По всем вопросам – свободно обращайтесь сюда. Перенесение материалов данного сайта на другие ресурсы без письменного разрешения автора запрещено. Отнеситесь к этому с пониманием )).
Часть I. Сведение танцевальной музыки в FL Studio
1. Пролог
2. Расставим точки над "И"
3. Сначала сведение, потом мастеринг
4. Трэк-эталон
5. Сведение: с чего начать?
6. Статичный микс
7. Важные замечания
8. Добавление реверберации
9. Эквализация
10. Компрессия
Часть II. Мастеринг танцевальной музыки в FL Studio
1. Master Mixer Track
2. А был ли мальчик? Или почему профессионалы не советуют…
3. Использование лимитера/клипера/максимайзера
4. Поподробнее про пункт 2. Использование компрессора
5. Параметрический эквалайзер в мастер секции
6. Как насчет радио?
7. Пару слов про dithering (дизеринг)
8. Важно: последовательность использования плагинов на мастер-канале
9. Полезные плагины не от FL Studio
Часть III. Эффекты, комплексные эффекты и фрики в FL Studio
1. Прокачка бочки
2. Звонкие хэты
3. Автопанер своими руками
4. Непростая панорамированная задержка
5. Простой реверс кика
6. Короткий крэш
7. Пампинг эффект
8. Side-chain (сайд-чейн) средствами FL Studio
9. Опережающая реверберация
10. Удвоенный бас
11. Организация звуковых шин (bus channels) в FL Studio 6
Часть IV. Внеклассное чтение :)
1. Небольшие Фруктовые Секреты
2. Горячие Фруктовые Клавиши (FL Studio 6 Keyboard Shortcuts - документация на русском)
3. FL Studio: Быстрый Мастеринг = Четыре полосы + Компрессор
4. Список литературы и ресурсов, которые были использованы тем или иным образом
Новые материалы (продолжение книги)
1. Особенности клубного звукаNEW
2. Полезные ответы из форума и гостевой книгиNEW
Архивные материалы :)
1. Настройка Frauenhof L3 Codec ProfessionalOld
2. Все о модулях Propellerheads Rebirth RB-338Old
3. Unreal Tournament в ModPlug TrackerOld
Пролог
В первую очередь эта брошюра будет полезна тем, кто уже кое-что слышал про мастеринг и сведение, знает, что это такое, но не знает, как это делать.
Во-вторых, не стоит забывать, что основное место действия это программа FL Studio – и многие методы, несмотря на свою универсальность, будут объяснены относительно нее. Поэтому вы должны хорошо понимать, как работать в этой программе.
Еще в данной брошюре я, не скрывая, агитирую использовать в нагрузку к FL два программных продукта: аудио-редактор Adobe Audition (ранее известный как Cool Edit) и набор плагинов Wave Arts Power Suite.
Расставим точки над "И"
Танцевальная музыка очень разнообразна. Тот, кто это понимает, никогда не будет утверждать, что знает на 100% как сводить и делать мастеринг. Универсальных приемов нет – все представленные ниже советы и рекомендации являются итогом прочтенных мной материалов по этой теме плюс собственный опыт.
Обычно благодаря грамотному сведению и мастерингу добиваются следующих результатов:
1. Общая мощность звучания трэка соответствует любимым записям на любимых дисках. Среднеквадратичное значение уровня сигнала получается не меньше -12 dB;
2. Несмотря на довольно высокую громкость, все инструменты звучат разборчиво и без перегрузок (клиппирования);
3. Саунд НЕ похож на тот звук, который обычно получается во Фрутике.
Для получения нужного результата в большинстве случаев будем использовать стандартные средства Фрути Лупса, на мой взгляд, в этом есть свой понт.
Хотя не забывайте, что слушателя интересует качественный продукт – ему все равно, какими средствами его сделали. Поэтому бывает разумнее пользоваться сторонними VST или DX эффектами.
В данной брошюре описывается работа в шестой версии программы FL Studio.
Сначала сведение, потом мастеринг
Немного о традициях:
Понятие мастеринга довольно часто ассоциируется не с одним треком, а с целой компиляцией треков и изданием их на носителе. Мастеринг нескольких треков осуществляется после того как эти треки были по отдельности сведены.
Результатом сведения трека является стерео микс, в котором все инструменты сбалансированы по громкости и панораме. При этом микс сделан без клиппирования и без каких-либо эффектов в мастер-секции.
В среднем на дБ метре уровень сигнала микса колеблется от -4 до -1 дБ.
Но иногда в мастер секции все же применяется динамическая обработка (компрессор) перед мастерингом. Правильно сделанный микс легко и приятно прокачивать по громкости.
После того как вы свели несколько треков – основная задача мастеринга сделать так, чтобы по отдельности ваши композиции звучали также громко, как и коммерческие записи, и еще, чтобы между собой треки не отличались по громкости и частотному спектру.
Трэк-эталон
Выберите чужую запись, звучание которой вам нравится, схоже по стилистике и составу инструментов.
Лучше если этот трэк в свое время был хитом. Так вот нужно его прослушать внимательно несколько раз и понять, в чем заключается общая фишка хорошего, привлекательного звучания.
В процессе сведения нужно обращаться к эталону, чтобы сравнить баланс громкостей и панорамы инструментов в своем треке.
Во время мастеринга можно ориентироваться на громкость (а точнее на уровень громкости) эталона.