Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет №45. Поэтика былин



Былины о Василии Буслаеве. Социальный конфликт, лежащий в основе былин о Садко, находит широкое развитие в былинах о Василии Буслаеве. Они тоже носят яркий новгородский колорит, что говорит об их происхождении. Василий Буслаев — герой двух былин: о ссоре его с Новгородом и о его поездке на богомолье и смерти. В первой он собирает дружину из «вольных людей»—из голи, бедноты, чтобы затеять ссору с Новгородом. Он со своей дружиной разоряет дома, бьет людей, пока его не останавливает мать, которую он беспрекословно слушает. Во второй Василий, как бы раскаиваясь в грехах, отправляется в Иерусалим: в жизни им было много «бито, граблено» —пришло время «душу спасать». Общей особенностью обеих былин является то, что Василий проявляет себя в них как человек, не верящий «ни в сон, ни в чох». Если в первой былине основой сюжета служит социальный протест —бунт против Новгорода, то во второй ясно выражено неверие Буслаева, насмешки над церковью и святыми местами. Несмотря на то что мать и крестный отец воспитывали Василия в религиозном духе, в духе патриархальности и послушания, он вырос буйным, озорным. Уже в детстве обнаружилась у него богатырская сила и, не любя боярских и княжеских детей, он шутил с ними «шуточки недобрые». Богатые мужики жалуются на него матери Амелфе Тимофеевне. Когда Василий подрос и набрал дружину, он затеял кулачный бой с новгородцами (дружина его была не из новгородцев). Бились об заклад: богатые мужики ставили 200 тысяч денег, а он закладывал свою голову. Образ Василия Буслаева М. Горький назвал одним из величайших и значительных художественных обобщений в русском фольклоре. Суть этого образа — в выражении народного протеста против богатого Новгорода; причем Василий не только бьется с новгородцами, но и оскорбляет и убивает своего крестного отца «старчище-пилигримище», что говорит о его непримиримо отрицательном отношении к церкви. По просьбе новгородцев мать «унимает» Василия. Во второй былине Василий выступает уже не против Новгорода, а против веры, предрассудков. Он не боится ни людей, ни бога, ни смерти. Он нарушает все нормы: купается в Иордане голым, чего нельзя было делать, по представлениям религиозных людей, так как в реке купался Иисус. Не покаяние ведет его в Иерусалим. Нет в нем веры. Он пинает ногой мертвую голову, встретившуюся ему на пути, перескакивает через могильную плиту, отвернувшись: на камне он разбивается. Дружина тут же хоронит его. Былины о Василии Буслаеве реалистичны. В. Г. Белинский справедливо отметил, что в них нарисована правдивая картина новгородской жизни. В них отразились народные настроения, даны острые социальные характеристики. Несмотря на ярко выраженную местную новгородскую окраску, былины о Василии Буслаеве приобрели общерусский смысл благодаря важному идейному значению и художественным достоинствам. Помимо былин о Садко и Василии Буслаеве к циклу новгородских произведений исследователи относят еще некоторые былины, например, былины о Ставре, о Хотене Блудовиче, о госте Терентыце, о Вавиле и скоморохах. Однако в них нет ни картин новгородской жизни, ни типичных для нее конфликтов. Это по большей части былины новеллистические. Поэтика былин. Размеры былины свидетельствует о том, что ее жизненное содержание шире, нежели содержание исторической песни и баллады, сюжет развернут, компоненты произведения — картины природы, прямые характеристики, портреты персонажей, особенно их прямая речь —монологи и диалоги — довольно распространены. Пространство и время событий в былине шире, значительнее. Большая форма былины обусловлена объемом и характером ее содержания, потребностями его выражения и основными задачами жанра. Былина — эпическая форма. Для нее характерны сюжетность и повествовательность. Предметом ее служат события и поступки людей (героев), изображаемые относительно объективно, т. е. без прямого выражения отношения к ним сказителя. Персонажи былины, в отличие от персонажей песни, не сопоставляются с личностью певца и не передают его мыслей и переживаний. Отношения персонажей в былине — широкого, государственного плана, который присутствует в произведении и тогда, когда изображаются личные конфликты. Эпичность былин состоит и в том, что картины событий масштабны, монументальны, как величественны и сами образы богатырей. Внутренний мир человека, его мысли и душевные состояния передаются кратко, обычно в косвенной форме, например выражаются в жесте и движении. Именно так передан страх князя Владимира: испугавшись, он «куньей шубой укрывается». Стихотворная форма свойственна былине, как и ряду других жанров фольклора — исторической песне, балладе, лирической песне, частушке, но стихотворный строй ее значительно отличается от стихотворного строя этих жанров: он приспособлен к основным идейно-художественным задачам былин. Стих былины—тонический, многосложный, с тремя или даже с четырьмя сильными ударениями. Такого типа стих усвоила от былины историческая песня, однако вскоре он значительно изменился, приблизившись к стиху лирической песни. Иные у былины и напевы: она исполняется обычно речитативом, особого рода напевной речью. Стих былины отличается величественностью, что определяется строем его интонаций. Общий характер поэтики былин определяется основными идейно-художественными задачами жанра. Поэтика былин двупланова, так как, с одной стороны, задача былин состоит в возвеличивании, прославлении Русской земли и ее защитников — богатырей, а с другой — в осуждении их врагов и тех, кто в своих действиях отступает от патриотических и моральных идеалов народа. Поэтому художественные средства былин подчинены оценке поведения персонажей. Эти средства экспрессивны, что определяется задачей показать необыкновенность событий и лиц, да и всей обстановки, в которой происходит действие былины. Важной основой поэтики былин служит их устоявшаяся, традиционная форма. Соблюдение традиционности — фактор немалого значения. Каждый певец прежде всего старается сохранить в былине ее традиционный строй, традиционное движение сюжета, традиционную характеристику богатыря, традиционные средства выразительности, хотя и вносит в нее что-то новое. Былины отличаются значительной устойчивостью структуры, которая строится на традиционно выкристаллизовавшихся компонентах: запевах, зачинах, общих местах и формулах, повторах, лейтмотивах, концовках или исходах. Это обязательные структурные элементы былин, кроме запева. Запев — своеобразный элемент композиции. Он не связан прямо с содержанием былины, а служит вступлением, которое имеет целью привлечь внимание слушателей, создать определенное настроение. Запев может быть и обращением к слушателям; Расскажу я вам, братцы, Не сказку я вам скажу, не песню спою, А спою -я вам стих стародавнеей, Былину киевску. Зачин — устойчивое начало былины, которое служит исходным моментом действия и часто содержит экспозицию (указание на время и место действия) и даже завязку (хвастовство богатыря на пиру, княжеское поручение богатырю). Есть наиболее употребительные зачины, примером может служить картина пира у князя Владимира: У ласкова князя Владимира У солнышка у Сеславича Было столованье почестный пир На многих князей, бояров И на всю поленицу удалую, И на всю дружину на храбрую. На пиру князь обычно спрашивает молодца, почему он ничем не хвастает, когда все чем-либо хвастают, или дает поручение выполнить какую-либо задачу: отвезти дани в Орду, посватать ему невесту. В этом случае зачин содержит завязку действия. Другой весьма употребительный зачин — выезд богатыря. Илья Муромец выезжает из Мурома в Киев, из Волынца в Киев отправляется Михайло Казаринов, из Галича в Киев едет Дюк Степанович. В таких зачинах может использоваться психологический параллелизм: Да не бел кречетушко выпорховал, Не бел горностаюшко проскакивал, Не ясен соколик здесь пролетывал, Проезжал удалый добрый молодец Молодой боярин Дюк Степанович

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.