Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые и организационные аспекты переселение крестьян



 

Указом от 24 июля 1822 г[11]. Кавказская губерния была переименована в Кавказскую область и бывший до этого уездным Ставрополь стал городом областного значения. Областным начальником был назначен командующий Кавказской линии, который до издания "Учреждения для управления Кавказской области" управлял областью на правах губернатора. Утвержденное 6 февраля 1827 г. "Учреждение для управления Кавказской области" определило структуру и задачи управлений Кавказской области и подведомственных учреждений. Управление кавказской области имело в своем составе главное управление, находящееся непосредственно в ведении Главноуправляющего Грузией, Кавказское областное управление, окружные и волостные управления. Находившееся в г. Ставрополе областное управление составляли начальник Кавказской области и областной Совет. В областной Совет входили гражданский губернатор, вице-губернатор, областной предводитель дворянства, председатель областного суда и областной прокурор. Начальник Кавказской области был воинским чиновником, он возглавлял Совет, будучи его председателем. Общее областное управление решало вопросы внешнего и внутреннего управления областью, вело общий контроль за деятельностью областных правительственных и судебных учреждений. Непосредственно общему областному управлению подчинялось частное областное управление, которое возглавлял губернатор, а также областное правление, казенная палата и областной суд. Общее управление Кавказской области имело в своем составе канцелярию и три отделения, составлявшиеся из продовольственного, бухгалтерского и казначейского столов.

В соответствии с указом Правительствующего Сената от 2 мая 1847 г. Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию,, в связи с чем общее управление Кавказской области прекратило свою деятельность.

Все произведенные переформирования в управлении Кавказской губернии были произведены для нескольких задач, во первый для налаживания управлением края по стандартам Российской Империи, во вторых для лучшего управления всей губернию, которая должна была стать центром переселенческого движения.

Переселение государственных крестьян в окраинные многоземельные райо­ны было дозволено указом от 22 марта 1824 г.[12] и начало осуществляться с 1825 г. Указ этот разрешил переселение государственных крестьян из тех малоземельных губерний, в которых крестьяне имели менее 5 десятин земли на ревизскую душу и не могли получить земли в своей губер­нии. Переселение дозволялось в такие губернии, где новоселы могли получить на каждую ревизскую душу наделы от 8 до 15 десятин удобной земли. Крестья­не могли выбирать из своей среды депутатов (ходоков) «для осмотра назначен­ных им участков». Переселенцы должны были передавать остающимся одно­сельчанам свои земельные участки. За это последние «оказывали переселенцам пособие в переходе» и уплачивали за них «все подати и исправляли всякие повинности» в продолжение трех лет, считая с 1 января следующего за выселе­нием года. На новых местах новоселы освобождались от уплаты податей и «отправления всяких повинностей», включая и рекрутскую, на три года.

Мы видим, что этот указ создал для мигрантов несколько большие труднос­ти, чем указ 17 июня 1812 г. по которому крестьяне-переселенцы получали пяти летние льготы. В несколько лучшем положении оказались лишь так назы­ваемые «граждане и однодворцы западных губерний» (мелкая шляхта), кото­рые при переселении в Кавказскую губернию по-прежнему освобождались на 5 лет от всех податей и повинностей и, кроме того, получали на каждую семью пособие 100 рублей, хлеб на посев и продовольствие безденежно.

8 апреля 1843 г. были утверждены новые правила о переселениях[13]. Закон­ным поводом к переселению крестьян признавалось малоземелье, когда в крес­тьянской семье приходилось менее 5 десятин удобной земли на ревизскую душу. Для водворения назначались губернии и уезды, где на ревизскую душу приходилось более 8, а в степной полосе — 15 десятин на ревизскую душу. Правила эти несколько облегчали, по сравнению с положением 1824 г., усло­вия размещения мигрантов. На новых местах для них заготовлялось на первое время продовольствие, засевалась часть полей, накапливалось сено для про­кормления переселенческого скота в первую зиму, заготовлялись орудия труда и выделялся рабочий скот. На эти нужды отпускалось на каждое семейство по 20 рублей. Новоселы освобождались от платежа за перевоз через реки и от других податных сборов. Отпускать их со старых мест жительства надлежало в удобное время года. Правила воспрещали возвращение переселенцев назад с пути следования или мест нового водворения. Для постройки жилищ крестьяне получали на новых местах лес (по 100 корней на двор). Кроме того, им выда­валось на каждую семью безвозвратно по 25 рублей, а в случае отсутствия леса — по 35 рублей. Новоселы получали ряд льгот: 6-летнюю от воинского постоя, 8-летнюю — от отправления податей и повинностей (вместо прежней трехлетней), а также 3-летнюю — от рекрутства.

В то же время новое положение отменяло действующие до тех пор дозволе­ние самим переселяющимся крестьянам выбирать для себя пригодные для засе­ления места. На основании этих новых правил осуществлялось заселение всех новых регионов России в 40 —60-х годах XIX в. в том числе и Ставропольской губернии.

В законе № 1418 от 28 сентября 1827 года казенным крестьянам, переселившимся на Кавказ, давалось разрешение на причисление им в казачьи и другие полки.

В законе № 3205 от 1 октября 1829 года было уточнено, что казенные крестьяне могут переходить в Линейные кавказские казаки без увольнительных свидетельств.

19 мая 1831 года в законе под № 4579 было дано разрешение казенным поселянам однодворцам и мещанам разрешалось вступать в астраханские и кавказские войска. Особо оговорено было, что поселянам было разрешено вступать туда без предъявления увольнительных свидетельств на срок один год. По окончании данного срока свидетельства должны были быть предъявлены.

В законе № 5249 от 25 марта 1932 года были обновлены некоторые положения относительно переселения крестьян на Кавказ.

В частности:

1) Каждой семье полагалось 50 десятин земли

2) Законом предлагались следующие льготы:

- пятилетняя льгота от выплаты податей

- трехлетнее освобождение от земских повинностей

- пятилетнее освобождение от военной службы

- свобода на шесть лет от воинского постоя

Также в § 5 отдельно прописывается, что о льготах переселяющиеся крестьяне должны были узнать из специальных выписок.

- предоставление пустопорожних земель

3) количество переселяющихся семей должно было быть утверждено губернским начальством;

4) переселяющиеся крестьяне могли продавать дома, а самым бедным семьям разрешалось взять по одной подводе.

5) в случае непредвиденных расходов средства крестьянам на дополнительные расходы выделялись из казны начальника Кавказской области.

В сентябре того же года был принят закон № 5630, в котором прописывались условия переселения для однодворцев, казаков и казенных поселян. Были озвучены подробные детали, а именно:

1) подавать прошение о переселении необходимо было подать прошение в Казенную палату;

2) увольнительные свидетельства на руки крестьянам выданы не были;

3) добровольность переселения

4) отдельно было прописано, что переселенцы не были освобождены от рекрутской повинности на Кавказе.

Также в данном законе подробно был прописан особенности переселения:

- выдача билетов переселенцам

- отправка семей не по одиночке, а большими партиями

- разрешалась на прошлых местах жительства продажа домов и уборка озимого хлеба

- начальство Кавказской области должно было быть уведомлено о переселенцах и получить их именные подробные списки.

 

Для контроля переселения указом № 5951 от 31 января 1833 года было указано определить двух чиновников особых поручений с жалованьем в 1000 руб., чтобы они следили за верным исполнением всех предписаний.

13 октября 1833 года был издать отдельный закон № 6486 о переселении в Кавказскую область крестьян из Малороссии, где утверждалось:

1) разрешение крестьянам из Малороссии селиться в Кавказской области

2) после переселения крестьяне могли быть причислены к казачьему сословию

3) запрещалось переселяться отставным солдатам и тем, кто получил увольнение из армии по причине здоровья.

Следующим важным законом, касавшимся переселенческой деятельности на Кавказе, стал закон № 7053 от 4 мая 1834 года. Он касался крестьян Курской губернии, которые бежали на Кавказ. На этот счет были предписаны следующие правила:

1) Крестьян, которые вернулись на прежние места жительства, и там у них есть дома, домашние земельные участки и в случае если губерния будет готова их принять оставить на прежних местах жительства;

2) Зачислить их по прежнему месту жительства в 8-ю ревизию

3) Со всех переселенцев, оставленных на прежних местах, ввиду их бедственного положения не взыскивать податей

4) Те, кто захочет вернуться в Кавказскую область переселять обратно на общих правилах переселения

5) Был перечислен ряд губерний, из которых производилось переселение на Кавказ: Курская, Воронежская, Орловская, Слободско-Украинская, частично Тульская, Тамбовская и Полтавская.

Спустя почти десятилетие был принят закон № 1618 от 21 мая 1843 года о Дополнительных правилах переселения крестьян малоземельных во многоземельные места.

Стоит отметить, что в этом законе была обозначена цель переселения. Она была двойной. Во-первых, предоставить малоземельным крестьянам достаточное количество земли. Во-вторых, возделывать пустопорожние пространства земли.

Были также обозначены в данном законе категории крестьян, которым не позволено было переселение. Это следующие категории:

1) крестьяне, где набор в рекруты производится по жеребьевой системе

2) крестьяне, находящиеся под следствием или судом

3) крестьяне, обязанные производить на фабриках или мануфактурах различные виды работ.

Также были даны следующие правила отвода земель:

1) земли предварительно разделять на участки

2) отделять земли про запас для вновь прибывших, уволенных солдат или западных однодворцев

По поводу переселение были предприняты следующие действия:

1) переселять крестьян только по обеспечении их продовольствием

2) освобождение переселенцев от платы за перевоз через реку

3) обеспечение продовольствием на местах прибытия

Особо было оговорено, что в случае перемены решения относительно переезда в Кавказскую область. Крестьяне могут остаться на прежних местах жительства.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными законами о переселении крестьян являются законы №№№ 29.848, 7053, 5249,16718. Именно в них наиболее полно даются описания заселения и его особенностей, льгот, предоставляемых переселенцам.

 

Руководство переселенческой политикой осуществлялось в центре импе­ратором и Сенатом, Министерством внутренних дел и Военным министерством.

Для переселения на Северный Кавказ были учреждены следующие органы.

В Ставрополе в 1806 г. была создала контора по переселению, находившаяся в ведений гражданского губернатора. Чиновники конторы посылались для проведения личной переписи и переклички в тех местах, где найдутся переселенцы.

Для Северо-Западного региона Кавказа были учреждены следующие органы.

“Для приема и оказания помощи переселенцам в Черноморском казачьем войске приказом от 6 сентября 1821 г. был учрежден особый Комитет в составе трёх асессоров, секретаря, четырех чиновников для особых поручений (полковых есаулов), под общим председательством войскового атамана”[14]. Согласно распоряжению командира отдельного Кавказского корпуса генерала от инфантерии А.П. Ермолова от 24 ноября 1821 г, в Состав комитета несколько раз менялся за время его существования. В обязанности чиновников входили объезды порученных им селений, сбор пожертвований и оказание помощи переселенцам, а также привлечение последних «к трудолюбию и хозяйственным работам и отнюдь не допущение их до тунеядства». Обо всех чрезвычайных случаях, которые могли случиться, они должны были сообщать комитету с нарочными.

26 декабря 1821 г. Комитет для водворения переселенцев был открыт в г. Екатерннодаре, В его функции входили: подробный учет прибывающих, переселенцев, в том числе способных носить оружие, оказание помощи в размещении их на зимовку и дальнейшее водворение, распоряжение лесом для строительства домов, организация сбора пожертвований и выдача провианта, оказание помощи медикаментами.

Комитет был закрыт 20 сентября 1826 года на основании того, что переселение в данным момент завершилось и в продолжении его функционирования нет необходимости. В дальнейшем успешный опыт по организации переселенческих комитетов был использован в дальнейшем, так 1848 года начал свою работу временный комитет по водворению переселенцев, открытый также в Екатеринбурге.

На данные комитеты возлагалась все ответственность по дальнейшему обустройству и помощи переселенцам.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.