Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Грановитая палата в Кремле. Конец XV в



украшала затейливая резьба. Покои великого князя и княгини, помеще­ния для приёма иностранных по­слов и переговоров с ними, залы для пиров и официальных церемоний были убраны с подобающей рос­кошью. Кроме того, во дворце нахо­дились различные подсобные поме­щения: кухни, амбары, кладовки. Переходы связывали все части двор­ца между собой и с Благовещенским собором. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетив­ший Москву в начале XVI столетия, рассказывал о государевых хоро­мах, как о «весьма обширных и ве­ликолепно выстроенных».

Составить некоторое впечатле­ние о великокняжеском дворце кон­ца XV — начала XVI в. помогает Гра­новитая палата (1487—1491 гг.). Все остальные части дворца в разное время были разобраны или попали внутрь других, более поздних по­строек.

Грановитая (или Большая) палата являлась тронным залом государя всея Руси, где в торжественной обста­новке русские великие князья и цари принимали иностранных послов. Здесь же проходили важнейшие го­сударственные мероприятия, заседа­ли Земские соборы, устраивались грандиозные пиры в честь побед. С южной стороны в палату вела широ­кая лестница, украшенная фигурами львов. Чтобы попасть в саму палату, нужно было подняться по этой лест­нице и пройти особое помещение — Святые сени. Площадь палаты дости­гала пятисот квадратных метров. Ве­личественный зал перекрывался че­тырьмя высокими крестовыми сводами, которые опирались на единственный столб, поставленный в центре. Главный фасад здания вы­ходил на Соборную площадь, его ук­рашали огранённые на четыре сто­роны каменные плитки (русты), от них и произошло название палаты.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В последний год своей жизни, пред­чувствуя скорую кончину, Иван III поручил архитектору Алевизу Фрязину, недавно прибывшему из Италии, построить новый Архангельский со­бор — семейную усыпальницу рода великих князей (1505— 1508 гг.). Как и Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый познакомился с традициями русской архитектуры и в конструк­ции нового храма решил следовать им. Мощный шестистолпный храм он увенчал иятиглавием, асиммет­рично сдвинув его к восточной сто­роне здания. Однако внешнее убран­ство собора, своего рода «верхнее платье» здания, архитектор выпол-

нил на итальянский лад. Фасады хра­ма он разделил широким карнизом на две горизонтальные части, а тра­диционные русские лопатки заменил двумя рядами пилястр (плоских колонн), которые завершались ка­пителями. Он использовал здесь ха­рактерную для архитектуры Воз­рождения ордерную систему (см. «Введение»), подчёркивающую роль несущих элементов (колонн) и опи­рающихся на них перекрытий. Зако­мары зодчий отделил от плоскости стены ещё одним карнизом и внут­ри них поместил белокаменные рез­ные раковины (впоследствии этот элемент очень полюбился русским архитекторам). Таким образом, зако­мары (конструктивная форма, указы­вающая на линии сводов) стали од­новременно и украшением стены.

Кроме Архангельского собора Алевиз Новый построил в Кремле ещё три церкви и собор Вознесен­ского девичьего монастыря. Однако ни одна из этих построек до наших дней не сохранилась.

В октябре 1505 г. Иван III умер и был похоронен в стенах ещё недо­строенного Архангельского собора рядом со своими предками — Ива­ном Калитой, Дмитрием Донским и другими князьями, в течение двух столетий собиравшими русские земли вокруг Москвы. Архангель­ский собор служил усыпальницей для великих князей и царей вплоть до конца XVII столетия.

ИВАНОВСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая коло­кольня. Начиная с XIV в. все глав­ные соборы Кремля имели одну (общую) колокольню, получившую по находившейся в её основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. Перест­раивал Ивановскую колокольню итальянский зодчий Бон Фрязин. Новая колокольня (1505—1508 гг.) представляла собой высокий строй­ный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы и походила на русские сторожевые башни, пред­назначенные для наблюдения за окрестностями. Грани колокольни были усилены широкими лопатка­ми. Каждый ярус завершался ароч­ными проёмами, сквозь которые были хорошо видны колокола.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.