кафедры физической культуры и специальной подготовки
РПА Минюста России
Рецензенты:
М. В. Троянов, старший преподаватель
кафедры физической культуры и специальной подготовки
РПА Минюста России
А. С. Шарапов, преподаватель
кафедры теории и методики физической культуры и спорта МГАФК
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Физическая культура» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».
УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки бакалавров юриспруденции.
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой физической культуры и специальной подготовки РПА Минюста России.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.
Рабочая программа включает в себя:
- целевую установку;
- содержание учебной дисциплины;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины;
- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности выпускника юридического факультета РПА Минюста России.
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
Содержание обучения в Академии по дисциплине «Физическая культура» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции:
- нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);
- правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);
- правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
- экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);
- педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).
Целью физического воспитания студентов вуза является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- обеспечить осознание студентами социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- дать глубокие знания научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- обеспечить овладение системой практических умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, развития и совершенствования психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределения в физической культуре;
- обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студента к будущей профессии;
- научить творчески использовать физкультурно-спортивную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей.
В высших учебных заведениях курс «Физическая культура» представлен как важнейший компонент целостного развития личности. Свои образовательные и развивающие функции данная дисциплина наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательность, наглядность, доступность, систематичность и динамичность.
Именно этими принципами пронизано все содержание учебной программы для вуза по учебной дисциплине «Физическая культура», которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.
Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры. Требуется тесная координация с дисциплинами «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Дисциплина изучается в первом, втором, третьем и четвертом семестрах и выполняет базовые функции для специальных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Легкая атлетика
Тестирование занимающихся студентов. Обучение в беге на короткие дистанции: 60 м, 100 м, 200 м, с низкого и высокого старта. Обучение в беге на средние и длинные дистанции: 1000 м, 2000 м, выбегание, бег по дистанции, финиширование. Развитие ловкости и быстроты двигательной реакции. Обучение технике низкого старта и стартового разгона. Развитие ловкости, быстроты двигательной реакции. Обучение технике бега по прямой. Контрольные упражнения (КУ) по результатам тестирования скоростно-силовой подготовки и по упражнениям на выносливость – кроссовая подготовка (мин./сек.). Прием контрольных нормативов занимающихся.
Тема 2. Гимнастика
Техника выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ), упражнения на перекладине, брусьях, комплексно-силовые и акробатические упражнения. Совершенствование акробатической комбинации. Обучение акробатическим элементам: кувырок вперед; стойка на лопатках; мост. Соединение этих элементов в комбинацию. Совершенствование стойки на руках. Укрепление мышц рук. Развитие выносливости. Развитие силы, гибкости, ловкости.