Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. 1152 г



БЕЛОКАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

Лесные земли Ростово-Суздальского княжества долгое время были глухой окраиной Киевской Руси. Первая столица — Ростов — возникла только в X в. В начале следующего столетия появился Ярославль, основание которого ле­генда связывает с Владимиром Мономахом. Осматривая свои северо-восточ­ные владения, князь остановился на ночлег в посёлке на берегу Волги. Од­нако местные волхвы (языческие жрецы) встретили гостя неприветливо и натравили на него священного медведя. Владимир в единоборстве одолел зверя и в память об этом заложил на месте поселения город, гербом кото­рого стал медведь с секирой.

Примерно тогда же Владимир Мономах основал крепость в Суздале и го­род на Клязьме, получивший его имя, — Владимир. Строительство в те го­ды, судя по остаткам построек, обнаруженных археологами, вели киевские мастера.

Первым самостоятельным ростово-суздальским князем стал сын Влади­мира Мономаха Юрий Долгорукий. Князь почти постоянно вёл междоусобные войны за киевский великокняжеский престол, а собственную землю рассматривал скорее как базу, оплот для решающего броска на столь­ный град. Своей резиденцией Юрий Долгорукий избрал пустынное место под Суздалем — Ки'декшу, где возвёл мощный укреплённый замок.

Северо-Восточная Русь в XII XV вв.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. 1152 г.

ХРАМ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ

Оплывшие, но до сих пор впечатля­ющие валы окружают единственную сохранившуюся постройку княже­ского замка — церковь святых Бори­са и Глеба (1152 г.). По преданию, именно на этом месте полутора ве­ками раньше разбили стан князья Бо­рис и Глеб, павшие жертвой династи­ческой борьбы за киевский престол и впоследствии объявленные Цер­ковью святыми. Четырёхстолпная од­ноглавая церковь не похожа на изы­сканные памятники Киева. Она сложена не из тонкой и хрупкой на вид киевской плинфы, а из тяжёлых массивных блоков местного белого известняка. Поэтому кажется, что строили её не обычные люди, а ска­зочные богатыри. Сужающиеся вглубь входы-порталы, похожие на воронки (позднее учёные назвали их перспективными), подчёркивали

толщину стены. Может быть, такая их форма должна была напоминать о словах Христа про врата в Царство Божье. В Евангелии от Луки сказано: «...подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие по­ищут войти, и не возмогут».

Декор (от лат. decoro — «укра­шаю») церкви, т. е. система украше­ний, необычно скромен для княже­ской постройки: он ограничивается только плоскими двухуступчатыми выступами-лопатками, которые со­ответствуют внутренним столбам, да простым пояском поребрика (высту­пающих углами камней) с аркатурой (плоскими арочками) под ним. Если присмотреться, нетрудно заметить, что их ритм постоянно сбивается: ма­стеру трудно вписаться в отведённое поле стены, и арочки то врезаются в лопатки, то не дотягиваются до них. Да и пропорции арочного пояска выглядят немного неуклюжими. Чем это объяснить — неумелостью или небрежностью? Наверное, ни тем ни другим: просто зодчий мыслил декор не как неотъемлемую составную часть архитектуры, а как дополнение, некий необязательный и, пожалуй, да­же излишний убор, дополнительно надеваемый на здание. Арочный по­ясок был для него тем же, чем и до­рогой пояс на княжеской одежде, — знаком особого достоинства владель­ца, но не более того.

Многие особенности постройки Юрия Долгорукого — техника клад­ки из белого камня, перспективные порталы, характерная аркатура — роднят её с романской архитектурой Европы (см. раздел «Искусство сред­невековой Западной Европы»). Есть все основания считать, что строи­тельная артель, трудившаяся у суз­дальского князя, пришла на Русь из Польши. Успев поработать в Галиче у князя Владимира Володаревича — свата Юрия Долгорукого, мастера пе­ребрались в Суздаль. Может быть, к ним обратились случайно (просто в Киеве и других русских землях не нашлось желающих выполнить кня­жеский заказ), но эта случайность оказалась счастливой для зодчества Владимиро-Суздальской земли.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ

Одновременно с придворной цер­ковью Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор (1152—1157 гг.) в основанном им го­роде Переславле-Залесском.

В Древней Руси слово «город» оз­начало в первую очередь огорожен­ное, т. е. защищённое, место. Поэтому города Юрия — это города-крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польско'й, Кснятин, Дмитров, Москва. Со­хранившиеся валы Переславля дости­гают в высоту шестнадцати метров.

Спасский собор поражает про­стотой и суровостью облика. Храм из-за своих пропорций (его ширина больше, чем высота) получился почти кубическим, приземистым, тяжёлым; зодчие воплотили в нём не образ Небесной Премудрости, как в Софии Киевской, а земную силу и мощь. Однако собор не восприни­мается как примитивный или гру­бый: прекрасная кладка стен из глад­ких, идеально пригнанных блоков придаёт этому творению рук чело­веческих одухотворённость, проти­вопоставляя его дикой природе.

Внутри собора толстые крестооб­разные в плане столбы несут теря­ющиеся в полумраке своды. Даже в солнечный день темно в храме кня­зя Юрия: немногочисленные узкие окна напоминают щели бойниц, и свет, проникающий в них, пронзает сумрак тонкими лучами, напомина­ющими сверкающие мечи.

Отличительной чертой храма яв­ляется почти полное отсутствие де­кора. Только ровно посередине его стены опоясывает полочка-отлив (выше её стена становится более тонкой) да арочный поясок украша­ет апсиды. Могучий шлем главы на­поминает воинский, поэтому само собой напрашивается сравнение храма с его заказчиком, неутоми­мым воителем Юрием Долгоруким. Действительно, храм символически

мог истолковываться как человече­ское тело, что закрепилось в древне­русских терминах: он имел главу, шею, бровки, пояс, подошву... И да­же зубчатые треугольники-городки под главой похожи на украшение парадного шлема полководца.

Впрочем, городки появились уже при преемнике Юрия князе Андрее, которому довелось достраивать этот собор. В 1155 г. Юрий осу­ществил своё заветное желание и захватил Киев, но скоропостижно умер после богатого пира. Сердце же его сына Андрея всецело при­надлежало родному Владимиро-Суздальскому княжеству. Незадолго до смерти отца он самовольно ушёл туда из Киевской земли, забрав с собой чудотворную икону Богома­тери — ту, которая потом про­славилась на Руси под именем Вла­димирской. Предание гласит, что кони, вёзшие повозку с иконой, остановились в двенадцати верстах от Владимира и их не удалось

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.