветхий Завет, но он не успел осуществить его. Его сожгли как еретика в Вильфорде в Брабанте.

В Оксфорде и Кембридже образовались кружки последователей нового учения, по Англии начал распространяться перевод Нового Завета Тиндейла, а кардинал Уолси, рассчитывавший после смерти папы Адриана надеть папскую тиару, рассчитывал сохранить в Англии католическую церковь без всяких изменений. Поэтому он решил избавиться раз и навсегда от «ереси» в главных университетах страны. Кардинал заключил в темницу уличённых в участии в кружках были брошены в темницу. Менее виноватые были выпущены вскоре, наказанием для них стало то, что они должны были сжечь на площади свои книги. Остальные же были выпущены лишь через шесть месяцев, а содержались до этого в ужасных условиях. Некоторые из них позднее, уже после окончания гонений, стали «знаменитыми учителями теологии». Не смотря ни на что, и в Оксфорде, и в Кембридже новое учение не погибло.

Но всё же Генрих резко изменил свои взгляды. В браке с Екатериной Арагонской выжил лишь один ребёнок – Мария (будущая королева). Екатерина больше не могла иметь детей, а Генрих увлёкся её фрейлиной, Анной Болейн. В 1527 году он пожелал развестись с Екатериной на том основании, что она была когда-то женой его брата, и жениться на Анне, но племянник его жены, король испанский, император Священной Римской империи, сумел повлиять на папу римского, тот долго оттягивал решение, а затем вовсе ответил отказом на прошение о разводе. Бракоразводный процесс длился семь лет, но ни к чему не привёл. Тогда Генрих решил, что дело о новом браке можно уладить и без папы, а заодно и установить над церковью Англии свою власть. К тому же он, возможно, рассчитывал пополнить казну за счёт секуляризации церковных земель. Как мы видим, Реформация в Англии началась не из духовной потребности, а из желания короля обладать неограниченной властью на своей территории и подчинить себе Церковь. Кардинал Уолси долго противился разрыву с Римом, это означало крушение всех его планов.

В Англии не было сильного духовного лидера, как во Франции и Германии. Генриху в деле Реформации помогали Томас Кромвель (канцлер) и Кранмер (архиепископ Кентерберийский), но они, хоть и были последователями протестантизма, «были лишены творческой идеи». 10

Сначала король думал лишь об ограничении власти папы. В 1529-1530 годах было запрещено духовным лицам «приобретать папские диспенсации и лицензии на соединение нескольких бенефиций и жительство не в месте своего служения». Было постановлено, что «в случае папского интердикта никто не вправе приводить его в исполнение». 11

Позже Парламент постановил, что Англия – «самостоятельное королевство», объявил короля главой в светских и духовных вопросах, а «противящийся папе» не считается еретиком, были отменены апелляции к папе. Архиепископы и епископы в Англии вновь назначались самостоятельно.

Оксфордский и Кембриджский университеты подтвердили, что епископ Рима не имеет «особой власти» в Англии. Аналогично поступили многие другие отдельные епископы, приоры и т. д.

В 1536 году была запрещена под страхом наказания защита папской юрисдикции, а вместо молитв за папу была введена новая молитва «аb episcopi romani tyrannide libera nos, Domine!» («освободи нас, Господи, от тирании римского епископа»). 12

Генрих VIII потребовал от духовенства, чтобы его признали «единственным покровителем и верховным главой церкви и клира в Англии». После долгих колебаний духовенство согласилось признать Генриха «протектором, господином и даже, насколько позволяет закон Христов, главой церкви».

В 1534 году был принят Акт о суперматии (act of supremacy), который утверждал короля в титуле главы английской церкви со всеми вытекающими последствиями, как то: титулы, почести, достоинства, юрисдикция, доходы, власть производить визитации, реформировать, укрощать и подавлять заблуждения, ереси, злоупотребления и беспорядки. Земли монастырей были секуляризированы в пользу государства, теперь все доходы с них поступали в казну, а не шли в Рим.13

Так в Англии главой Церкви стал король, но устройство её подверглось самым минимальным изменениям, практически оставаясь католическим. Но Генрих сумел воспользоваться возможностью секуляризации монастырской собственности. Значительная часть того, что было отобрано у монастырей, перешла к новому дворянству, что укрепило поддержку Реформации.

Томас Кранмер, архиепископ Кентерберийский хотел развить Реформацию в духовном плане, произвести изменения в устройстве Церкви. Но король добился владычества над Церковью, а высшее духовенство не проявляло никакой склонности к лютеранству.

Во время царствования Генриха VIII были созданы следующие распоряжения о том, во что нужно верить его подданным. В 1536 году были изданы «десять статей», в которых заключались основополагающие принципы новой церкви, и «Наставление христианина» или епископская книга. В 1539 году – «шесть статей», отредактированные «десять статей». В 1544 году - «Необходимое учение и наставление христианина» или королевская книга.

Генрих находился под влиянием то сторонников, то противников папства, поэтому его взгляды часто менялись. Например, «Шесть статей» склонялись более к католицизму, но до казни Кромвеля в 1540 году религиозная политика Генриха VIII была с уклоном в протестантизм. Тем не менее им преследовались и католики, и истинные протестанты.

Так Англия освободилась от власти Рима. Различные религиозные движения существовали там довольно долго, даже король Генрих II пытался ограничить власть церкви, но удалось это только Генриху VIII, который стремился, скорее, к достижению личных целей, чем к действительной реформе. В этом отразилось общее стремление государей Европы к абсолютизму.


Заключение.

Итак, начало возникновению недовольства получило введение в Англии канонического права. Его суть заключалась в неподвластности духовенства власти короля. И представители духовенства часто этим пользовались: зачастую не платили налоги, совершали преступления, не подчинялись приказам короля.

Король, как и его народ, был недоволен. Многие земли и имущества принадлежали монастырям, доходы от них шли в Рим. Продукция, производимая монахами и монастырскими крестьянами была дешевле, чем продукция простых английских подданных, эта конкуренция была только в убыток казне. Также церковь оказывала огромное влияние на политическую жизнь, чем король был недоволен.

Недовольство народа вылилось в различные религиозные движения. Например, движение лоллардов, последователей Уиклифа. Именно его учение положило начало движению Реформации в Англии.

И вот, Генрих VIII по обстоятельствам далёким от политики или религии совершил то, чего давно ожидали. Англиканская церковь стала особняком среди различных течений христианства. Она представляет собой нечто среднее между католицизмом и протестантизмом. В те времена привычная система ценностей католической церкви была заменена вместо ожидаемой сторонниками Реформации протестантской совершенно новой системой.

В этом выразилось общее стремление европейских стран к обновлению. В экономической сфере – к капитализму, в политической – к абсолютизму, в духовной – к гуманизму и протестантскому учению.

 


 

Примечания:

1. Андре Миллер. "История христианской Церкви" // Сайт Керигма. http://kerigma.ru/church_history/church_history.html [01.05.2013]

2. Там же.

3. Там же.

4. История средних веков под ред. Колесницкого Н. // Сайт Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kol_istsr/index.php [01.05.2013]

5. Николай Д. Тальберг. «История Церкви» // Сайт Русской Православной Церкви за границей. http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/talberg_istorII.htm#_Toc525433961 [01.05.2013]

6. Там же.

7. Колесницкий Н. Указ. соч.

8. Андре Миллер. Указ. соч.

9. Там же.

10. Колесницкий Н. Указ. соч.

11. Там же.

12. Андре Миллер. Указ. соч.

13. Колесницкий Н. Указ. соч.


 

Источники:

1. Андре Миллер. "История христианской Церкви" // Сайт Керигма. http://kerigma.ru/church_history/church_history.html [01.05.2013]

2. История средних веков под ред. Колесницкого Н. // Сайт Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kol_istsr/index.php - [19.05.2013]

3. Николай Д. Тальберг. «История Церкви» // Сайт Русской Православной Церкви за границей. http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/talberg_istorII.htm#_Toc525433961 [01.05.2013]

1. Андре Миллер. "История христианской Церкви" // Сайт Керигма. http://kerigma.ru/church_history/church_history.html [01.05.2013]

2. История средних веков под ред. Колесницкого Н. // Сайт Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kol_istsr/index.php [19.05.2013]

3. Николай Д. Тальберг. «История Церкви» // Сайт Русской Православной Церкви за границей. http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/talberg_istorII.htm#_Toc525433961 [01.05.2013]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.