Сосна – хвойное дерево Рinus sylvestris [54, ст. Сосна]. Род Сосна – один из самых древних родов современных хвойных, его растительные остатки известны из юрских отложений (185 – 132 млн. л.н.). Сосна существовала ещё до появления цветковых растений, то есть до мелового периода (мел – 135 – 65 млн. лет назад). Первые плацентарные также известны из раннего мела, отложения которого занимают обширные площади именно на Русской платформе [57] (см. [7, п. 3.9.1. гл. III]). На Русской равнине зародились и первые обезьяны [57], позже трансформировавшиеся в древнего человека.
Представители многих видов сосны живут 350 – 500 лет. Рекордсменом является сосна, возраст которой составляет 4900 лет.
Почти все виды этого рода однодомны – мужские и женские шишки развиваются на одном дереве.
Сосна – одно из древнейших лекарственных растений. В лекарственных целях используются сосновые почки, пыльца, хвоя, смола (живица). Водные настои и отвары почек употребляют внутрь – как дезинфицирующее, антисептическое, противовоспалительное, отхаркивающее, мочегонное и желчегонное средства при бронхитах, водянке, ревматизме, болезнях печени и желудочно-кишечного тракта. Шишки (молодые, красные) в виде настоек употребляют при болях в сердце. Зеленые шишки первого года – как кровоостанавливающее средство. Водный настой или отвар хвои – при профилактике и лечении гипо- и авитаминоза С. Пыльца в виде чая – при ревматизме, подагре; с медом после тяжелых болезней и операций. Настойка и настой – при болезнях легких. Живица в виде скипидара (наружно) – при ишиасе, люмбоишиалгии, невралгиях, миозитах, ревматизме, подагре, артритах, для лечения долго незаживающих ран, язв. Дёготь (в виде 10 – 30% мази) как наружное дезинфицирующее, противопаразитное средство при экземе, чешуйчатом лишае, чесотке. Жёлтую плёнку коры ветвей прикладывают к ранам, язвам, фурункулам, карбункулам. Опилки (распаренные в кипятке) прикладывают к пояснице, больным суставам. Побеги (молодые верхушки) в виде отвара (на молоке) – при заболеваниях органов дыхания [166].
На Руси было принято жевать смолу сосны для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Хвою сосны включали в состав компрессов и припарок 5 тыс. л.н. А в Древнем Египте в 1-ом тыс. до н.э. смола сосны входила в бальзамирующие составы. Эти составы до сих пор не потеряли своих бактерицидных свойств. В Греции и Риме сосну также использовали при лечении простудных заболеваний.
Этимология слова «сосна» – укр., блр. сосна, др.-русск., чеш., слвц., польск. sosna, н.-луж. sosna, полаб. susno [73, ст. Сосна], а также англ. pin, «пробойник, штифт, болт, ось», немец. pin, «штырьковый вывод; франц. pin, «сосна» (например, pin sylvestre – обыкновенная сосна, pin maritime – приморская сосна, pin de Sibérie – сибирский кедр и др.). Русское слово «пень» – «нижняя часть живого дерева, от корневища до первых сучьев» [54, ст. Пень], укр. пень, др.-русск., пьнь, болг. пън, сербохорв. пањ, род. п. пања «ствол дерева», словен. раnj, род. п. раnjа, раnjа, чеш., слвц. реn, польск. рiеn, в.-луж. рjеnk «палка», н.-луж. реnk, реn, род. п. рnа. Родственно др.-инд. pinakam ср. р. «посох, палка, дубина». Всё это нас приводит к значению «сосна» – «со осна» (ср. русск. спина – со + пина), то есть «совпадающая с осью» (осью мира).
В русской тройке средняя лошадь называется коренной, а боковые – пристяжными. В англ. языке коренная средняя лошадь в тройке называется «pin». Отсюда становится понятно центральное значение сосны в мифологическом трёхчастном отражении мира. А центральной фигурой в русской мифологии издревле является Макошь – богиня космоса и вселенской судьбы.
Таким образом, сосна – символ Макоши – вечнозелёное дерево, символ вечности, долголетия и бессмертия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств. Из сосновых дров готовили костры для сожжения тел умерших (ср. русский культ Макоши – возведение курганов, ступ, субурганов и пирамид, см. например, [7, п. 6.5.2.4.3. гл. VI]) [64]. Издревле во время зимнего солнцестояния славяне праздновали колядки – конец русского календаря и последующие 6 – 7 дней до начала нового года. К римлянам они перешли под названием «сатурналии», а ещё позже – были заимствованы иудохристианами в качестве «праздника рождества Христова» [70]. В Риме сосне покровительствовал Сатурн [64].
Ещё раз отметим, что в Египте сосна не произрастала (см. таблицу 6.1.2.). Её приходилось привозить из северных стран. И, отсюда, ясно: сосна не могла принимать формирование в мифологии Египта.