Занятие №10 «Волшебница глина»
Цель: Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, развитие
образного мышления.
Материалы: спокойная музыка, глина, вода, лист А4, салфетки для рук.
Ход работы:
Настрой на работу:
Надеваю я передник,
Сразу к столику сажусь.
Я творю, я не бездельник
И собою я горжусь!
Сегодня мы с тобой будем работать с глиной.
Замесили ручки глину-
Очень скользко и тепло.
Лепим как из пластилина,
И рисуем хорошо.
Упражнение «Волшебная глина»
«Сегодня я хотела бы рассказать тебе об удивительном материале, о глине.
Знаешь ли ты, для чего используют глину? (из глины делают кирпичи для
строительства домов, гончары из глины создают посуду, глину используют в
лечебных целях – лечат больной орган, рану, делают на лицо маску из глины).
Можно сказать, глина – это живая материя, т.к. жизнь есть все: каждая
пылинка, каждый атом минерала - все это жизнь.
Ученые геологи – это те, кто изучает нашу природу, нашу Землю, наблюдали за
процессом развития минералов и горных пород. Они вдруг поняли, что все
минералы, горные породы обладают свойствами живых существ: способностью
уставать, стареть, болеть, отдыхать, дружить, запоминать, проявлять симпатию и
антипатию, залечивать раны, бороться за существование. Они зарождаются, растут,
достигают своего расцвета и, наконец, разрушаются, а значит, эволюционируют, как
и все живое. Сегодня ученые утверждают, что глина — это та же Земля. Глина
есть жизнь. Она берет свое начало в первом царстве — царстве минералов. И
пронизывает все другие царства: растений, животных, человека, следуя общему
закону эволюции от простого к сложному.
Ребенок занимает место за столом. Ему предлагается вымесить глину так,
чтобы она стала похожа на тесто. Психолог комментирует процесс вымешивания
глины: «Ты можешь вымесить глину одной рукой или двумя, можешь понемногу
подливать воду в сухую глину, можешь месить глину как тесто ладонями,
пальцами… Почувствуй глину на ощупь. Какая она? Нравится ли тебе глина сухая,
влажная, холодная?»
Когда процесс вымешивания глины закончится, психолог предлагает поиграть с
глиной и сделать следующие действия с глиной:
- погрузить руки в глину;
- сжать, смять глину;
- растянуть ее;
- вытягивать глину;
- разрывать глину;
- протыкать ее;
- расплющить глину;
- сделать дырки;
- придать форму волны;
- скрутить глину.
Упражнение «Глиняная фантазия»
«Закрой глаза. Знай, что при закрытых глазах твои пальцы и руки более
чувствительны к глине. Когда твои глаза открыты, они могут менять ощущения.
Попробуй лепить с открытыми и закрытыми глазами…Посиди немного, положив руки
на глину. Подружись с куском глины. Он гладкий? Корявый? Плотный? Холодный?
Теплый? Влажный? Сухой? Возьми его и поддержите. Легкий он или тяжелый?...
Теперь я хочу, чтобы ты отщипнул кусочек от куска глины. Пользуйся двумя руками.
Отщипывай медленно, а потом быстрее... Сожми вашу глину… теперь разгладь ее,
используй большие пальцы, ладонь. После того, как ты разгладишь глину, ощупай
места, которые ты разгладил… соедини все вместе, чтобы получился шар… проткни
глину. Собирай ее и ударяй по ней… Собери глину… Разрывай ее, отрывай
маленькие и большие кусочки, соедини их. Протыкай глину пальцем… Пальцем
проковыряй в ней дырку, еще несколько дыр… Ощупай края дыры, которую ты
сделал… Собери глину и попробуй нанести на не линии, волны, ударяя по ней,
используй пальцы, ладони, ребро ладони…Теперь оторви кусочек и сделай змею.
Она будет становится все тоньше и тоньше и длиннее… оберни ею сою руку или
свой палец… Возьми на минуту обеими руками свой кусок глины. Ты теперь хорошо
его знаешь».
Во время выполнения действий с глиной, можно спрашивать ребенка:
«Нравится ли тебе то, что ты сейчас делаешь с глиной? Что ты чувствуешь в этот
момент? Как еще хочется поиграть с глиной?»
Упражнение «Лепим шар».
Психолог включает музыку для релаксации и просит ребенка скатать шар из
глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает
ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.
Окончание занятия.
Используемая литература:
Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста» - М.: Сфера, 2004.
Кожохина С.К. «Растем и развиваемся с помощью искусства» - С.Пб.: Речь,
2006.
Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий»
- С.Пб.: Речь, 2007.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» -
С.Пб.: Речь, 2000.
Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» - С.Пб.: Речь, 2008.
Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии» - С.Пб.: Речь, 2007.
Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей» -
Ростов н/Д.: Феникс,2005.
Сучкова Н.О. «Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей» - М.:
Сфера, 2008.
Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» - Ростов
н/Д.: Феникс,2005.
Поиск по сайту:
|