Цель: расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных
элементов в поведении.
Материалы: текст Белинской Е.В.«Сказка о девочке, которая не умела играть»
(модифицированная для работы с девочкой), листы А4 для рисования, цветные
карандаши, спокойная музыка
Ход работы:
«Сегодня я хочу рассказать тебе сказку о девочке, которая не умела играть.»
Психолог читает сказку, параллельно показывая карточки с нарисованными
чудесными животными.
Жила-была девочка. Звали ее Алена-вредина. Да, конечно, имя ее было просто
Алена, но ее настолько давно прозвали врединой, что просто Аленой ее уже никто
не называл. А все дело в том, что Алена не умела играть. Она не признавала
никаких правил, если они ей не нравились, а обычно это так и было. Она не любила
никому уступать и всегда хотела не того, что другие дети. В конце концов, она так
надоела остальным, что они уходили как можно дальше, как только Алена-вредина
выходила погулять. Алене было решительно не с кем дружить. Но она не огорчалась. «Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должна играть так, как
хотят они, — думала Алена, — у меня будет что-нибудь такое, что они сами
запросятся поиграть, а я еще подумаю. А это будет, будет...» И Алена представила
себе замечательное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь,
и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были сильные с
крепкими копытами, голов было две— обе с розовыми гривами и с белым рогом
посреди лба.
- Меня зовут Единорог Семь Колокольчиков, — сказало чудесное животное, —
дай я тебя покатаю.
Алена охотно согласилась. И весь день провела с Единорогом Семь
Колокольчиков. Но, отправляясь домой, Алена даже не сказала Единорогу «до
свидания». И на следующий день на дворе его не увидела. Но теперь она знала, что
делать. На этот день ей составил компанию Змеелев, который показывал ему
фокусы. На следующее — быстро бегающий Летучий Свинслик; с ним Алена бегала
наперегонки, а летать ему запретила из вредности. А еще на следующий день
Алена-вредина вспомнила про других ребят. «Пусть они не думают, что я так легко
оставлю их в покое, — мечтала Алена, — я придумаю такое...»
И придумала. Новое животное было очень страшным: с красной гривой,
пятнистым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно
зевнуло.
- Что ты здесь торчишь? — закричала на него Алена. — Ты ребят ищи!
- Во-первых, — визгливым голосом проверещало животное, — не кричи на
меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вторых, я никого
искать не собираюсь. Ты меня придумала, и тебе самой придется со мной играть.
Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если
я всерьез рассержусь,— заявило Опудало,— то я тебя просто съем.
- Ну ладно, — испугалась Алена, — скажи, как ты хочешь играть.
И целый день Алена ползала, бегала, стояла смирно по команде чудовища,
надеясь, что назавтра она сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вечером, когда
она собралась уйти, Опудало загородило ей дорогу:
- Ты что такая невежливая? Если ты не скажешь «до свидания», я тебя
проглочу!
И Алена сказала. В результате на следующее утро Опудало поджидало ее во
дворе. И еще на следующее утро тоже. А вечером сказало:
- А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу играть с тобой и ночью, то-
то будет весело!
Алена взмолилась:
- Дорогое Опудало, я не успела приготовить тебе помещение, подожди до