Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы обустройства переселенцев, льготы



Постановления о переселениях казенных крестьян отличались большим количеством деталей и имели огромное значение, как образ тех мер, какие действительно нужны в деле переселения. Устав о благоустройстве в государственных селениях, относительно переселений крестьян, действительно базируется на вполне рациональном принципе. В данном уставе, утверждает Д. Н. Ракачев, «переселение - эта мера общегосударственная. “Переселения являлись, с одной стороны, средством увеличения благосостояния тех крестьян, которым тесно становилось на землях надела, так и тех, которые выходили на новые места; а с другой – средством заселения многоземельных окраин, способом для более верного расселения жителей”[15].

При первоначальном переселение и освоении новых территорий администрацией не было налажено многих административных функций, что в дальнейшем привело к большим проблемам.

Обратившись к Всеподданнейшему докладу ген.Ртищева, от марта 1812 года, мы видим, что учет распределения земельных участков стоял очень остро. “ Как все земли, состоящие в Кавказской губернии, до сего времени не приведены еще в точную известность и принадлежащия часть городам, селениям, станицам поселенных казачьих полков, в надлежащем порядке не отмежеваны и каждое состояние и звание людей не наделено указанной пропорцией земли, из сего происходящего, что жители Кавказской губернии, не имея участков земли, известными знаками и межами ограниченных, и на право владения оными Высочайшее утверждение, каждый старается удержать оные за собой по одному только самовольному праву сильного”[16].

Конфликты на этой почве происходили с постоянной очередностью. На первоначальном этапе заселения новых территорий таких конфликтов удавалось часто избежать, так как в нехватки новых земельных участков не было, но с увеличением притока новых переселенцев, как казаков, так и крестьян, этот вопрос стал все более острым.

Обратимся к следующей части доклада ген. Ртищева “Что –же касается до казачьих полков, на Линии Кавказской поселенных, то отмежеваний совсем не было и указом Сената 1801 года, подписано, чтобы до представления от главного начальства о казаках мнение оставить их при тех землях, коими они владеют.

Таким же образом поселены крестьяне в Кавказской губернии, ибо ни один город, ни одно селение не имеет законно утверждения и планов на занимаемые земли.

Крестьяне приходившие селиться на Кавказской линии из внутренних Русских губерний помещаемы были на тех землях, кои уже предназначены поселенным казакам. Несмотря на то, предложение правительства, чтобы заселялись сперва по надлежащему большие дороги, в последствии скоро оказались многие уже поселенными в отдельности от дороги, рассеянно на несколько верст одни в внутри губернии, а другие в блезир р. Кубани., от чего жители в тех местах всегда опасались пленения”[17].

Ведомство казенных имуществ не только не мешало желающим переселяться, если они подходили под факторы, которые довольно широко поставлены, но заботилось о том, чтобы переселенческое дело по возможности проводилось таким образом, чтобы переселенцы присутствовали и на пути, и на месте нового водворения всякую помощь и всевозможные облегчения.

Переселение казенных крестьян было предпринято:

1) в видах устройства хозяйства, чтобы сельским обществам, которое нуждается в земле, предоставить, с исходом переселенцев, необходимое количество земли на оставшиеся души, и чтобы лишние руки в одних местах обратить к обрабатыванию пространств, которые лежат впустую;

2) в видах промышленности;

3) в видах административных, для увеличения населения на неграничных линиях, заселение приморских берегов, дорог и т. п. и в 4) для удаления преступных крестьян по приговорам обществ села[18].

Переселение должно быть добровольным, поэтому было запрещено, как к переселениям принуждать, так и удерживать против желания на старых местах, если переселенцы подходили под условия, которые предписаны законом. Переселения разрешались из сельских малоземельных обществ, которые имели в сложности меньше пяти десятин земли на душу. К переселению было допущено такое число крестьян, какое необходимо для того, чтобы на остающееся количество домохозяев приходилось около пяти десятин земли на душу.

Не было дозволено также переселение крестьян, которые находятся под следствием, до окончания дела о них; было запрещено переселение крестьянам, которые правительственными постановлениями, или добровольно совершенными на легитимном основании актами, обязаны производить на фабриках, заводах и различных заведениях мануфактуры мастерства и работы, и, вообще, наемникам, которые обязались контрактами, до конца срока их условия или до уничтожения факторов, на законном основании.

Крестьяне, оставшиеся на прежних местах, не были обязаны принимать на себя платежи на будущее время налогов за переселяющихся, но были обязаны заплатить переселенцам все недоимки прежних лет по земским повинностям.

Для новых поселений были назначены такие области и губернии, в которых по количеству душ государственных крестьян причиталось в сложности более 8 или 15 десятин на душу, - 8 д. в не степной и 15 д. в степной полосе”[19] и, которые были предположены к отдаче под поселения, предварительно были сняты на планы и разделены на участки так, чтобы любой участок был достаточным для водворения общества селян и заключал в себе от четырех тысяч до семи тысяч пяти сот десятин”[20]. В западных губерниях участки были назначены в таком объеме, чтобы на любом из них можно было расселить такое количество крестьян, сколько необходимо для составления особого хозяйства. Из отмежеванной для любого земельного участка пятая часть отделена в запас для прибыльных душ, а одна десятая часть для бессрочно увольняемых и западных однодворцев и отставных солдат. В любом участке нарезывалось, соразмерное количество леса с разделением на лесосеки года; в безлесных же местах было отведено необходимое количество земли, которая наиболее пригодна для разведения лесов. Планы участков, которые были назначены для поселения, были сосредоточены в палатах государственных имуществ.

По прибытии поверенных, с правительственного разрешения, для избрания земель, палаты казенных имуществ были обязаны показывать им планы свободных участков, вразумительно изъяснять им и со всеми деталями все местные обстоятельства и затем предписать, кому необходимо, об указании им в натуре тех участков, которые они хотят, снабжая их детальными об этих участках письменными сведениями. - Крестьяне обладали правом самовольного переселения, но должны были подавать прошения в палаты государственных имуществ, которые, "не удерживая прошений, поданных ей, и не промедляя лишними переписками и справками", представляли дело в министерство государственных имуществ.

Министр государственных имуществ давал разрешения на переселения, при назначении земель сообразуясь с тем,

а) чтобы переселенцы, по мере возможности, не подвергались затруднительным и дальним переходам;

б) чтобы климат губерний, куда они переселяться должны, был, сколько можно, менее различен от того, к которому они были привычны на прежних местах;

в) чтобы участки были назначены на таком расстоянии от селений, которое бы давало удобства для оказания помощи;

г) чтобы переселенцам было отведено по 15 десятин удобной земли на человека, или хотя и менее, но с неудобной. соразмерным количеством.

Если же земли будет мало, или если места для переселения обладают особенными выгодами, то было назначено и по 8 десятин, понимая, в том числе удобной не менее 5 и неудобной по расчету. Неудобной земли было дано по две десятины за одну”[21]. По разрешении на переселение, крестьяне могли быть избираемы из среды своей для осмотра участков, назначенных им.

Если участки оказались неудобными, то крестьяне могли от них отказаться и выбрать иные, или же совсем отказаться от переселения; было запрещено лишь возвращаться с пути или места нового водворения - Для заготовления на новом поселении нужного переселенцам продовольствия, палата государственных имуществ была обязана выслать туда предварительно необходимое количество рабочих, которые весною должны были засеять и вспахать поля, или часть их, и собрать сена в объеме, которые достаточен для обеспечения кормом скота на первую зиму; прибывшие на место водворения крестьяне получали из ближайших запасных магазинов необходимый для обсеменения полей объем семян, с их возвратом в течение трех лет. От подобной высылки были освобождены лишь те крестьяне, которые были переселены на Кавказ

Ко времени прибытия крестьян, палата была обязана заготовить на счет сумм, ассигнованных министерством, общественные сохи или плуги и рабочий скот, полагая не меньше одного плуга на восемь домохозяев и на каждого домохозяина по паре волов; сумма, необходимая для изготовления орудий земледелия и скота, не должна была быть больше двадцати рублей на любое семейство.

Переселенцы, прибывшие на место, были размещены по квартирам в соседних селениях. Для построек был произведен безденежный отпуск леса, в числе ста корней на любой двор; там, где нельзя было отпускать строевой лес без оскудения дачи, было отведено дровяного порослей и леса до 1/3 дес. на всякое семейство.

Сверх того на первоначальное устройство и обустройство жилищ было выдано, в случае отпуска леса, по двадцать рублей, а когда лес не был отпущен, то по тридцать рублей серебром на семейство без возврата из особого капитала, который был ассигнован каждый год по министерскому смету государственных имуществ.

Далее, в процессе следования к месту нового поселения было предписано вести необходимое наблюдение за переселенцами. Так, начальники округов по трактам переселенческого следования должны были наблюдать:

1) чтобы переселенцы в надлежащем порядке следовали и чтобы им отводились безденежно просторные и удобные, ночные и денные обывательские квартиры, причем было предписано склонить обывателей к безденежному прокормлению переселенцев;

2) чтобы в процессе пути скот и лошади переселенцев допускались к продовольствию на общих пастбищах без оплаты;

3) чтобы те, кто заболел в пути и не мог идти дальше, немедленно и без всякой платы доставлялись на обывательских подводах в города, ближайшие по тракту, и с ними вместе кто-либо, который желает, из их родственников, для лучшего попечения о них;

4) чтобы, вообще, было оказываемо переселенцам любое покровительство

5) по доставлении больных, начальники округа были должны распоряжаться о помещении в больнице города, или более удобном месте, с платой от государсттва по установленной таксе. В течение пути переселенцы были освобождены от платежа за перевоз через реку и от иных подобных сборов/

Наконец были установлены особые льготы для поощрения к переселениям, а именно:

1) льгота на шесть лет от воинского постоя;

2) льгота в податях, натуральных и денежных повинностях на восемь лет, с тем условием, чтобы в течение четырех лет переселенцы платили половину подати оброка на усиление методов переселения и на возмещение издержек, которые могли быть произведены министерством государственных имуществ для переселенческого пособия сверх конкретного размера;

3) льгота от рекрутской подати в течение трех наборов рекрутов со времени переселения;

4) сложение всех недоимок прежних лет в государственных налогах, если данные недоимки числились на переселенцах лично. - Таковы были меры, которые направлены к переселению казенных крестьян из малоземельных губерний в многоземельные

Но были допущены также переселения в границах одной и той же губернии, хотя бы и в малоземельной, как равно и в иные малоземельные. Данные переселения были допущены в видах промышленности. - Переселения в видах промышленности были произведены по приемным и увольнительным мирским приговорам.

Увольнительный приговор на переселение всего семейства вмещал в себе удостоверение, что отсутствуют препятствия к переселению по отправлению рекрутской повинности, что отсутствуют недоимки в податях и подати уплачены до 1 янв. следующего года, равно отсутствуют частные долги, что в семействах отсутствуют люди, которые принадлежат к особенно вредным раскольническим сектам и что в семействе никто не состоит под судом и следствием

В увольнительном приговоре на переселение одного члена либо части семейства помимо этого было удостоверено, что родители согласны на переселение, или что родители отсутствуют, что в оставшейся части семейства нет детей и таких, которые бы остались без родителей и без средств на пропитание, или что их содержание обеспечено переселяющеюся частью семейства. Если общество не давало увольнительный приговор законных причин, то переселяющиеся давали жалобы в местные палаты казенных имуществ, которым принадлежало решение. Приемный приговор выдавался от общества селения, изъявлявшего согласие на принятие переселяющихся. В данном приговоре было объяснено, что общество принимает на себя ответственность и ручательства за вновь причисляемого в исполнении повинностей и платеже податей. Увольнительные и приемные приговоры поступали в палату государственных имуществ, к ведомству которой переселенец принадлежал. Палата распоряжалась о перечислении просителя на новое место, и если переселение было совершено в иную губернию, то об этом сообщалось палате данной губернии.

В целях заселения Кавказа было дано постановление, что переселение казенных крестьян на свободные участки Кавказа разрешено из всех губерний, кроме таких, где по числу свободных государственных земель они могли наделяться законной полной пропорцией (8 и 15 дес,), но было допущено изъятие и из правила последнего по особо уважительным причинам, по усмотрению министра государственных имуществ.

При этом было строго запрещено селиться на землях, которые отведены во владение Сибирским Киргизам и иным коренным кочевым и бродячим инородцам. Затем, были особые правила для переселения украинцев, однодворцев и иных поселян для поступления в линейное кавказское казачье войско, о поселении казенных крестьян малоземельных губерний на государственных землях западных губерний и о заселении дорог, которые существуют на калмыцких землях в Астраханской губернии. Из данного очерка царского законодательства о переселениях казенных крестьян видно, с какой заботой правительство относилось к вопросу о верном расселении населения. Как справедливо заметил Янсон, "в уставе вопрос переселения разработан в целую систему, которая может иметь дефекты в частностях, но в общем проникнута совершенно рациональными началами”[22]. В Уставе систематически проведена мысль, что дело переселения - дело общегосударственное, а не частное и местное.

“Переселение – такое дело, говорит Ф. Уманец, которое почти в целом своем составе и естественно, должно перейти в руки власти государства. В данном случае государство обладает всеми преимуществами над земством. Лишь государство, при выборе колониальных мест, может руководствоваться высшим общегосударственным мнением; лишь оно может получить выгоду от колоний”[23]. Так на это дело смотрят и лучшие из экономистов. По словам Милля, “вопрос правительственного вмешательства в дело колонизации - вопрос о будущем самой цивилизации и ее вечных интересах, он далеко больше тесных границ одних чисто экономических мыслей; но и по одним данным соображениям, переселение людей из земель, переполненных ими, в ненаселенные - одно из тех высоко полезных общественных дел, наиболее требующие вмешательства правительства, и наиболее за него вознаграждают”[24].

То, что правильно относительно колонизации, как переселения из одной страны в другую, остается не менее правильным и относительно колонизации в пределах страны. В особенности это верно в российских условиях, где вопрос внутренней колонизации обладает не одним экономическим, но и высоким политическим значением, как лучшее из средств для объединения различных племен, которые входили в состав России.

Наконец были установлены особые льготы для поощрения к переселениям, а именно:

1) льгота на шесть лет от воинского постоя;

2) льгота в податях, натуральных и денежных повинностях на восемь лет, с тем условием, чтобы в течение четырех лет переселенцы платили половину подати оброка на усиление методов переселения и на возмещение издержек, которые могли быть произведены министерством государственных имуществ для переселенческого пособия сверх конкретного размера;

3) льгота от рекрутской подати в течение трех наборов рекрутов со времени переселения;

4) сложение всех недоимок прежних лет в государственных налогах, если данные недоимки числились на переселенцах лично. - Таковы были меры, которые направлены к переселению казенных крестьян из малоземельных губерний в многоземельные

Сверх того на первоначальное устройство и обустройство жилищ было выдано, в случае отпуска леса, по двадцать рублей, а когда лес не был отпущен, то по тридцать рублей серебром на семейство без возврата из особого капитала, который был ассигнован каждый год по министерскому смету государственных имуществ

С другой же стороны, переселение проходило достаточно стихийно и организованно. Отсутствовал четко поставленный план действий

Множество переселенцев не достигало указанных мест, терялось по пути, устраивалось в иных, уже сравнительно обжитых селениях. Так, переселение 23 тыс. крестьян внутренних губернии, которое было намечено еще в 1785 г. было растянуто более чем на 20 лет, и только в 1807 году по правительственному указу в данном селении было размещено около 1085 семейств (3084 чел.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.