Вопросы подготовки публичного выступления связаны с изучением его структуры, процесса создания текста и его произнесения.
В подготовку публичной речи входит как этап сбора материала, так и само произнесение речи с последующим анализом и исправлением.
Учение о порождении речи характеризует правила создания текста. Эти правила составляют пять классических элементов, пришедших ещё из античной риторики, которые характеризуют, как возникает содержание речи, как оно организуется и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение. Таким образом, учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает: изобретение мысли (инвенция); диспозиция – расположение изобретённого материала; элокуция – словесное оформление мысли; запоминание речи; произнесение - исполнение речи.
В современной риторике выделяют эти жеэтапы работы над речью:изобретение мысли (тщательная подготовка материала); расположение материала (план); запоминание (освоение материала); словесное выражение; произнесение материала.
Как видно, большое внимание античные риторики, как и современные, уделяют докоммуникативнойфазе работы над речью. Всего принято выделять три фазы работы над выступлением: докоммуникативная, коммуникативная, посткоммуникативная. Среди этих фаз распределяются такие виды работы как: выбор темы, определение цели, вида речи, выбор материалов, логическая организация речи, подбор фактов и аргументов, работа над языком и стилем; искусство спора, ответы на вопросы; анализ проведённого выступления.
Любое выступление начинается с определения темы. Формулировка темы должна удовлетворять ряду требований:
1) быть конкретной;
2) соответствовать основной идее и содержанию речи;
3) должна заинтересовать будущих слушателей.
Уже в формулировке темы должна быть интрига. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы даётся в виде вопроса, на который следует дать ответ. Подобные названия рассчитаны на привлечение особого интереса слушателей. Однако не следует ставить такие вопросы, ответ на которые ясен сам собой. Важно не использовать шаблонные заезженные фразы.
Любое публицистическое выступление, публицистическая речь произносится с конкретной целью. Цель содержит желаемый результат. Цель выступления нельзя отождествлять с темой. Результат от выступления не всегда бывает немедленно ощутим, он может проявиться в будущем. Всё в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция, и иллюстративный материал, и стиль, и средства выразительности.
При подготовке к выступлению следует иметь в виду, что любое публичное выступление состоит из трёх частей, которые в свою очередь были выделены ещё Аристотелем, вступление, основная часть, заключение.Античные мыслители обратили внимание и на ещё одну часть публичного выступления – обращение к слушателям. Его цель привлечь внимание к оратору, расположить аудиторию. На современном этапе развития этот вопрос довольно не просто решить, т.к. обращение «товарищи» в наши дни уже не приемлемо, оно не отражает социальное состояние общества. Постепенно вошло в обиход обращение господа, граждане, уважаемые гости, друзья, коллеги и др.
Рассмотрим основные части выступления: вступление, основная часть и заключение, обращая внимание на содержание каждой из частей. Вступление отличается целью вызвать интерес слушателей, овладеть вниманием аудитории, установить с нею взаимопонимание и завоевать доверие, побудить слушателей к конкретным действиям.
Самые частые ошибки, допускаемые в основной части такие:
1) выход за пределы темы;
2) усложнение отдельных фрагментов речи, когда они включают сразу несколько вопросов;
3) перескакивание с одного вопроса на другой;
4) свыше пяти рассматриваемых новых положений.
Другой проблемой построения публицистического выступления является способ раскрытия темы. В риторике это получило название изобретение. Способ раскрытия темы должен содержать в себе следующие признаки: правильность, новизну, уместность. Эти качества обнаруживаются там, где изобретение мысли ограничивается конкретной аудиторией, правильным соотношением в речи известного и нового. Неверно думать, что нужно сообщать только новые сведения. Если на аудиторию «обрушиваются» только новые факты, идеи, слушатели могут потерять внимание, утомиться, необходимо, чтобы новое перемежалось со старым, трудное с лёгким. Всё высказанное должно быть логически оформлено, мысли связаны друг с другом. Очень важно при этом продумать переходы от одной мысли к другой. Не случайно речь должна строиться на логических законах. Основные из них законы такие: определённость, непротиворечивость, обоснованность, последовательность и доказательность.
Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Принято выделять следующие типы речи: информирующая, аргументирующая, эпидейктическая.
Информирующая речь заставляет оратора решить главную задачу о том, как обеспечить информативность сообщения. Могут быть намечены три подхода к её решению. И первый из них – сообщение для данной аудитории действительно новой информации, новых сведений. Это сможет удовлетворить познавательные потребности слушателей. Однако трудно найти только новые знания для любой аудитории, поэтому существует приём подачи уже известного под новым углом зрения. В этом случае у присутствующих возникает интерес к новому подходу к уже известной для них проблеме. Для них является такой поворот неожиданным, а значит, то, что сказал оратор, для слушателей информативно. Другим способом повышения информативности является подача сведений со своей личной оценкой, что также повышает новизну и информативность сообщения. В каждом выступлении лектор предстаёт перед аудиторией как личность, имеющая богатый профессиональный и жизненный опыт. Всегда можно и следует выказывать своё отношение к предмету. Слушатель имеет своё представление о предмете и ему интересно, а как думает выступающий. Сопоставление мнений - это своего рода получение новой информации.
Аргументирующая речь преследует главную цель – изложить доводы, доказательства и убедить слушателей, заставить их согласиться с мнением оратора. Для этого в самом начале формулируется тезис, ответ на спорный вопрос. За этим следуют убедительные аргументы. При этом необходимо во вступлении заинтересовать слушателей вопросом; расположить слушателей к себе. Для этого в риторике существует несколько приёмов: похвалить аудиторию, но не слишком явно; показать, что оратор не собирается давить на аудиторию; продемонстрировать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Такие установки помогут оратору донести до аудитории справедливость своего решения. Для достижения взаимопонимания двух сторон следует избегать таких оборотов речи как: вы должны, вам придётся, я заставлю вас. Можно использовать слова, смягчающие категоричность, вероятно, по-видимому, возможно, риторические вопросы: можно ли предположить, что…? не лучше ли признать, что…?
Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь. Основная функция судебной речи – установление истины по делу, содействует убеждению судей, оказывает воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда. Главная цель судебной речи – убеждение. Судебный оратор убеждает, вскрывает несостоятельность доводов противника, сообщает факты и своё отношение к ним. Судебная речь пропагандирует нормы права.
В судебной речи реализуются все требования, предъявляемые к публичному выступлению, но она отличается от него тем, что имеет узкопрофессиональную направленность, отличается большей конкретностью, её тематика ограничена материалами рассматриваемого дела. Т речь адвоката, и речь прокурора – это полемическая, убеждающая речь. В качестве аргументов выступают только объективные факты. Любой судебной речи присущ оценочно-правовой характер. В отличие от других видов аргументирующей речи она имеет четырёх адресатов: судьи, процессуальный противник оратора, присутствующие в зале и сам подсудимый.
К языковым особенностям судебной речи относятся: употребление юридических формул, терминов, сочетание стандартных и эмоциональных средств выражения, например, «Уважаемые судьи, разрешите мне обратиться к присутствующим здесь гражданам…»
Говоря о построении аргументирующей речи, необходимо отметить, что в ней принято выделять основные виды аргументов: аргументы рациональные, или аргументы по делу; аргументы иррациональные (психологические), или аргументы к человеку, доводы к аудитории.
К аргументам рациональным относятся:
1) факты;
2) обращение к авторитетам – один из распространённых видов аргументов.
3) законы, теории, аксиомы, традиционно принятые в обществе.
К аргументам иррациональным относятся обращение к чувствам адресата, желаниям, интересам его. Эти аргументы чаще всего затрагивают чувства собственного достоинства, материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей. Именно благодаря этому виду аргументов в дискуссиях часто переходят от дела на «лица», когда оценивается уже не предмет спора, а оппонент. Оба вида аргументов различаются в риторике по силе и выделяются исчерпывающие, главные и спорные аргументы. Исчерпывающие аргументы чаще всего встречаются одни - это такие аргументы, которые полностью доказывают правоту какого-то мнения, положения. Такие аргументы встречаются редко. Главные аргументы – это различные факты, убеждающие в правоте кого-либо, реальности событий. Спорные аргументы могут служить за и против доказываемой позиции.
Подбирая аргументы, оратор должен помнить требования к ним: истинность, непротиворечивость, доказанность, достаточность. Ошибки этого плана являются весьма досадными и приводят к нелогичности речи: неистинные аргументы – ложь оратора; недостаточность - доказываемое положение не вытекает из приведённых аргументов, образуется порочный круг: «мы хорошо ответили, потому, что много готовились».
Важно, насколько точно сформулирован выдвигаемый, защищаемый тезис. Если тезис сформулирован недостаточно чётко, он в споре может подменяться другим. При этом возникает подмена тезиса, переход к другой проблеме, что нарушает цельность речи и дискуссии. Для оспаривания необходимо точно знать, в чём заключается тезис оппонента и точно выдвинуть свой.
Неопределённость формулировки тезиса может привести и к другой ошибке: потеря тезиса, тогда оратор теряет главную нить выступления и начинает говорить «вообще». Разновидностью подмены тезиса является «фигура умолчания», т. е. замалчивание невыгодных фактов и событий.
Таким образом, любое доказательство состоит из трёх элементов: тезиса, аргументов, логической связки между тезисом и аргументами. Аргументы необходимо не только подобрать, но и правильно использовать для доказательства выдвигаемого положения. Различают прямое и косвенное доказательство. Прямое доказательство строится так: даны аргументы – из них выводятся истинные суждения – истинное суждение доказывает выдвигаемый оратором тезис. Такое доказательство называется индуктивным доказательством.Оно продуктивно тогда, когда оратор располагает яркими неопровержимыми фактами. Это доказательство имеет действие на аудиторию, т. к. на неё действует всё яркое, образное, конкретное.
Дедуктивный метод используется чаще всего тогда, когда есть известные аудитории общие положения, истинность которых несомненна. Такое доказательство состоит из известного общего положения, связанного с ним суждения, ведущего к его применению, и заключению. Например, ни один нечестный человек не будет избран старостой, Х – нечестный человек, следовательно, Х не будет избран старостой.
Косвенное доказательство заключается в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается или методом доказательства от противного, или методом исключения (алиби). Метод доказательства от противного часто используется в науке. Метод исключения часто используется в судебной практике. В этом случае истинность тезиса доказывается путём выявления ложности всех возможных альтернатив.
В связи с этим распространены методы опровержения тезисов. Наиболее простой и надёжный способ – это опровержение ложного тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике аргументы противника, в результате рушится вся система доказательства, в-третьих, обосновывается нелогичность вывода противника из ложного тезиса. Способы доказательства и аргументы подробно рассмотрены в книгах А.К. Михальской «Основы риторики», Е. А. Ножина «Мастерство устного выступления».
Процесс подготовки выступления включает несколько стадий: подготовка материала, формулировка темы, составление плана, словесное оформление речи, репетиция, собственно выступление, исправление речи. Каждый из этих этапов связан с предыдущим и последующим. Осуществление того и другого из них выливается в опыт ораторской деятельности и речевое мастерство.
Публичное выступление требует большой подготовки. Вдохновение приходит и уходит, но для того, чтобы речь была эффективной, она, в конечном счёте, должна быть речью выступающего, и только его. С этой целью необходимо выделить достаточное количество времени на подготовку публицистического вступления. То, что годится для одного оратора, не подойдёт для другого. Мы можем отметить наиболее существенные правила подготовки публицистического выступления. Прежде чем что-либо писать, познакомьтесь в общих чертах с тем, что есть на эту тему в специальной литературе. Затем необходимо собраться с мыслями и изложить всё прочитанное в общих чертах, придерживаясь избранной темы выступления. Эффективного выступления не получится, если оно посвящено чему-нибудь и излагается как-нибудь. Оно должно быть целенаправленным, чтобы до слушателей дошла главная мысль оратора. Можно составить несколько вариантов плана, затем выбрать из них оптимальный вариант и написать в соответствии с ним речь. При редактировании текста речи следует оставить в нём эффект разговорности языка и ритмичности. Если речь будет подготовлена без текста, тогда следует заучить план и ключевые предложения из каждой части. Следует помнить план выступления, так как при произнесении речи это поможет логично выстроить речь и удержать внимание слушателей.
Для достижения максимального воздействия на слушателей сконцентрируйте своё внимание на вступлении и заключении. Произнесение речей по памяти требует большой тренировки. Однако при любом подходе выступление должно быть интересно, прежде всего, самому говорящему, так как нельзя привлечь внимание аудитории к слову, которое не имеет значение для самого оратора. Необходимо придать значение всему, что произносится. Главный психологический настрой заключается в установке на то, что сообщение ново и интересно для слушателя. Следует сказать себе: « Я знаю то, чего не знают остальные, и я скажу им это». Тогда возникнет эффект важности произносимой речи.
При подготовке к выступлению необходимо пользоваться рядом рекомендаций, которые выработала риторика: выбирайте тему, связанную с вашим личным опытом; тема должна быть интересна вам и вашим слушателям; речь должна соответствовать конкретной теме.
Ответьте себе на вопрос перед выступлением: вы желаете что-то описать, рассказать, доказать, убедить. Изложите своё намерение перед слушателем в начале речи. Это поможет сформировать цель восприятия речи, сделать присутствие слушателей осмысленным. Для подготовки речи используйте не один, несколько источников, дополните свои впечатления, мнениями других авторов. Однако при этом не стоит перегружать выступление цитатами. Достаточно перечислить те издания, которые посвящены затрагиваемым вопросам.
При построении главной части сделайте всё возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны. Организуйте главные идеи в виде конкретного, чёткого плана. Выбрасывайте всё, не имеющее отношение к вашей цели. Дайте определение непривычных терминов; используйте конкретные примеры, приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц, задавайте вопросы. Будьте учтивы и не злоупотребляйте указанным вам вниманием. Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при использовании полученной информации. Работа над каждой темой требует обращения к книгам. При чтении помните, что речи привлекают внимание, если в них обнаруживается полнота знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать нужные факты. Когда собраны минимальные сведения, то слушатель это сразу замечает, и интерес к речи пропадает. Нельзя ограничиваться давно известными сведениями, необходимо их дополнить последними данными. С другой стороны каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. Произведения античных авторов могут быть созвучны нашим сегодняшним проблемам. Не определяйте ход своих мыслей идеями первого попавшегося автора, дополните их другими мыслями, сопоставьте несколько источников. Особенно публицистические источники имеют тенденцию отобразить мысли одного автора, поэтому опираться на один источник нельзя. Сравнив разные точки зрения, вы сможете изложить вопрос проблемно и тем самым заинтересовать слушателя.
Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучаемый материал принёс максимальную пользу. Не уклоняйтесь от главной цели речи, из-за возникшего соблазна интересной информации. Вчитываётесь в статьи и книги в поисках нужной информации. Английский философ Бэкон по этому поводу хорошо сказал, что одни книги можно лишь попробовать, другие проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и проглотить. Выделяйте или выписывайте важные мысли по ходу чтения, иначе потом вы забудете, что привлекло ваше внимание, и существенные моменты могут быть упущены. В учебниках по риторике рассмотрены правила подготовки к выступлению. Мы назовём наиболее важные из них: начинайте готовиться к выступлению заблаговременно; репетируйте свою речь; прочитывайте всю речь в период её подготовки, а не отдельными кусками, ища каждый раз выход из ситуации, восстанавливая логику изложения; составьте шпаргалку, готовясь к речи; составьте план речи перед её репетицией; представьте ситуацию будущей речи, аудиторию, помещение; не заучивайте текст наизусть, придайте своему выступлению характер беседы; при репетиции обращайтесь к записанному плану; на полях плана запишите ключевые слова каждого фрагмента речи.
Особое внимание отводится импровизированной речи. Её можно произнести, имея большой опыт ораторской деятельности. Подготовка здесь занимает всего лишь несколько минут и представляет собою только сосредоточенность на теме. Как видим, все этапы подготовки речи взаимосвязаны, они имеют своё название в риторике, отличаются по продолжительности. Самый значительный отрезок времени отводится на подготовку выступления.
Способность произнести речь сразу на заданную тему развивается с опытом выступлений. Чем больше различных текстов прочитает и речей произнесёт человек, тем выше его ораторское мастерство и импровизационные навыки.
Риторическая подготовка – составляющая часть культуры речевого общения. Слушание выступлений, произнесение речей определяет уровень образованности и воспитанности личности, качество её профессиональной деятельности.
Язык риторических и литературных произведенийимеет определённые сходства и различия. Прибегая к сопоставлению языка произведений литературы и риторики, мы имеем в виду точки соприкосновения и расхождения тех и других. Мы отмечаем общность языковых средств при их специфичности в каждом виде текста и особенные приёмы, типичные только для тех или других произведений.
Рассматривая язык риторических и литературных произведений, мы берём отдельные виды текстов риторики или судебного красноречия и художественные тексты в жанре рассказа. Их сближает повествовательность, сюжетность. И то, и другое в разных видах произведений представлено в разной степени.
Повествовательные конструкции распространены в текстах рассказов: «Бабка задумчиво и горестно смотрела в тёмное окно. Шурка перечитывал то, что записал за Егором». (Шукшин В.М., 1975). Они же едва представлены в риторических произведениях, только в отдельных частях, связанных с передачей фактов, восстановлением событий. Такой повествовательный фрагмент здесь необходим, он имеет функцию воздействия на слушателя. Эта часть композиционно оправдана. Создаваясь средствами языка художественной литературы, она приближает риторическое произведение к литературному тексту. В качестве примера мы возьмём фрагмент судебной речи, А.Ф. Кони: «Я подошёл к оригинальным страшным часам… Подошёл и Книрим…Крикнул Овсянников… Книрим подозвал…, отпер…Овсянников не вытерпел,… отошёл»…
В этом фрагменте налицо простейший вид повествования: перечисление событий, последовательное изложение действий героя. Литературные произведения имеют широкое представление повествовательности. Это не только передача действий, но и воссоздание событий в монологических и диалогических фрагментах, сливающихся в отдельные картины жизни. В качестве примера мы взяли рассказы В.А. Шукшина «Сельские жители», «Классный водитель», «Гринька Милюгин» и др. При этом отмечается сходства риторики и художественной литературы в незначительном приближении текстов красноречия к художественным произведениям. Оно развивает главное свойство судебной речи: эмоциональность, убедительность. Назначение повествовательности в рассказе, повести заключено в необходимости создать образный мир произведения, эмоционально насыщенный и правдивый.
Таким образом, повествовательность – существенный признак риторики и литературы. Связанное с ней понятие сюжетности также представлено и в красноречии, и в художественном произведении, так как в повествовательном фрагменте и в рассказе есть воссоздание фактов, событий. Если в художественном произведении сюжет развит полностью, композиционно организован, то в речи мы наблюдаем сюжетный фрагмент в отдельной композиционной части. Его роль заключена в наглядном и убедительном осмыслении фактов. Он же придаёт речи краткость и выразительность, сближая её с художественным текстом.
Эти свойства двух видов произведений: риторических и художественных подтверждены средствами языка. Именно их особенность подтверждает специфику повествовательности и сюжетности разных текстов. Она состоит в том, что рассказ имеет индивидуально-авторские употребления слов: «Задумчиво и горестно смотрела».
Два вида произведений принципиально отличаются друг от друга целью создания, что определяет композицию того и другого. Характер её также отличен. Речь имеет логический принцип, построения, рассказ, напротив, огранизован согласно замыслу по художественному принципу. Вместе с тем тексты этих произведений содержат средства языка специфичные, необходимые для реализации замысла, своеобразного, в том и другом случае. Мы можем увидеть в риторическом произведении типичные обороты. Например, «…ознаменовал себя служебными действиями,… характер которых имел результатом предание его суду». (Кони А. Ф. , 1980). Тут же можно отметить стилистические приёмы, отличающие и художественную, и ораторскую речь. Например, «Но ведь из них складываются очертания, а из очертаний буквы, а из букв слоги, а из слогов возникает слово и это слово: поджог»! (Кони А. Ф., 1980). «Люди со средствами, люди светские, с лоском развития и образованности» (Кони А. Ф., 1980).
Обращаясь к рассказу, мы отмечаем, что такие виды организации средств языка единичны в нём, мало представлены, а если встречаются, то только в лирических отступлениях, концовках, описаниях. Например, «С круглыми изжелта-серыми смелыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с крутой, ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый… (Шукшин В. М., 1975).
Рассматривая средства языка, мы видим и своеобразие метафор, эпитетов того и другого текста. Это не мешает нам признать общность метафор, эпитетов, но только в том отношении, что в эти произведения они вносят выразительность, образность. Однако последние могут иметь специфичность из-за разницы цели создания текста. Она заключена в том, что художественное произведение имеет авторские образные средства: «…русой хмелиной завивался чуб…; колодезную глубину тёмных загадочных глаз… » «Шофёр Пашка Холманский, сухой, жилистый, лёгкий на ногу». (Шукшин В. М., 1975). Использование разговорных и просторечных слов, оборотов типично только рассказу: «одной левой делаю, языки проглотили, ухом не повёл, перевёл дух» (Шукшин В. М., 1975).
Если мы видим в рассказе типичный риторический приём, то его функция отличается. Здесь он подчинён целому художественному замыслу и обращён не к слушателю, а к диалогу автора и читателя в произведении, к создающемуся в этом соразмышлении новому мироощущению, воздействующему на чувства и мысли.
Образные средства языка в риторике употребляются в рамках избранного типа речи и служат оживлению речи. Например, «старик с жёстким взором серых проницательных глаз», «…был поражён нашествием чинов судебного ведомства», «часам в длинном деревянном футляре, вроде узкого шкапа». (Кони А. Ф., 1980).
Два вида текста, таким образом, сближаются друг с другом по признакам повествовательности, сюжетности и выразительности. Исследователи ораторской речи отмечают, что она имеет «…чёткую композиционную структуру, выраженную яркими эмоциональными языковыми средствами». (Кохтев Н.Н., 1985, с. 30). Мы видим особенности ораторской речи в её сходстве с речью художественной. Взаимопроникновение этих двух текстов позволяет говорить о единстве выразительных средств языка. В речевой практике важно правильно использовать языковые ресурсы, сообразуя их с жанром и стилем целого текста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бороздин Г. В. Психология делового общения. М., 2003
2. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // ПСС в 11 т., М., 1952. Т. 7
3. Кони А. Ф. Избранное. М., 1980
4. Кохтев Н. Н. Публицистическое мастерство И.И. Скворцова-Степанова.//Русская речь.1985, №2.
5. Михальская А. К. Основы риторики. М., 2001
6. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989
7. Русский язык и культура речи.// Под ред. В. И. Максимова. М., 2001
8. Формановская Н. П. Употребление русского речевого этикета. М., 1982
9. Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта. Мн., 1996
10. Шукшин В. М. Рассказы.// Роман-газета. 1975, № 17
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие виды речи вы знаете?
2. Назовите основные этапы подготовки публицистического выступления.
3. Перечислите возможные ошибки в построении речи и способы их исправления.
4. В чём заключается общность ораторской и художественной речи?