Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система национального и международного регулирования миграционных процессов



Проблемы, связанные с регулированием процессов миграции, решаются в строгом соответствии с национальным законодательством. На сегодняшний день в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта.

Государство с целью регламентации процессов трудовой миграции проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика – целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы из данной страны или в неё.

В каждой стране существует ряд органов, занимающихся этими вопросами:

· Министерство иностранных дел (МИД) - выдает через консульское управление въездные визы;

· Министерство юстиции - в лице службы по иммиграции, а также органов пограничного контроля исполняют режим въезда;

· Министерство труда - надзор за использованием иностранной рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

2) выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;

3) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

4) специальные эмиграционные программы;

5) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

6) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран (поощрение выезда таких специалистов, работа которых потребует экспорта отечественной продукции);

7) структурная политика, основными элементами которой могут выступать:

· лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Южная Корея);

· запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;

· установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Если страна заинтересована в отъезде своих работников в другие страны, то она проводит мягкую интерполитику, предусматривающую различные льготы отъезжающим. В противном случае проводится жесткая фильтрация.

Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

Большинство стран регулируют иммиграцию. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

В большинстве стран разрешение на въезд выдается после подписания контракта с нанимателем и на основании заключения министерства труда, что данная работа не может быть выполнена местными рабочими. В ряде случаев необходимо согласие профсоюзов данной отрасли.

Основные требования и ограничения для мигрантов (инструменты иммиграционной политики):

1) профессиональная квалификация (наличие сертификата об образовании);

2) стаж работы по специальности (США – 5 лет, Австралия – 3 года, Кипр – 2 года);

3) ограничения по возрасту и здоровью (в Швеции и Норвегии возраст буровиков-нефтяников ограничен 20-40 годами);

4) ограничения личностного характера (т.н. социальная чистка): политический и социальный облик, судимость (в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа, в Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года);

5) прямое квотирование импорта рабочей силы (для всей экономики или для отдельной отрасли) (в Греции соотношение численности иностранцев и местных рабочих на предприятиях должно составлять 1:10;

6) финансовые ограничения, т.е. необходимость наличия определенной суммы и доказательства ее происхождения;

7) временные ограничения - законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания рабочих на их территории (в Польше – на 0,5 года, в Норвегии и России – на 1 год);

8) национально-географические приоритеты - решение этого вопроса должно быть недискриминационным, т.е. не в обиду другим странам. Чаще всего этот пункт решается при помощи лотереи (в США - Green Cart);

9) явные и скрытые запреты:

· явный запрет – перечень отраслей и специальностей, по которым иностранцам работать нельзя;

· скрытый (косвенный) запрет – перечень приоритетных специальностей для въезда;

10) в любой стране существует запрет на нелегальную миграцию, за которую предусмотрены депортация, денежные штрафы, тюремное заключение, огромные штрафы на посредников.

Меры, предпринимаемые правительствами развитых стран для ограничения количества иностранных рабочих:

1) принудительная репатриация незаконных мигрантов;

2) материальная помощь желающим уехать добровольно (Франция, Германия, Нидерланды). Эффективность мер невысокая, а бюджетные расходы немалые;

3) программы профессиональной подготовки иностранных работников. Получив престижную специальность, иностранные работники должны вернуться домой и получить высокооплачиваемую работу (Германия, Франция);

4) экономическая помощь странам массовой эмиграции, т.е. строительство совместными средствами предприятий на территории страны-донора (ФРГ - Турция, Нидерланды - Югославия).

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем приоритеты в данной области отдаются национальным государствам.

Международная миграция рабочей силы осуществляется на основе национальных законодательств и подписанных двухсторонних и многосторонних договоров (соглашений) между странами об использовании труда мигрантов и их социально-экономических правах.

На международном уровне этим занимаются:

· МОТ – Международная организация труда (РБ член с 1999 г.), осуществляет деятельность по следующим направлениям: разработка конвенций и рекомендаций о труде, оказание технической помощи развивающимся странам, обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства – от правительства, работодателей и профсоюзов. Разработка конвенций и рекомендаций о труде – важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащиеся в них международные нормы о труде охватывают самые разные области трудовых отношений и социальных вопросов. Нормы МОТ содержат не только перечисление прав мигрантов, но и обязанности социальных служб стран иммиграции;

· МОМ – Международная организация по миграции – разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции (способствует упорядочению и планированию миграции граждан, перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны, организует перемещение беженцев и др.). В мае 1999г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве между правительством РБ и МОМ;

· УВКБ – Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН – занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь, репатриации;

· СОПЕМИ – система постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

Государственная миграционная политика РБ направлена на соблюдение государственных интересов, углубление интеграционных процессов в международный рынок труда, совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы. РБ выполняются все обязательства в отношении использования труда иностранной рабочей силы (признание документов, вопросы налогообложения, соц. страхования и обеспечения и др.).

 

Международная экономическая интеграция

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.