Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Словообразовательные нормы



Словообразование –раздел науки о языке, изучающий состав слова и образование одного слова от другого.Для культуры речи важно употребление правильно образованных слов, т.е. с верно выбранными приставками или суффиксами, в соответствии с типовыми моделями, сложившимися в языке. Каждая часть речи имеет свои способы образования. Например, прилагательное - от существительного или глагола: лимон – лимонный, апельсин – апельсиновый, малина – малиновый и др.

Ошибочной принято считать подмену суффиксов, нельзя сказать лимоновый, апельсинный. Особое значение имеет образование глаголов и их форм: неточное образование приводит к неблагозвучию и неясности речи. «Нынешние вузы готовят специалистов, невостребуемых на рынке труда». Причастие образовано неверно, так как глагол востребовать совершенного вида и предполагает присоединение суффикса прошедшего времени: -нн- . Образованное причастие невостребованных имеет значение совершенного вида, прошедшего времени. Различного рода недочёты в образовании слов связаны с недостаточным знанием словообразовательных норм русского языка. Другое значение словообразовательных знаний заключается в умении определить стилистическую роль приставок и суффиксов в слове. Например, увеличительное значение суффиксов –ищ-, -енн-: домище, здоровенный, уменьшительно-ласкательное: берёзонька, щёчки. «Вошёл я в дом и вижу прехорошенькую болгарочку». (Куприн И.А.) или «Жемчуга огрузили шею». (Пушкин А.С.). Использование таких словообразовательных частей создаёт стилистическую окраску слова, придаёт целому высказыванию экспрессивность, эмоциональность.

Умение понимать значение аффиксов в словах русского языка и использовать их в своей речи повышает уровень речевой культуры. Правильное употребление слов зависит от понимания разницы их значения, которая задана их суффиксами. Например, тяготеть - испытывать влечение к чему-л., тяготить - обременять своей тяжестью. (СТСРЯ, 2004, с. 851). Взаимосвязь словообразования и правописания прослеживается в таких справочных пособиях как «Школьный грамматико-орфографический словарь». В нём даны состав слова и его правописание, что помогает понять главный подход к верному написанию слова через его состав: например, ази–ат–ск–ий, ак-климат-изаци-я, аккомпан-ирова-ть. Понимание состава слова во многом влияет на его правильное написание.

Существующие в русском языке части слова даны в словарях морфем русского языка. Например, корень благ (ж) - может присоединять разные суффиксы и образовывать слова: благ-ость, благ-ост-н-ый, благ-ост-н-ость, благ-ост-ын-я. В словарях-справочниках показывается значение отдельных частей слова, приставок и суффиксов: -енн- нерегулярная (свойственная просторечью) словообразовательная единица, образующая имена прилагательные со значением предельной степени качества. (Ефремова Т.Ф., 1996, с. 131).

Таким образом, словообразовательные нормы во многом связаны с лексическими, грамматическими, стилистическими нормами и определяют правильность письменной и устной речи. Неточность в образовании слова приводит к неясности его значения и не может быть не исправлена в речи так же как ошибка в ударении или произношении.

Практические задания

74.Какие стилистически окрашенные слова с суффиксами и приставками есть в текстах? Каково их значение?

Я знаю, он моя жертвочка; говорит, а у самого зубки во рту один о другой колотится. Губка-то, как и тогда вздрагивает; он у меня психологически не убежит… каково выраженьице-то…

А оттого, что я смирненький, а оттого, что тихонький, а оттого, что я добренький. Стыдненько мне было, Варенька! (Ф. М. Достоевский)

Пооткормила меня, поотлежался да и вдругорядь на фронт (В, Белов).

Весь лес вознегодовал.

Смотрит себе вяленая вобла, не сморгнувши, на заблуждения человеческие и знай себе камешком пошвыривает (М. Е, Салтыков-Щедрин).

Все вместе страниц тридцать, жалковатая <о книге>, что несколько лет я не мог написать ничего нужного, на меня махнули рукой, кучка рассказиков была первым произведением после долгого перерыва (А. Трифонов).

Книга доставит огромнейшее удовольствие и взрослым, и детям.

Это не я врезался в столбище, а оно в меня, – заплакав, объяснил Шурик (Семенов).

Дружище, вот ты где! А мы тебя повсюду ищем, – крикнул дед (Ф. Е. Леснов).

Солнце сделало тебя еще красивее, прекраснейшая из женщин (А. Куприн).

 

75.Определите значения выделенных частей слова.

Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике. В большинстве крупных российских больниц существует отделение, где заболевание почек лечат методом гемодиализа. Мегаэкономика изучает торговые связи во всем мире.

Полипродуцируют разные модели простоты, обаятельной скромности. Он вслушивается в интроритмы своей психологической системы. К автоматизации применяют высокие контрмеры. Рациональная дискурсженщина не тратит попусту деньги, копит сбережения (Из газет).

 

76.Употребите в своем высказывании глаголы с суффиксами И, Е.

Синеть – «становиться таким».

Синить – «делать что-то таким».

Белеть, чернеть, молодеть, обезглаветь, леденеть.

Белить, чернить, молодить, обезглавить, леденить.

 

77.Определите разницу в значении слов с разными приставками и суффиксами. Употребите их в своем высказывании.

Поступок – проступок, приметливый – приметный, преставится – представится.

Удачный – удачливый, приветный – приветливый, типичный – типический.

78.Отметьте суффиксы синонимичные, омонимичные и антонимичные.

Землистый, зеленоватый, футболист, сварщик, стаканчик, тучища, летчик, крошка.

 

79.Отметьте в тексте слова со стилистически окрашенными приставками, суффиксами.

Вошел я в дом и вижу прехорошенькую болгарочку (А. Куприн).

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею (А. С. Пушкин).

Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил (В. Шукшин).

 

80.Исправьте речевые ошибки. В чем они состоят?

В распоряжение сотрудников лаборатории была поставлена вся документация.

Звери ведут более скрытный образ жизни.

Предварительно на проводник одевается изоляция (Из газет).

 

81.Образуйте два варианта слова: с суффиксом уменьшительно-ласкательным и уменьшительно-уничижительным.

Лето, зима, пальто, ум, сердце, лицо, руки, дочь.

 

82.Какие части различают значения слов?

И чужое горе душу тяготит (Поговорка).

С самых ранних лет я тяготел к Москве… (Салтыков-Щедрин)

Он прекрасно умеет отличить настоящую шутку… от заранее заготовленного фабриката (П. Грекова).

…Фабриканты обязаны были … представлять образцы изделий (Ю. Арбат).

 

83.Определите речевую ошибку в использовании суффиксов и корней.

Многие вузы и средние учебные заведения готовили специалистов, невостребуемых на рынке труда (Из газет).

Как не хотелось бы примеривать на себя пижаму больных (Из газет).

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали (Н. Лесков).

Он упал рядом с вулканом, а вулкан скоро извержится.

 

84.Определите значение суффиксов –енн-, -айш-, -чик-, -ин-. Исправьте речевую ошибку.

Здоровенный детина, вышел на подиум за своим кубком.

Его коллекция автомобилей включала много редчайших раритетов.

Несмотря на свои небольшие размеры, этот автомобильчик может свободно вместить четырех мужчин средней комплекции (Из журналов).

 

85.Каково значение –енн- в каждом примере? В каком случае употребление суффикса стилистически снижено.

Около нашего домика растет высоченная береза.

В автобус вошел здоровенный мужчина.

У маленькой Даши на голове был завязан красивенный бант.

Красивенные цветы на поле делали пейзаж неповторимым.

 

86.В чем стилистическое различие этих названий? Употребите их в соответствующих высказываниях.

Вечерняя газета – вечерка.

Подсобное помещение – подсобка.

Тушеное мясо – тушенка.

Сгущенное молоко – сгущенка.

Публичная библиотека – публичка.

Отрицательный отзыв – отрицалка.

Минимальная пенсия – минималка.

87.Какова роль суффикса –айш-? Сравните синонимы слова величайшийв том и другом употреблении.

Он разыскивал на рынке величайшие ботинки, он разыскивал штаны небывалой ширины (С. Михалков).

24 мая в выставочном зале музея состоялась выставка величайшего русского художника-иконописца Рублева (Из газет).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996.

2. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986

3. Панов Б.Т., Текучёв А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1985.

4. Тихонов А.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Ударение. Словообразование. Морфемика. Грамматика. Частота употребления слов. М., 1995.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что изучает словообразование?

2. В чём заключается словообразовательная норма и её вариантность?

3. Что такое стилистическая роль приставок и суффиксов?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.