Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предшественники Реформации



Джон Уиклиф, английский реформатор, был священником. Его первые работы «носили схоластический характер». В своей книге «Determinatio quaedam de Dominio» («Определение власти») он выразил идею о том, что государство может не платить податей Папе Римскому, так как эти деньги идут на борьбу с ним же. Бывая в Лондоне, он произносил проповеди, которые «даже по отзывам его врагов, оказывали сильное влияние на знать и горожан». При дворе Эдуарда III Уиклиф сошёлся с его сыном, Джоном, герцогом Ланкастерским, «представителем партии, стремившейся отнять у духовенства его огромные владения». Уиклиф был ему полезен. Перевод Библии на английский язык принесло Уиклифу дополнительную популярность и симпатии верующих.

Идеи Уиклифа были им развиты «в форме стройной системы» в книгах «De Dominio Divino» («О Божественной власти») и «De Civili Dominio» («О светской власти»). Его учение заключалось в том, что каждый человек получает всё от Бога, а тот, кто совершил смертный грех, лишается этого, собственность должна находиться в «общественном владении», духовная власть должна подчиняться светской в гражданской юрисдикции, Отлучение не может быть наложено за проступок светского характера. 5

В 1377 году Уиклиф получил приказ явиться в Лондон, чтобы ответить за «некоторые пункты своего учения». Он явился туда 19 февраля, сопровождали его герцог Ланкастерский, лорд Перси и четыре доктора из четырёх нищенствующих орденов. Заседание конвокации было прервано «в самом начале ссорой между епископом Лондонским и герцогом». За ней последовало народное восстание, которое было направлено против герцога.

Папа Григорий XI, переселившись из Авиньона в Рим, прислал в Англию пять булл, в которых предавал осуждению 18 (в некоторых копиях - 19) положений (conclusiones), извлеченных из сочинений Уиклифа.6

После смерти Эдуарда III регенты были на стороне Уиклифа, они решили не арестовывать его, а приказали Оксфордскому университету расследовать это дело. В Оксфорде были возмущены вмешательством во «внутренние дела университета». Они ответили Лондону, что «conclusiones Уиклифа ничего еретического в себе не заключают, и только форма, в которой он выражает свои мысли, может давать повод к неправильным толкованиям».

Уиклиф «опубликовал свой ответ на папские обвинения». Он явился в Лондон на суд епископов, но заступничество матери короля и волнения лондонской толпы «связали руки духовной власти». Представители духовенства попросили Уиклифа не говорить публично о спорных вопросах, которые затрагивали бы их авторитет.

С этого момента начинается «великий раскол в католической церкви», а Уиклиф становится ярым противником папства и монашества. Он вместе с Николаем Герфордом и Джоном Преви переводит на английский язык всю Библию, пишет свои трактаты и произносит проповеди на родном языке.

Уиклиф против повсеместного чрезмерного владычества духовной власти и её стремления подчинить всё своему влиянию, включая власть светскую.

Учение Уиклифа подверглось осуждению со стороны Оксфордского университета. Новый архиепископ Кентерберийский созвал синод для осуждения учения Уиклифа.

Самого реформатора оставили в покое. Он не основывал при жизни никаких организаций, но после его смерти его учение не потеряло своей популярности, у него появились последователи, лолларды (от тогдашнего «лоллен», петь). Они были весьма многочисленны, присутствовали во всех сословиях. Учение лоллардов было настолько популярно, что могло показаться, что время Реформации для Англии уже пришло.

Они отвергали авторитет Рима, верили, что Библия должна быть доступна на родном языке, поклонение образам неприемлемо, практика паломничеств является достаточно сомнительной (паломничества были весьма популярны в Средние века), каждый мирянин является священником, присутствие Иисуса Христа в Евхаристии (Причастии) является чисто духовным (в противовес средневековой доктрине пресуществления).

Но лолларды требовали не только реформы церкви, но и радикальных реформ социального и политического строя. Для пропаганды своих идей социального равенства они использовали фразы из Библии, переведённой Уиклифом.

Лолларды не изобрели ничего нового, лишь выразили общие понятия. Лютеранские доктрины, появившиеся в Англии в 1520-х годах, были во многом похожи на учение лоллардов. По всей Европе существовали движения, похожие на них. Они подготовили своей деятельностью фундамент последующей Реформации.

Один из лоллардов, Джон Болл, призывал к ликвидации сословного и имущественного неравенства и истреблению всех угнетателей. За это его посадили в тюрьму, но во время восстания Уота Тайлера в 1381 году крестьяне освободили его. Они добрались до Лондона и выдвинули требования об отмене крепостного права и добились своего, встретившись с королём. Но нас интересует вторая встреча кентцев с королём, во время которой они предъявили требование о том, что «в Англии должен быть один епископ и один прелат, и все земли и держания епископов и прелатов должны быть взяты у них и разделены между общинами».7 Во время этой второй встречи король было согласился на условия крестьян, но Уот Тайлер был смертельно ранен мэром Лондона, а крестьян жестко вытеснили из столицы.

В 1395 году лолларды написали прошение об «отмене учений о целибате, о превращении хлеба и вина при вечере в кровь и плоть, о молитвах за усопших, поклонении иконам и тайной исповеди и многих других злоупотреблениях римской церкви», а копию прибили к воротам церкви Святого Павла и Вестминстерского аббатства. Их просьба осталась без внимания из-за политических волнений внутри страны. Из-за них на престол вступил Генрих IV. В этом больше всех ему посодействовал архиепископ Арундель, который был резко против лоллардов. 8

Суды над церковными преступниками и вынесение приговора были в ведомстве церкви, но исполнение этого приговора никогда церковь не совершала. До XV века в Англии не существовало закона о сжигании еретиков, но Генрих издал эдикт, которым повелел сжигать еретиков заживо. Так архиепископ получил возможность избавиться от ненавистных лоллардов.

Первым сожжённым «еретиком» стал лоллард Вильгельм Заутрей, который разоблачал в своих речах католическую церковь. Вторым – рабочий Джон Бадби, отрицающий доктрину пресущесвления вина и хлеба в Причастии. На суд над ним собрались многие епископы и даже канцлер Англии. Архиепископ Арундель долго старался разубедить Бадби, но это так и не удалось сделать. Бадби приговорили к сожжению. Это было лишь началом. После этого Арундель запретил читать Библию и сочинения Уиклифа, а по всей Англии стали преследовать лоллардов.

В 1413 году умер Генрих IV, на престол вступил его сын, Генрих V. Лолларды надеялись найти в его лице защитника, но их чаяния не оправдались. Но полностью движение лоллардов уничтожено не было, что и проявилось позже, в XVI веке.

Уиклиф выразил претензии английского народа по отношению к католической церкви, его сторонники заложили базу для зарождающейся Реформации.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.