Крестьянская колонизация Северного Кавказа была важным шагом для экономического освоения края и ослабления напряженности в центральных губерниях, где особенно был острый вопрос с малоземелье. В начале XIX на Северном Кавказе казачье население хотя и превышало по своей численности государственных крестьян, но, поскольку оно постоянно находилось на военной службе, оно уступало им в хозяйственном развитии.
Основными районами расселения государственных крестьян были Ставропольский, Александровский, Георгиевский, частично Моздокский и в самой незначительной степени Кизлярский уезды Кавказской губернии.
Заселение Предкавказских земель государственными крестьянами и беглыми, как и раздача участков помещикам и казакам, начались значительно раньше официального открытия Кавказского наместничества. Уже к 1784 г. в будущей Кавказской губернии насчитывалось 14 казенных селений.
Так по указу Сената от 22 декабря 1782 г. о раздаче земель на Кавказской линии государственным крестьянам. В указе предлагалось земли «раздашь желающим под поселения без различия рода и звания. Указом 18 декабря 1784 г. это положение узаконивалось окончательно[1]. Наряду с переселением на земли Кавказа государственных крестьян туда стихийно направлялся поток беглых крепостных» с чем правительство всячески пыталось бороться.
На дальнейших ход заселения повлияло открытие в 1785 году Кавказского наместничества, что во многом послужило новым этапов к переселении крестьян.
“Регулированием переселения крестьян занималось тогда Министерство финансов, а затем Министерство государственных имуществ, они осуществляли его через губернаторов, казенные палаты и другие административные структуры. Непосредственно переселением занималось министерство внутренних дел и его органы в центре и. на местах. При этом они строго следили за тем, чтобы не происходило никаких волнений”[2].
Н а новых местах переселения предполагалось построить почтовые станции на расстоянии друг от друга в 15-20 верстах. “Для желающих переселиться на новые места было выделено по 20 рублей на двор, а на все цели переселения данного этапа выделялось 50 тысяч рублей”[3].
В даны этап переселения основная масса состояла из категории однодворцев.
Правительство пыталось с самого начала придать организованность характер переселению крестьян. “Сенатским указом or 19 августа 1786 г. подписывалось перед отправкой крестьян в Кавказское наместничество нужно было иметь подтверждение о подготовке к приему людей, дабы сами переселенцы по прибытии в губернию от недостатка проживания и нужного покрова не претерпели изнурения”[4].
“Специальным сенатским указок от 1786 г. был выработан порядок переселения жителей разных мест в Кавказское наместничество. Кавказский наместник П.С. Потемкин в то же время отмечал, что переселенцы настолько бедны, что без материальной помощи на месте, большая часть бы вымерла”[5].
По распоряжению Сената, губернатору было приказано, вместо выдачи 20 рублей, указанных ранее, установить выдачу помощи в снабжении продовольствием и помощью в постройке дома.
Переселенке государственных крестьян, несмотря на определенную организацию, с самого начала приняло крайне запутанный характер. Отправка крестьян из внутренних губерний проводилась нередко без всякого надлежащего образа. В результате крайней неразберихи уже в начале массового заселения стала выясняться нехватка в отдельных местах подготовленных участков.
“Крестьяне приходившие селиться на Кавказской линии из внутренних Русских губерний помещаемы были на тех землях, кои уже предназначены поселенным казакам. Несмотря на то, предложение правительства, чтобы заселялись сперва по надлежащему большие дороги, в последствии скоро оказались многие уже поселенными в отдельности от дороги, рассеянно на несколько верст одни в внутри губернии, а другие в близи р. Кубани., от чего жители в тех местах всегда опасались пленения”[6].
“Так прибывшие в 1801 году Воронежские крестьяне в составе 2000 тысяч. Прибывшие раньше срока были не устроены долгое время”
Положение новых переселенцев было очень тяжелым. Мизерные ссуды правительства и временное освобождение от налогов не могли компенсировать трудности освоения новых мест. Крестьянам не сразу выделяли места для постоянного жительства, не сразу нарезали земли для ведений хозяйства. Межевые комиссии из-за малочисленности и медлительности не мог ли справляться с большим объемом работы.
Кавказский регион сравнительно быстро (с некоторыми колебаниями в числе ежегодно прибывающих переселенцев) заселялся выходцами из центральной России и Украины. При этом с 1792 г. очень четко выявляются различия в направлениях миграционного движения в Кавказскую губернию, Терскую область и Землю Войска Черноморского. Если Кавказская губерния и Терская область заселялись в первую очередь мигрантами-русскими из Центрально-Земледельческого региона России, хотя удельный вес новоселов-украинцев в начале XIX в. здесь возрастает, то Черномория вплоть до 1869 г. (когда была разрешена ее гражданская колонизация) осваивалась только украинскими переселенцами — сначала из Новороссии, а затем из малороссийских губерний (Полтавской и Черниговской).
Рассмотреть какими темпами осваивался и заселялся Северный Кавказ в самом конце XVIII в, нам поможет работа В.Кабузана Население Северного Кавказа в XIX – XX веках. Работа написана на основании архивных источников и статистических данных.
Характерно также, что и в начале XIX в. в Кавказскую губернию прибывает немного помещичьих крестьян, хотя в целом их удельный вес в этот период, по сравнению с 80-ми гг. XVIII в. значительно возрастает. Изменения численности и удельного веса закрепощенного люда губернии демонстрирует таблица 21, составленная на основе данных таблицы 1.
В 80-е гг. XVIII в. помещики почти не переводили своих крестьян в Кавказскую губернию. Высокий удельный вес помещичьих крестьян среди незначительного по численности податного населения был обусловлен тем обстоятельством, что в 60 —70-е гг. XVIII в. в Кизлярский уезд переселялись преимущественно помещичьи крестьяне. Некоторое оживление в движении помещичьих крестьян наступает только в 90-е годы. В 1793 г. они составили уже 3,5% всего податного населения. По данным V ревизии в 1795 г. помещичьи крестьяне достигли уже 8,5% податного населения. Переселения 1794 — 1795 гг. были незначительны, и увеличение удельного веса этой категории населения было в значительной мере обусловлено отсутствием той огромной смертности, которая тогда же наблюдалась среди казенного крестьянства. К 1800 г. удельный вес помещичьих крестьян, благодаря переводу в область более 1000 душ м.п., достиг 11,3%, а в 1801 г. — даже 11,4%.
В связи с тем, что не все дворяне, получившие земли, имели возможность заселить их крепостными крестьянами, были попытки превратить в крепостных государственных крестьян, что вызывало особенно сильные волнения, например, в селе Маслов Кут, жители которого отказались признать себя крепостными и не сдавались, несмотря на расправу.
Однако к 1802 г. отмечается сокращение абсолютной численности и удельного веса помещичьих крестьян, которые составляют уже 7,8%. Остановимся подробнее на причинах этого явления. В конце XVIII в. прибывающие в Кавказскую губернию помещичьи крестьяне состояли в значительной мере из самовольных беглых душ. Они получили право на основании указа 12 декабря 1796 г. остаться на новых местах жительства и сменить свою сословную принадлежность. Во исполнение этого указа 713 душ м.п. помещичьих крестьян к 1 января 1802 г. было переведено в разряд государственных крестьян.
В работе История народов Северного Кавказа (конец XVIIIв.-1917г.). М.наука. 1988[7], приводится мнение, что по указу Павла I от 12 декабря 1796 г. правительство стремилось путем раздачи земель дворянам укрепить-феодально крепостническую систему, создать себе прочную социальную базу. Заселение помещиками полученных участков должно было производится в течение 6 лет после их получения. Переселение крестьян из внутренних губерний или покупка их на вывоз были под силу только крупным помещикам, но и те, как правило, переводили их в небольшом количестве, поэтому помещиками широко использовался метод захвата крестьян, проживающих в крае, и закрепощение их.
Таблица 22 показывает по отдельным уездам изменения в численности и размещении помещичьих крестьян губернии в связи с переходом части их в разряд государственных крестьян. Мы видим, что в конце XVIII — начале XIX в. отмечается большое изменение в размещении и численности закрепощенного люда на территории губернии. Если в 80-е годы XVIII в. помещичьи крестьяне расселялись исключительно в Кизлярском и Моздокском уездах, то в 1796 г. немало их водворилось в Георгиевском уезде, а в 1800 г., благодаря переселению большой партии помещичьих крестьян в этот уезд, он выдвигается на первое место.
Перевод помещичьих крестьян в состав государственных коснулся главным образом жителей Александровского, Георгиевского и Моздокского уездов, причем в Александровском помещичье крестьянство почти исчезло. В Ставропольском и Александровском уездах в течение первого десятилетия XIX в. численность помещичьих крестьян росла слабо, а в Моздокском — сокращалась и после 1802 г. (1802 г. - 577, 1808 - 163, 1814 г. - 154 души м.п.). В I 1814 г. подавляющая часть помещичьих крестьян проживала в Георгиевском и Кизлярском уездах. И до конца 50-х гг. XIX в. доля помещичьих крестьян не превысила 10% всего податного населения губернии. Все это подтверждает второстепенное значение помещичьей колонизации в деле заселения и освоения Северного Кавказа.
Еще малочисленнее было крепостное население в Черномории, где оно составляло 0.5 % и не могло играть сколько-нибудь заметную роль в развитии края на данном этапе.
В конце 80-е годов XVIII в. Кавказская губерния начинает активно заселяться выходцами в основном из губерний Центрально-Земледельческого региона и Среднего Поволжья, причем переселялись главным образом однодворцы. Помещичья колонизация была невелика и ограничивалась в основном Кизлярским и Георгиевским уездами. Украинские губернии (Левобережная Украина, Новороссия) принимали слабое участие в освоении земель губернии. Наиболее активно переселенцы осваивали в 80 г-90-е годы Георгиевский и Александровский уезды и несколько менее — Ставропольский и Моздокский. В Кизлярский же крестьяне почти не шли, и он заселялся жителями соседнего Закавказья (армянами, грузинами, ногайцами и т.д.). Казацкая колонизация в 80 —90-е годы XVIII в. играла вспомогательную роль.
Ход заселения Кавказской губернии податными категориями крестьянского населения характеризует таблица 16. “По ее данным, с 1796 по 1810 г. в Кавказскую губернию прибыло 20247 душ м.п. По сравнению с 1782 — 1795 гг. несколько уменьшаются темпы гражданской колонизации губернии, так как тогда в регион прибыло 25335 душ м.п”[8].
“Земля Войска Черноморского начинает заселяться переселенцами с Украины (Новороссии и Малороссии) лишь с 1792 г., и к 1795 г. там проживало немногим более 10 тыс. душ м.п., а к 1801 г. — около 23 тыс. душ м.п”[9].
В начале XIX в. заселение и освоение Северного Кавказа продолжалось. В Кавказскую губернию основная масса мигрантов прибыла в 1798 —1803 гг., ас 1804 г. темпы переселенческого движения резко снижаются. Характерно, что в начале XIX в. мигранты в основном шли из Курской губернии в Ставропольский уезд и состояли преимущественно из однодворцев. В Кизлярский уезд, как и ранее, прибывали армяне из Закавказья.
“В начале XIX в. несколько возрастает приток в губернию украинских переселенцев и их доля в населении повышается с 5,5 до 7,9%. Несколько повышается в начале XIX в. и удельный вес помещичьих крестьян (с 0,9% всего податного населения в 1786 г. до 3,5% в 1793 г., 9,1% — в 1808 г. и 9,8% в 1814 г.). Тем не менее и в начале XIX в., и в более позднее время губерния заселялась преимущественно государственными крестьянами — выходцами из центральных губерний России”[10].
Из данного материала можно сделать вывод, что в 80-90 годах были заложены первые организационные основы к будущему заселению Кавказского региона. На данном этапе мы видим, что заселялось только Предкавказье, если говорить точнее то это Кавказская губерния, туда был направлен основной поток переселенцев. Также заселялось Черноморие, но масштабы там были не велики.