Разъясняет суть расположения Перуна сверху на Космическом дереве и змея – в корнях древнейшая из общеславянских легенда о царе птиц – Куке. Она отражает уход старого и приход нового.
Рис. 6.1.6.1. Дуб таворский. Во врезке герб России и его контур, наложенный на изображение дуба.
На дубе жил царь птиц Кук. В молодости он был хорошим царём и защитником птиц:
«У птиц был свой царь – Кук. Летал он по лесу, разгонял волков и лисиц, змей – всех, кто нападал на птичье царство. Однажды Кук не вернулся в свое гнездо. Опечалились все лесные птицы: «Кто же нас теперь оборонит?» Послали кукушку искать Кука...».
А в старости Кук перестал выполнять свои царские обязанности.
В легенде Волынской губернии
«птавство взбунтовалось против Кука и хотело выбрать старшого. Сокол сказал: «Я его убью, только выманите его на гору». Дуб стоял над горою над той. Кукушка начала дразнить, прилетала к норе и все: «Куку! Куку». Вскоре Кук рассердился и сел на сук. Сокол убил его, тот упал. Сокол стал на месте Кука».
В украинских сказках подчёркивается допотопная древность образа Кука (напомним, потоп в славянстве рассматривается как смерть старого и рождение нового мира):
«Был такой великий птах, назывался Кук. Он был царем птиц всех. Он лежал на великом дереве, на великом дубе было, и пташки ему сами прилетали в рот. Пришлось лететь туда на съедение ястребу. Он набрался такой энергии со злобой, разогнался и, как снаряд, ударил Кука, а сам скрылся от всех пташек. Птицы долго не могли узнать, что случилось, и решили послать кого-нибудь на разведку. Посылают кукушку. Прилетела, а Кук уже весь червями покрылся».
Литовский вариант легенды говорит о смерти Кука по старости и о его свержении орлом:
«Был царём птиц Кукас. Собрались все птицы и стали говорить: «Кукас очень стар, нет порядка в царстве, нужно выбрать нового». Сидит он на дереве, но верно, уже неживой от старости. Нужно было убедиться, жив он действительно или нет, но все боялись подойти к нему, так он был страшен. [Кукушка вызывается проверить, с условием, что за её детьми будут приглядывать]. Тогда кукушка подлетела к Кукасу и стала кричать: «Куку! куку!» Но Кукас ничего не отвечал и остался на месте как неживой. На его место выбрали орла. Новый царь подлетел прямо к Кукасу и ударил его грудью, так что Кукас свалился с дерево, а орел остался царем. Кукушкины дети и по сей день высиживаются другими птицами».
В другой легенде Кук запечатлён в образе змея:
«Был змей, что всех уничтожал. Бог его поразил и он умер. А его боялись и после смерти. Тогда кукушка полетела, чтобы проверить мертв ли он».
Рис. 6.1.6.2. На фото – семисотлетний Запорожский дуб с наложенным на него сюжетом Перун убивает змея. Во врезках (сверху вниз): государственный герб России 16 в., герб г. Милан (Италия), герб г. Пружаны (Брестская обл.); нижний ряд (слева направо): герб г. Казань, 1781 г., герб г. Чистополь, 1781 г., герб г. Спасск, 1781 г., герб г. Кашира, 1778 г., герб г. Владимир-Волынский, 1324 г. и 1911 г.
Окончательно разъясняет положение Перуна и змея на Космическом дереве легенда из Екатеринославской губернии (1890 г.):
«Когда-то, говорят, жил на небе змей, и летал он по всему белому свету. Все его боялись, а некоторые даже поклонялись ему. Как узнал Бог, что поклоняются змею, взял и отрезал ему крылья – тот упал с неба в Днепр и поплыл. Идолопоклонники бежали по берегу и кричали: «Перун, Перун, плыви к берегу!»».
Иудохристиане поступили с идолом Перуна, стоящем в Киеве, аналогично, они сбросили его в реку.
Орёл (сокол), убивший «старого» Кука, становится «молодым» Куком – суть сказки в том, что герой убивший Дракона, когда-нибудь сам становится Драконом (ср. побеждённый Вритра молит Индру: «Не наноси свой удар, ибо ты теперь – то же, что прежде был я») [176, 177].
* * *
В верхней части дерева, как мы показали выше, всегда располагается Перун, бог ратников и военного дела, молодой бог, полный сил и стремлений к власти. Он первый из богов, который «обосновался» на Мировом дереве, –
«И родился, как бы от Света и Тьмы, Первый бог – сын Ра, Света и Тьмы – сын РоДа. Родился он После Ра – ПоРа. И Он – Ниже по силе, нежели Род. И, поэтому, имя ему «После Ра Ниже» – Перун – «Первый»» (Книга Ра 1.45.).
В нижней части Мирового дерева располагается бог Велес –
«Шестым родился бог Велес. Он родился тогда: когда был самый долгий год – високосный в 366 дней; когда минули шесть месяцев со дня, когда Ра имел свою самую большую силу – дня летнего солнцестояния; когда после этого минули ещё шесть дней колядок – шесть дней после зимнего солнцестояния; когда после колядок минуло ещё шесть дней. Три раза по шесть – 666. И стало – 6 января. И на Земле настало самое сильное время смерти…» (Книга Ра 1.54.).
Отметим симметричность оцифровки пунктов: Перун появляется в стихе 45, а Велес – в стихе 54. Это как раз один шаг Макоши, равные её числу «9»:
45 = 9×5, где «5» олицетворяет активное мужское начало Перуна;
54 = 9×6, где «6» олицетворяет границу между этим и тем мирами, вдоль которой ползает змей Велес (отметим, что Велес – бог, расположившийся на границе яви и нави, страж ворот в навь).
Интересно и имя выше обозначенного царя Кука. Оно составлено из двух графем «К» и «К» (гласная в древности здесь стояла – «i», ср. русский народный головной убор «кiка» (см. рис. 6.1.6.1.; о символизме подробнее см. [7, п. 6.3.6.3.1.2. гл. VI]).
Рис. 6.1.6.3. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – русская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, русская вышивка; 10 – русская кичка [57].
Согласно Книге Ра (см. п. 1.69.). Переход гласных зафиксирован в словаре В. Даля «кукать сев. новг. издавать голос, кикнуть; тамб. роптать и ворчать; см. также кука и кукушка» [54, ст. Кукать].
Буква «К» – это личная монограмма богини космоса и вселенской судьбы Макоши –
«И рождена была Макошь – богиня судьбы, жребия. Старинное имя этому «Кошь». МаКошь – Ма (в ней) Кошь (судьба). И, когда отражается Луч Ра, не каждый может правильно сделать выбор: откуда пришёл Луч Ра и куда он отразился; многие путают. Правильный выбран жребий – правильный путь. Неправильный жребий – запутывает человека. И, поэтому, буква «К, к» есть символ: Луч Ра и его преломление – какая Кошь правильная?» (Книга Ра 1.69.).
Обратим внимание и на номер этого стиха в Книге Ра – «69» – число-перевёртыш: читается и прямо и перевёрнутым на 180 градусов.
Рис. 6.1.6.4. Симметричность в написании слова «дуб» (слева направо): осевая симметрия и два варианта центральной симметрии.
Рис. 6.1.6.5. Центральная симметрия в начертании «69».
Очевидно, две буквы «К» символизируют космический порядок, закон от К до К: от молодости к старости, от царствования к падению, от полёта к ползанию, от жизни к смерти. В русском языке есть слово «кикать», означающее «кричать ки, о птице; кичет лебедь белая, песня; твер. пск. плакаться, горевать» [54, ст. Кикать].
Выводы
Из выше сказанного можем сделать следующие выводы:
1. Все названия деревьев имеют древне-общеиндоевропейскую основу [73], то есть, образованы ранее времени распада древне-индоевропейского языкового единства – 5 тыс. до н.э. [77], когда всё «индоевропейское» население было сосредоточено исключительно на Русской равнине.
2. Сосна в мифологии славян представляет ось мира. Она отражает глубокие пласты времени и бытия. Обороты календарных событий и связанные с ними изменения внешнего космоса, отражающиеся и в повседневной жизни славян. Отсюда сосна – это дерево, олицетворяющее образ Макоши – богини космоса и вселенской судьбы.
3. Берёза в мифологии славян представляет одну из спутниц Макоши – Долю (Счастье, Среча, Жива и др. ипостаси), отвечающую за возобновление и продолжение жизни на Руси, бракосочетание, рождение новых русов. В этом значении берёза отражает женскую символику, включая символизм русалки – матери русов. Берёза – символ Руси и России. Ассоциирует с живой водой.
4. Осина в мифологии славян представляет вторую спутницу Макоши – Недолю (Несчастье, Несречу, Мару и др. ипостаси), отвечающую за приход смерти и очищение пространств от старой жизни для новой жизни. Поэтому осина властна не только над людьми, но над всеми богами, кроме самой Макоши. Ассоциирует с мёртвой водой.
5. Вместе три священных дерева – сосна, берёза и осина – представляют собой космическую троицу – Макошь + Доля + Недоля, – составляющую, олицетворяющую и реализующую космические законы бытия (сосна), включая власть над жизнью (берёза) и смертью (осина).
6. Ель в мифологии славян символом вечной жизни – как Космическое дерево, растущее корнями с небес кроной на землю, и как Земное дерево, растущее корнями из земли и кроной в небеса.
7. Дуб в славянской мифологии представляет собой воплощение космической троицы Макошь + Доля + Недоля в реальности бытия. Дуб одновременно сочетает в себе все эти три компонента и является моделью космического мира – то есть неким дублем, двойником, картиной, на которой разыгрывается божественное представление и т.п.
8. Мифологический сюжет, состоящий из Перуна в верхней части Космического дерева и змея Велеса – в нижней (у корней), символизирует череду периодических изменений: от молодости к старости, от воцарения к низвержению с трона, от силы к немощи, от полёта к ползанию и т.д.