В начале XVI века в Европе наблюдается социальный и экономический подъём. Продолжались войны, люди голодали, но появились «признаки обновления». Увеличился объём торговли, производства, вперёд шла техническая мысль, ремесленники становились состоятельными, улучшается жизнь крестьян, они работали более производительно. Происходил расцвет искусств. Приобретали всё более важное значение города. Но при этом страдает духовная жизнь. Все слои общества в Западной Европе были поражены разными пороками. Эти пороки со Средневековья успели стать нормой жизни западных христиан.
Духовенство и даже сам Папа Римский были подвержены упадку нравственности, властолюбию и корысти так же, как и миряне. Среди пап не было исключений, все они были очень властолюбивы. Стремясь утолить свою жажду власти, папы «не стеснялись в средствах» и шли даже на преступления. При переселении в Авиньон папство «сделалось образцом безнравственности». За папой не отставали и кардиналы, и епископы, и клирики всех уровней. Большинство из них вело светский образ жизни.
Папа Григорий VII ввёл безбрачие для клира, надеясь возвысить этим нравственность духовенства. Тем не менее это привело к ещё большему падению, клирики вступали в незаконные связи, которые получили фактическую силу законности. Духовенство вело роскошный светский образ жизни, часто вообще не занимаясь своими прямыми обязанностями, а образование имели весьма скудное. Необходимую для богослужений латынь они знали «не намного лучше, чем арабский». Обязанности клириков за плату исполняли нищенствующие монахи. Иные епископы отсутствовали в своих епархиях подолгу, а то и бывали там только изредка. 3
Жизнь на западе сложилась так, что «у народа были отняты все средства к религиозному образованию». Мирянам даже запретили читать Священное Писание, а богослужение на латыни было непонятным. Следствием этого явился расцвет всевозможных суеверий, астрологии, даже колдовства, которое христианство строго запрещало, распространение подложных святынь.
Постепенно возникало недовольство Католической церковью. Оно ярко выразилось в расцвете сектантских обществ, и не только в этом. Во всех слоях общества было много недовольных состоянием Церкви, испорченностью духовенства, которые не отделялись от Церкви. Они хотели только преобразований, реформ.
После введения канонического права в Англии духовенство стало неподвластно королю. Так же, как и во всей Европе, земли монастырей принадлежали только церкви, а доходы их шли в Рим. На этих землях трудились такие же зависимые крестьяне, как и на землях феодалов.
К XIII веку В Англии сложилась центральная власть, поддерживаемая феодалами, горожанами и свободными крестьянами. Короли старались поддерживать равновесие политических сил. Но в период правления Иоанна Безземельного это равновесие было нарушено.
Король вёл неудачную войну с Францией, в результате чего потерял многие территории. В результате этого повысились налоги, что вызвало всеобщее недовольство. Это положение ещё более обострилось в связи с конфликтом Иоанна с папой римским из-за назначения архиепископа Кентерберийского. Папа отлучил короля от церкви и наложил на все его земли интердикт. Это возымело большое действие на Иоанна, он признал себя вассалом папы и обязался выплачивать ежегодно тысячу марок серебром в качестве взноса.
В 1215 году вспыхнуло восстание, возглавленное баронами, королю пришлось подписать Великую хартию вольностей . В ней, среди прочего, содержалось право духовенства на свободные выборы и апелляции к папе.4
Во время Столетней войны в 1381 году произошло восстание городских и деревенских низов, недовольных введением поголовного налога, принять который король решил из-за неудач в Столетней войне. Идеологически это восстание было подготовлено антицерковным движением, в котором участвовали различные группы населения.
Король, как и народ, уже давно тяготилась безграничным авторитетом Рима, занявшего в Столетней войне сторону Франции. Король был недоволен тем, что духовенство уклоняется от уплаты налогов, феодалы с завистью смотрели на монастырские владения, горожане желали упрощения церковных обрядов, крестьяне страдали из-за тяжёлой церковной десятины и эксплуатации церковными феодалами.
В Оксфорде Джон Уиклиф, перевёл Библию на английский язык (даже читать её было в католической церкви под запретом) и активно выступал против католической церкви, а король Эдуард III запретил обращаться к папе с апелляциями по судебно-церковным делам, отказался платить ежегодный взнос. Так английская церковь постепенно начала отделяться от католической.
Тем не менее влияние католической церкви по-прежнему оставалось слишком большим. Папа и король назначали духовных лиц, которые должны были избираться. Папа награждал привилегиями итальянских купцов, что было в убыток английским. Церковь пользовалась «монополией вывоза шерсти за границу», что причиняло ущерб торговцам и крупным землевладельцам. Палата общин хотела, чтобы богатства Церкви оставались в Англии, а не вывозились за границу. Народ был недоволен тем, что монастыри владели огромными богатствами, обширными пастбищами. Товары городских ремесленников не могли конкурировать с дешёвыми изделиями монахами или монастырскими крепостными крестьянами.
Король хотел за счёт присвоения монастырских земель пополнить государственную казну, дворянство – поправить своё материальное положение, а молодая буржуазия – получить дополнительные прибыли. Король хотел подчинить себе Церковь и сделать её одним из инструментов влияния на общество.
В Англию стали проникать идеи гуманизма с его критикой духовенства, осуждением его безнравственности, невежества, роскошного образа жизни, богатств в церкви. В стране широко распространяются идеи по коренной реформе католицизма.
Итак, с XI по XVI век в Англии то и дело король пытался противиться власти Рима. Часть крестьян принадлежала монастырям, те же монастыри производили дешёвую продукцию, которая составляла конкуренцию товарам городских ремесленников, феодалы хотели получить земли этих монастырей. Король же был недоволен слишком большим влиянием церкви на политическую жизнь.