Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет №55. Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчестве. Жанры детского фольклора




Дет.фольклор-…, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования, своих носителей. Общий, родовой признак дет.фольклора – соотнесение худ. текста с игрой.

В 60-е XIX в. В журнале «Учитель» появились публикации произведений дет. фольклора и их анализ с точки зр. физиологии и психологии ребёнка. Автор – извест. педагог К.Д.Ушинский. Тогда же началось систем. собирание народн. произвед-ий для детей. 1ый сборник – П.Бессонова «Дет.песни» - был издан в 1868 г. (19 игр с песнями + 23 считалки). Затем вышли сборники дет. фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна – это фундамент последующ. теоретических работ.

В 1921 г. в Рус. географ. обществе была учреждена комиссия по дет.фольклору, быту и языку. В 1920-х появились первые исследования дет.фольклора и сам термин (предложил Г.С.Виноградов). с 1960-х рус.дет. фольклор Сибири изучал М.Н. Мельников. В современ. науке о дет.фольклоре обозначались 2 проблем. аспекта:

-фольклор и внутрен. мир развивающейся личности ребёнка

-фольклор как регулятор соц. поведения ребёнка в дет. коллективе.

Исследователи стремятся рассмотреть произвед. в естествен. контексте, т.е. в общении с детьми.

Дет.фольклор:

- произвед.-я самих детей, усвоенные традицией;

- произвед.-я традиц. фольклора взрослых, перешедшие в дет.репертуар;

- произвед.-я, созданные взрослыми спец. для детей.

Г.С. Виноградов говорил, что «дет.фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики…», а «полноправный член в ряду др., давно признанных отделов фольклористики.

Худ.форма дет.фольклора специфична:

· ·характерна своя образн. сис-ма

· ·тяготение к ритмизированной речи и к игре.

Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

Дет. фольклор полуфункционален. В нём сочетаются разн. функции:

· ·утилитарно – практическая

· ·познавательная

· ·воспитательная

· ·мнемоническая («запоминательная»)

· ·эстетическая.

Он способствует привитию ребенку навыков поведения в дет. коллективе, естественно приобщает каждое нов. поколение к нац. традиции.

Разн. способы и пути передачи традиц.дет. фольклора: сознательная передача взрослыми детям, стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей.

Классификация произ.-ий дет.фольклора может производиться по его функциональн. роли, путям происхождения и бытования, худ. форме, способам исполнения.

Дет.фольклор – часть народной педагогики, его ЖАНРЫ ИНТУИТИВНО ОСНОВАНЫ на учёте физич. и психич. особенностей разных возрастн. групп. Следует отметить единство сис-мы жанров дет. фольклора, своеобразие кот. определяется различием в мировосприятии ребёнка и взрослого.

Выделяют в детском ф. фольклор:

-материнский (взрослые исполн. детям), включ. произ.-ия, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 6 лет), произ-ия эти побуждают ребёнка к бодрствованию, вызывают интерес к словам.

-собственно детский, отражает их собст. творч. активность в слове, организует игров. действия в дет.кол-ве;

Границу между материнским и собственно дет.фольклором провести не всегда возможно, т.к. с 4-5 лет дети начинают подражать взрослым, повторяя игровые тексты.

О жанрах.

В материнский ф. входят колыбельные. Выражают нежность и любовь к ребенку, имеют вполне опред.цель – усыпить его. Этому способствует спокойный ритм и монотонный напев. Пение сопровождалось покачиванием люльки, и в песнях могли появиться звукоподражания. Корни колыбельных в древности. В.П. Аникин считает, что их общая эволюция - в утрате обрядовых фун-ий. Вероятно, рудиментом таких древ. представлений явл-ся небольшая группа песен, в кот. мать желает умереть ребёнку («Баю, баю да люли! Хоть теперь умри…»). Смысл пожелания – обмануть болезни: если он мёртв, то они его оставят. В колыбельных велика роль импровизации: пелись, пока ребёнок не заснёт. Вместе с тем большое значение имели традиционные, устойчивые тексты. В образ-м мир встречаются олицетворения: Сон, Дрема. И обращение к Иисусу Христу, Богородице и святым. Популярны песни с образами голубей («гуленьки») и особенно кота: должен укачать малыша, а взамен ему кувшин молока и кусок пирога. Спящий и довольный кот – своеобразная параллель к образу спящего ребёнка. Образ чудесной колыбели (колыбель золота): идеализировало обстановку крестьянского быта + впечатление от роскоши в богатых домах – нянями были крестьянки (Мартынова).

Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребёнка к бодрствованию, обучали двигать ножками, ручками. Важн.роль в ритме, его хар-р – бодрый, весёлый. Пестушки связаны с поглаживанием ребёнка, с его первыми движениями. Поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого.

Потешки – с элементами сюжета, игры («Идёт коза рогатая…»).

Прибаутки – песенки и стишки, увлекающие содержанием (оно яркое, динамичное: все бегут заливать загоревшийся Кошкин дом!). Сюжеты просты (одномотивные/кумулятивные) – «маленькие сказочки в стихах» (Аникин). Выразительны образы животных: коза в синем сарафане. Содержат первые назидания: УПРЯМЫЙ козёл СЪЕДЕН волками. Но главн.роль прибаутки – познавательная. Среди прибауток особое место – небылицы-перевёртыши (есть и в развлекательном ф. взрослых). Их установка – создать комич. ситуации путём нарочитого смешения реальн.предметов и свойств. Если это вызывает смех у ребёнка – правильно понимает соотношение вещей и явл-ий.

Жанры собственно дет.ф. делят на:

-поэзию подвижных игр (связаны с сюжетно организованными моторными действиями).

Жеребьевки определяют деление на команды, устанавливают порядок в игре. Ж.- лаконичны, иногда рифмованные, содержат обращение к маткам и вопрос, в кот.предлагают выбор. Создаются на основе импровизаций со сказками, песнями, загадками и т.д.

Считалки применяются для распределения ролей в игре (решающие значение – ритм). Имеют короткий стих, обычный размер – хорей. Корни считалок уходят в древность: связь дет.считалок с верой в число. Искаженные формы слов рождались в языке взрослых вследствие древн.запрета считать, что должно было обеспечивать удачу на охоте, изобилие в урожае. Заумные считалки, смысл кот. не ясен ни детям, ни взрослым, сохр. главн. худ. признак жанра – отчётливый ритм. А складывались они так: взятие лексики представителей различ. соц. групп – картёжников, бродячих портных +вставка в слова не свойственных им суффиксов (другенчики) +искажение звук.строя слов.

Так же известны считалки-числовики, сюжетные (заимствование,напр., из стихов Михалкова, Чуковского).

Игровые приговорки и припевки включены в игровое дей-ие, содержание определено самой игрой. Напр., изображ. семейн. быта и трудовых занятий, что готовит ко взрослой жизни. В дет. играх сохр. отзвуки древн. языч. игрищ, следы почитания огня, солнца.

-поэзию словесных игр (осн.роль у слова).

Заклички и приговорки. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, с древн.заклинаниями.

Заклички – песенки к природе. Выкрикиваются хором, нараспев.

Приговорки произносились индивидуально, негромко (просьба к божьей коровке). Или к святым: Никола, Микола, наполни лукошко.

Скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибка в слове- смех, развитие артикуляции.

Молчанки. Голосянки («волосянки»)-вытягивание на одном дыхание гласного в конце стишка.

- детская сатира

Жанры – дразнилки, насмешки, уловки, мирилки, отговорки. Короткие, преимущественно стихотворн.тексты. Сатир.жанры регулируют соц. поведение ребёнка, опред.-т его место в дет.кол-ве.

Дразнилки высмеивают, то что воспринимается детьми как негативное, их объекты – жирное, лысое,рыжее, плакса, ябеда.

Насмешки немотивированны, возникают от прозвищ, от повтора имени эдак и так.

Уловки учат быт начеку, рассчитаны на обман собеседника, на «поставить его впросак».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.