Следующий этап деления по принципу подобия (фрактальный) затрагивает каждый из малых ромбов: последний делится на четыре равных части – ещё меньших ромбов, три свободных стороны которых позволяют делить месяц на три равные части – декады.
Здесь следует остановиться подробнее на этимологическом разборе слова «декада», поскольку обычно этимологию слова ДЕКАДА возводят к греческому dekas (родительный падеж dekados «десяток»).
Между тем, слова того же корня и того же значения имеются во множестве языков, не сопряжённых с греческим: во франц. dizaine «десяток», итал. decina, diecina «десяток», исп. decena «десяток», лат. decas «декада, десяток», лат. decuria «десяток, группа из десяти», лат. decurio «делить на декурии (десятки)», лат. decussis «число десять, десяток, десятка», укр. десять, ст.-слав. десæть, болг. десет, сербохорв. десет, словен. deset, чеш. deset, слвц. desat, польск. dziesiec, в.-луж. dzesac, н.-луж. zases, др .-лит. dešimtis, соврем. dëšimt, род. мн. др.-лит. dešimtú, соврем. dešimtü, др.-прусск. dessempts, dessimpts, др.-инд. daça «десять», daçat-, daçatis «число 10», авест. dasa, арм. tasn, греч. δεκα, δεκας, -αβος, ирл. deich, алб. dhjetë и др. [Фасмер М., 1973 и др. словари].
Совершенно невероятно, чтобы все эти народы заимствовали одно и то же греческое слово. В подтверждение чему М. Фасмер слово «декабрь» производит в греческий язык из лат. december, что при наличии своего греческого слова, является абсолютно алогичным.
Наиболее верным оказывается также предположение, согласно которому слово «десять» восходит к общеиндоевропейскому языку того периода времени, когда дивергенция его ещё не началась. То есть до 6 – 5-го тыс. до н.э. К этому времени европеоиды – носители общеиндоевропейского языка – существовали только на Русской равнине. Это верхневолжская археологическая культура.
В следующий период времени общеиндоевропейское-общерусское единство распалось. В 5-м тыс. до н.э. началось расселение проторусских племён с территории Русской равнины в другие регионы, включая Пеласгию (Грецию) и всю территорию Южной и Западной Европы. И с 3-го тыс. до н.э. проторусы пришли в Индию и Иран.
Именно поэтому в своём словаре М. Фасмер относит формирование слова «десять» к праславянскому слову «*desetь», выводя из него древнерусские слова – вин. ед. деся, дат., тв., дв. десяма (трижды). Сюда же отнесём франц. decadent «упадочный», а также русск. десть – название «стопки бумаги в 24 листа», русск. десятина – «земля площадью 2400 кв. саженей».
Индоевропейская основа *deket имеет значение «две пятёрки» и отражена в русском слове ДЕСНИЦА «правая рука», также ст.-слав. деснъ δεξιος, болг. десен м., десна ж., сербохорв. дèсан, десна, словен. désen, ж. désna. Родственно лит. dêšinas «правый», нареч. dešinai «ловко; направо», dešinyÿs, dešiné «правая рука», др.-инд. dáksinas «дельный, ловкий, правый, южный», авест. dašina- «правый», греч. δεξος, δεξιτερος, лат. dexter, ирл. dess «правый, южный», сюда же лат. decet «подобает» и т.д. А запечатлённое в названии нескольких русских рек слово «десна» отражает (эвфемизм) не только правостороннюю ориентацию, но и левостороннюю – Десна левый приток Днепра, Десна левый приток Южного Буга и др.
Таким образом, слова ДЕСЯТЬ и ДЕКАДА обозначают упорядочение и ведение счёта, кратно десням (рукам, то есть пальцам на руке). В Древней Руси такое деление являлось окончательным и далее время не делилось – отсюда русск. неделя (букв, неделимая).
Применительно к делению времени «у некоторых народов было распространено деление времени как на пятидневные, так и десятидневные недели. Таковы, например, десятидневные недели (декады) древних египтян; позже декады существовали в календаре Великой французской революции» [БСЭ].
В древности и на Руси была пятидневная неделя – недаром остался третий день от начала называться средой. Отсюда взял своё начало термин «пятница», буквально «пятый день». Дни назывались «понедельник», «вторник», среда», четверг», «пятница». Названия дней обозначают номера следования дней. При пятидневной декадной системе счисления дней каждый пятый день являлся базарным днём, посвящённым Макоше.
* * *
Итого мы получили следующую структуру деления годового времени – солнечный календарь:
1 год делится на 4 части – 4 времена года;
каждое время года делится на 3 части – по 3 месяца в каждом 1 времени года – всего 12 месяцев;
каждый месяц делится на 3 части – по 3 декады в каждом 1 месяце – всего 36 десятидневных декад.
В итоге получился календарь со следующим делением и группировками дней:
[(10 дн. × 3 дек./мес.) × 3 мес./вр.года] × 4 вр.года = 360 дней в году.
Чтобы компенсировать ошибку в 5 – 6 дней, в Древней Руси была введена система святок – несколько дней, следующих сразу после ключевого праздника (корочун, комоедицы, купало и радогощ). Зимние святки называются колядками. Весенние – масленицей. Летние – русалиями. Осенние – бабье лето.
* * *
Другая ступень фрагментации касается деления месяца не на три недели по десять дней, а на четыре по семь. В этом случае подобно делению года на четыре времени года месяц делился на четыре части. Каждая неделя геометрическим способом делится так, что внешние «усы» полученной «ветвящейся» свастики все вместе в пределах одной недели составляют семь штук. И таким образом, неделю действительно невозможно разделить на более мелкие временные категории, поскольку число 7 простое число, то есть не делится ни на какое другое число.
В этом случае получаем календарь со следующим делением и группировками дней – лунный календарь:
{[(1 дн. × 7 дн./нед.) × на 4 нед./мес.] × на 3 мес./вр.года} × на 4 вр.года = 336 дней.
Этот календарь соответствует лунному циклу, равному примерно 28 дням.
Разницу в 29 – 30 дней компенсировали тем же способом – четверо святок в году протяжённостью по 7 – 8 дней каждые.
* * *
Нельзя сказать, что более древним был лунный календарь, как наиболее удобный для подсчёта времени более мелкими промежутками. Становление обоих календарей происходило одновременно. В частности, уже на стоянке Сунгирь во Владимире (30 тыс. до н.э.) для формирования своего календаря проторусы использовали и солнечные, и лунные циклы.
Жизнедеятельность мужчины не зависела от Луны, но зависела от Солнца. Особенно с возникновением на Руси земледелия – 8 – 7 тыс. до н.э. Все полевые работы и работы по приусадебному хозяйству проводились мужчиной в светлое время суток, а, следовательно, по солнцу.
В противоположность, в женской жизнедеятельности особое место отводилось Луне, как определительнице менструального цикла, примерно равного лунному. Отсюда и счёт женских праздников – по лунному календарю.
8 Рекло, др.-русск. название, прозвище, второе имя. От глагола рекать, нарекать.