Не всегда удается определить, у каких категорий населения скот учтен, а у каких - нет. “Данные о количестве скота на Северном Кавказе демонстрируют таблицы 3 и 4. В этих таблицах нет сведений о развитии народного хозяйства у горского населения региона, так как там тогда отсутствовал какой бы то ни было постоянный учет.
Таблица 3 для 20 —30-х гг. XIX в. недостаточно показательна, так как за 1815 г здесь учтен скот только у гражданского податного населения и приводятся данные только о числе лошадей у казаков. Тем не менее из нее видно, что в начале XIX в. скотоводство получило в губернии значительное развитие, особенно в Ставропольском и Георгиевском уездах. К 1830 г. здесь особенно выросло число лошадей, овец и коз. Сравнение данных таблиц 4 и 3 показывает, что скотоводство в рассматриваемый период добилось на Ставрополье гораздо больших успехов, чем земледелие, которое в эти годы не сделало почта никаких успехов.
Еще более четко эта тенденция прослеживается на примере Земли Войска Черноморского. Здесь в первой половине XIX в. земледелие вообще не получило заметного развития, и население занималось преимущественно животноводством. Таблица 47 показывает рост этой отрасли с 1817 по 1825 г. в Черномории. Особенно заметно в эти годы увеличилось число овец и коз - на 111,5%, а также лошадей — на 65,8%. Малочисленное население и мягкий климат, позволяющий почти круглый год пользоваться пастбищами, весьма благоприятствовали успешному разведению скота”[49].
На занятие скотоводством казаков и крестьян заметное влияние оказал опыт автохтонного населения. .Практиковался отгон скота на летние пастбища. Большую часть времени его можно было держать на подножном корму. Рабочий скот загонялся в стойла. Разводили в основном крупный рогатый скот, лошадей. Реже встречались верблюды и свиньи. От.скрещивания серого украинского скота с местными породами возникла новая разновидность - «черноморское отродье» обладавшее хорошими рабочими качествами.
Внушительных размеров достигло овцеводство, к середине XIX в. насчитывавшее до полутора миллионов голов, правда, преимущественно горских и украинских пород. Тонкорунных среди них было немного. Хотя животноводство меньше страдало от капризов погоды, нередко бывали случаи, когда в лютые зимы животные погибали от бескормицы. Страшные последствия неурожайного 1833 г., 1844 и 1845 гг. привели к массовому падежу скота. В летнее время скотоводческое хозяйство страдало от эпизоотии.
“..Среди технических культур особое значение приобрел лен. Правда, по мере сокращения целинных земель, посевы этого растения сокращались. Там, где имелись соответствующие возможности, прежде всего проточная вода, культивировались огородные культуры. .По реке Куме выращивали капусту, село Владимировка было известно своим луком, крестьяне Пятигорского округа для собственных нужд и на продажу разводили свеклу, морковь, капусту, лук, огурцы. ..Славились своими фруктовыми садами села Московское, Михайловское, Пелагиада, Донское. .Были попытки использования картофеля”[50]..
.Также у переселенцев была не хватка с лесоматериалах. Ее пытались решить в разное время. Так во время Ермолова, основываясь на “Высочайше утвержденном в 1806 года докладе министерства финансов о разведении леса в пользу казенных. поселений на принадлежащих им землях и при том судя по местности население и по качеству грунта, сделать опыт рассадки скорорастущих деревьев, как то вербовых кольев раиновых черенков”[51].
.Лесоводство, . составляет также необходимую отрасль сельского хозяйства. в Кавказской области, весьма недостаточно, бывший здесь лес большей частью истреблены в прежнее времена, оставшиеся ныне в малом количестве. «По недостатку и в общей нужде в лесе, часто бывают самовольные порубки, а устройство стражи в нынешнем ее составе, из казенных поселян и казаков, вовсе. не надежно, тем боле, что они для исполнения данной повинности отлучаются от своих домов и хозяйств без всякой за то возмездие. .Устройство .постоянной стражи для охраны лесов везде нужно, но только более ощутительная в Кавказской области, но нехватка леса в крае, приводит к тому, что используют, для топки, траву, бурьян, солому, камыш, кизяку.
.Казенной палатой в прежние годы были деланы опыты сведения леса. В поездке моей через селение Пятигорского округа я видел некоторые весьма успешно произведенные посадки тополей на собственных огородах и усадьбах. Из данных деревьев многие крестьяне там выстроили себе дома, ибо сей лес на здешней почве в 20 лет делается годным для построек, но для сего надлежит, чтобы деревья посаженные трудами поселенцев и сбереженные его попечением. Составляли его неприкосновенную собственность”[52].
.Значительное развитие садоводства и огородничество получило в Черномории, чему способствовали мягкие увлажненный климат и отличная черноземная почва.
.Переселенцы из внутренних губерний России перенесли места жительства и навыки в развитии огородничества. В Предкавказье выращивалась капуста, лук, огурцы, свекла, морковь и другие овощи. Разводились фруктовые сады. Основная часть овощей и фруктов шла на удовлетворение собственных потребностей, часть – на продажу на внутренних рынках.
Также не маловажным фактором налаживания социокультурных связей с местным население была торговля. «Меновые дворы сыграли значительную роль в расширении торгово-экономических связей местного населения с русскими. В развитии меновой торговли в первой половине XIX в. Выделялось два периода: первый 1800-1845 гг. характеризовался созданием дворов и преимущественно меновой торговли, второй период 1846 до конца 50 х годов, связан с принятием в 1846 г. нового Положения о меновой торговле»[53].
Хозяйственные связи и заимствования в первой половине XIX в. Все более укрепились горских народов и русским населением Северного Кавказа, еще более заметным стало хозяйственное заимствование и взаимовлияние культур.
Переселившись на новые места жительства, переселенцам пришлось все больше приспосабливаться к новому климату и новым приемам ведения хозяйственной деятельности, многое было перенято у местных горцев.
Русские и украинские переселенцы заимствовали у кавказцев и ряд южных сельскохозяйственных культур и отраслей хозяйства: виноградарство, мареноводство, хлопководство. В крестьянских селениях появились постройки, заимствованные из горского быта: большие плетеные строения типа сапеток, предназначенных для хранения кормов и кукурузы. Также заимствовали у горцев двухколесную арбу и рабочую езду на волах. Конь стал использоваться в основном для езды.
Во многих отношениях и домашний быт был схож с горцами. В основных чертах сохраняя тип русской избы, но многое было заимствовано и у горцев.
«Селения большей частью в области устроены обширными слободами. Причина всему безводность некоторых мест, впрочем, есть довольно и хуторов, строения в селениях, по безлесности края, мало деревянных, но большая часть делается из плетня, обмазанная глиной, или из сырого кирпича, который поселяне приготавливают мешая глину с соломой и просушивая на солнце, в отвращении сырости последнего рода, желательно, чтобы способ был усовершенствован лучшей просушкой сырого кирпича. В некоторых селениях делаются строения из добываемого вблези камня, а в двух, в Пятигорском округе, многие дома сложены из кирпича, который они доставали из развалин древних Маджарь ныне кирпич сей на домах, а также курганы и разрытые ямы для добывания»[54].
Взаимовлиянию культур во многом способствовало то, что между крестьянами и мирными горцами установились не только добрососедские отношения, но и родственные. Известно, что в русские селения переселялись горские крестьяне, бежавшие от своих владельцев.
В лексический оборот стали входить слова из русского языка, а также языков соседних народов, но им придавалась мягкость украинского произношения. Постепенно возникает местный диалект, основанный на симбиозе трех языковых культур (украинской, русской, местных кочевых народов). .Различие между селами заключалось лишь в удельном соотношении употребляемых украинских и русских слов. .Необходимо отметить, что удельный вес последних медленно, но повышался. Это объясняется удаленностью украинского населения от своей Родины, влиянием русского населения, а также официальным характером русского языка..
.Переселявшись на новые места жительства люди как правело не успевали приспособится к смени климата и новым погодным условиям.
«Наиболее распространенными болезнями среди русских колонистов являлись малярия, дизентерия, водянка, цинга. В начале систематической колонизации края от малярии, особенно в июле и августе, страдало, чуть ли не все русское население. Известный исследователь этого вопроса И.И. Пантюхов писал, что в Кизляре от малярии умирало больше, чем рождалось. Смертность новорожденных по его приблизительным подсчетам, достигала даже 1/3 от их общего числа, от таких болезней как оспа, дифтерит, скарлатина и корь. От малярии же погибало от 50 до 70% детей»[55].