Период Раннего Нового Времени в странах Европы характеризуется тем, что в это время окончательно назрела необходимость изменений в духовной жизни общества, обусловлена тем, что государственный строй стремился к оформлению абсолютизма.
В экономике увеличился объём производства, торговли. Европейские государства разными темпами двигались к становлению капиталистического строя в экономике. Происходил расцвет искусств и науки.
Но при этом духовная жизнь находится в совершенном упадке. Римская католическая церковь является мощным институтом, имеющим экономическое и политическое влияние на все Европейские государства. Но само духовенство было поражено сильнейшими пороками, упадку нравственности, которые стали нормой жизни. Этими же духовными недугами страдали и миряне.
В период перехода от одного экономическо-политического строя к другому рушатся прежние идеалы, происходит изменение в мировоззрении, которое впоследствии получило название «культурной революции».
Изучение этого процесса на примере Реформации в Англии актуально и в наше время, поскольку смена застойных явлений в общественной духовной жизни идеями гуманизма, проблема становления нового общества, новой культуры – это проблема рождения не только новых культурных ценностей, но и другого образца мыслей. Если взглянуть в исторической перспективе на историю нашего государства начиная с принятия христианства в 988 году, затем Синодальной реформы Петра I (выполненной, опять же по примеру англиканской церкви), затем практически полный отказ от установленных Церковью христианских ценностей после Октябрьской Социалистической революции. В наши дни с крушением прежнего социалистического строя в экономике и политике мы находимся в процессе, опять же, полного изменения культурных ценностей и возвращения к христианству достаточно большой части общества. При этом необходимо обратить внимание на то, что глобальные изменения в экономической и политической жизни неизбежно влекут за собой ломку нравственных устоев – «культурную революцию».
И опять же застойный процесс в духовной и культурной жизни общества стимулирует развитие общественных движений, ведущих к реформам в политике и экономике.
Во время Реформации царившая много лет система ценностей католической церкви была за несколько лет разрушена. Генрих VIII создал, можно сказать, свою собственную церковь с новой системой ценностей.
Я поставила целью данной работы определение причин и предпосылок Реформации в Англии. Для этого необходимо определить, чем было вызвано недовольство католической церковью в Англии, выявить экономические, социальные и политические предпосылки к началу Реформации, определить историческую обусловленность начала противостояния королей Англии и католической церкви, определить роль религиозных движений в Англии в начале XVI века и до этого, а также выявить роль Генриха VIII в начале Реформации.
Введение в Англии канонического права.
В 1066 году Британские острова были завоёваны норманнами под предводительством Вильгельма Завоевателя. Папа римский, рассчитывая на то, что после этого ему там удастся установить римское каноническое право и тем самым подчинить Англию Риму, дал ему своё благословение. Но в постановлениях Вильгельма не было отделения духовенства от мирян. Тем не менее он искал «золотую середину» в отношениях с Римом, как и его преемники, «зачастую подвергая опасности неприкосновенность законов страны и права короны». Каноническое право при нём так и не было установлено. Это вторжение дало почву для жесткой борьбы между англо-саксами, жившими в Англии прежде, и норманнами-завоевателями. Своими постановлениями Вильгельм Завоеватель закрепостил крестьян и ослабил дворянство, что отнюдь не способствовало популярности норманнов и его самого в частности.
Сын Вильгельма, Генрих I, усилил значение королевского суда в Англии. Также он вступил в конфликт с архиепископом Кентерберийским, Ансельмом. Ансельм настаивал на том, чтобы папа римский Урбан II признал папой римским Климента III, а Генрих утверждал, что Ансельм не имеет права «назначать папу над королевством Англии». Борьба короля и епископа продолжалась очень долго. Когда Ансельм сбежал в Рим, Генрих конфисковал владения епископства. Папа римский трижды присылал своего представителя для урегулирования конфликта, но безуспешно.
После смерти Генриха I в 1135 году началась междоусобная война между Матильдой, его дочерью и Стефаном, его племянником. При этом оба они жили во Франции. В такое трудное время папа римский вновь послал в Англию своего уполномоченного. Синод в Лондоне был против иностранного пресвитера, намеревающегося поставить себя выше архиепископа, епископов, аббатов и всей собравшейся знати, но протест остался без внимания. Обстоятельства в стране, невежество народа и слабохарактерность короля стали причинами усиления влияния Рима на дела английской церкви и Англии в целом. Во время его правления в Англии ввели римское церковное право. Это означало, что всё управление церковными делами выходит из-под власти короны и приписывается папе римскому. Государство не могло повлиять на жизнь духовенства. Действия пресвитеров могли осуждаться только церковным руководством, их преимущество «было объявлено святым и неприкосновенным». Вмешательство правителей в назначения на духовные должности объявлялось симонией (торговлей должностями). В итоге собственность и доходы церкви были абсолютно независимы от государства, а духовенство неподсудно государственной власти. 1
Во время правления Генриха II, внука Генриха I и племянника короля Стефана, произошёл новый конфликт короны с духовенством в лице Томаса Бекета, архиепископа Кентербери.
Томас Бекет получал образование в Дублине, Лондоне и Париже, затем занимался конторскими делами в канцелярии Феобалда, тогдашнего архиепископа Кентербери. Архиепископ заметил Беккета и порекомендовал его на должность канцлера Англии. Так он стал человеком, облечённым достаточной властью. Вскоре Генрих стал доверять Бекету и дарить его своей благосклонностью. Он обладал множеством достоинств: гибкостью характера, острым умом, был прекрасным дипломатом в «военных делах», хорошим военачальником, несмотря на то, что принадлежал к духовенству. В те времена это было обычным явлением. Бекет обладал властью и богатством, пользовался расположением короля. Однако эта дружба вскоре обратилась во вражду.
После смерти Феобалда Генрих назначил на пост архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета. После встречи его с папой Александром III на соборе в Туре Бекет поменял свои взгляды и вернулся в Англию уже не преданным слугой короля, а «римским вассалом». С тем же рвением, с каким он исполнял недавно волю короля, он стал противостоять ему. Намерения короля пресечь растущую власть церкви были известны Бекету, но теперь он старался пресечь их.
Генрих требовал, чтобы выборы епископов и аббатов происходили под его контролем, а духовные лица, совершившие уголовное преступление должны лишиться сана и перейти в ведомство королевского правосудия. А духовенством было совершено множество преступлений: убийство, разбой, поджоги, воровство, грабеж. Тем не менее король не мог преследовать преступников, облечённых духовным саном. Чтобы решить этот вопрос он созвал парламент в Лондоне и потребовал высокопоставленных представителей духовенства дать ответ, но они дали ему уклончивый ответ равносильный отказу. Генрих в возмущении прервал заседание и уехал из Лондона, урезав права Бекета. Он, в свою очередь долго сопротивлялся, а потом всё же согласился на требования короля. По утверждению некоторых, потому что Генрих грозит отказать папе римскому в деньгах. В Кларедоне был подписан договор, подкрепляющий это согласие и получивший название «кларедонская конституция». Однако Бекет не намеревался исполнять её, он даже призывал духовенство нарушать её в случае необходимости.
Бекет снял с себя полномочия канцлера и начал вести аскетический образ жизни. «Показная святость» также была оружием в борьбе против Генриха. Он назначил Бекета на должность архиепископа Кентерберри для того, чтобы тот помогал ему в борьбе против римской партии, но в итоге тот отвернулся от короля.
После долгой борьбы Генрих приказал судить Бекета, но тот бежал во Францию и был радушно там принят, а в Англии был именован государственным преступником, на что в ответ осыпал короля церковными проклятьями. Пробыв во Франции семь лет, Бекет всё же вернулся, не изменив своё поведение. Епископы прибегали к королю, ища помощи.
Однажды во время одного из приёмов он обронил фразу: «Я один из несчастнейших правителей, нет ни одного человека, который освободил бы меня от этого мятежного пресвитера, который причиняет мне столько горечи и ищет со всех сторон всякими способами, как пошатнуть мой королевский авторитет!» Четверо рыцарей решили «избавить» своего короля от мятежного архиепископа. Никому не сказавшись, они поехали в Кентербери. Генрих, узнав об этом, решил помешать им, но было уже поздно. Рыцари убили направлявшегося на мессу архиепископа.
Папа был в гневе, он грозил анафемой Генриху, а на все его земли наложить интердикт (при наложении интердикта запрещалось совершать богослужения и церковные обряды на определённой территории). Вместо этого он выставил жёсткие требования королю Англии (содержать на святой земле двести рыцарей за свой счёт, три года ежегодно совершать паломничество в Палестину, восстановить Кентербери в правах, отменить «кларедонскую конституцию»), после принятия которых он примирился с Генрихом. А в народе росло недовольство из-за убийства Бекета. Необразованные люди внимали проповедям священников, выставлявших его святым, пострадавшим за саксов от норманнов, и брали это на веру.
Так смерть Томаса Бекета послужила интересам церкви больше, чем его жизнь. Долгое время имя его использовалось в корыстных целях, чтобы настроить народ против короля. В этом политика нормандских королей по отношению к саксонцам сыграла плохую роль. К гробу объявленного святым архиепископа всё множилось. Тем не менее Генрих VIII разорил гроб (к нему делались богатые приношения), выкопать тело, сжечь и развеять прах по ветру.2
Таким образом, введение канонического права в Англии практически вывелодуховенство из подчинения королю. Духовные лица зачастую не платили налоги, совершали преступления, не подчинялись приказам короля. Эта безнаказанность, естественно, вызывала недовольство.