Эта статья является продолжением всего того, что уже было написано на Фруктовых Фриках про изготовление танцевальной музыки. Сейчас хотелось бы остановиться непосредственно на звучании club (house, vocal house) и поближе рассмотреть некоторые аспекты работы с треками в этом стиле.
С чем нужно ассоциировать клубное звучание? Модные синтезаторные тембры, качественные семплы, детальные высокие и низкие частоты, думаю, вы сами еще сможете добавить несколько особенностей. Остановимся на нашей любимой теме: сведение и мастеринг.
Бочка, кик (Bass Drums)
Эквализация кика
Компрессия кика
Многие танцевальные one-shot кики уже уплотнены компрессором, поэтому при сведении надо сначала всегда просто послушать, как звучит кик, если его вывести на необходимый уровень в -4 дБ без компрессора. Иногда после прослушивания такого кика в соло и в миксе решается, что можно обойтись без компрессии.
Однако при понимании принципа работы компрессора легко понять, что же все-таки с помощью него можно сделать со звуком, даже можно логически объяснить значения атаки и спада и так далее, говорю это для людей, которые привыкли работать исключительно на фабричных пресетах и таблицах.
В частности рассмотрим, как можно компрессировать кик в клубной музыке. Первая и главная цель клубного продюсера – сохранить или увеличить атаку сэмпла, то есть создать каик с небольшим и «щелчком» вначале. Для этого просто трюка в качестве параметра attack выбирается значение около 10-20 мс, таким образом, в независимости от уровня сигнала, первые 10-20 мс сэмпла проходят через компрессор как есть без изменений, остаются не компрессированными.
А чтобы компрессор включался сразу полностью, при пересечении порога и после 20 мс, нужно выставить режим его работы в hard. Образно говоря из тупого и глухого «бум-бум» бочка превращается в модное «тыц-тыц». Порог (threshold) в зависимости от сэмпла может варьироваться от -20 – -9 дБ.
Типичный уровень сжатия для баса 1 к 4. Значение релиза (release) должно быть не больше чем время между ударами (не компрессированного сэмпла), чтобы компрессия применялась к каждому новому удару.
При темпе 140 bpm, между ударами прямой бочки (удар каждый четвертый step) время лежит в районе 70-80 мс, ничто не мешает вам самим измерить его, конкретно для своего сэмпла. Что если в некоторых местах кик играет чаще, например, в сбивках, при разгоне дублируя или подтачивая партию Snares? Надо слушать, если при более частом проигрывании четкость каждого удара остается прежней, нужно забить и успокоиться, если нет – нужно уменьшать релиз.
Как альтернативный вариант, если ударный звук используется в сбивках и нужно сохранить четкость, можно попробовать функцию Cut Itself стандартного сэмплера FL Studio, в этом случае каждая новая нота канала перекрывает звучание предыдущей ноты этого же канала, лично я часто ей пользуюсь для снейр-сэмплов (snare).
Есть альтернативный вариант настройки релиза для компрессора на бас барабане. Для этого нужно открыть семпл в звуковом редакторе и измерить его длительность. Затем поделить ее пополам – это и будет значение релиза. Вот так все просто. Как было сказано выше, порог (threshold) подбирается от -9 дБ и ниже.
Уменьшая порог, увеличиваем gain, таким образом, из формы кика «треугольник» делаем форму больше похожую на «трапецию». В этом плане хорошо пользоваться компрессором с индикацией компрессии (Reduction Meter’ом), когда каждый новый удар дает 4-6 дБ спада уже можно остановиться.
Поскольку эффекты в разрывах FL Studio применяются до фейдера, то после такого преобразования можно (нужно) заново подрегулировать уровень кика фейдером микшера. Например, для сильного уплотнения кика можно выставит уровень Gain 12-14 дБ, потом фейдером канала, на котором стоит компрессор, уменьшить громкость. Если компрессор не имеет лимитера, то первые 20-30 мс будут давать резки всплески громкости, это видно на дБ-метре, проблема позже будет решена с помощью отдельного лимитера.