Но человек создан не с одною только душою, а и с телом, и притом телом, составляющим существенную часть его природы, так что только вместе с ним он является полным человеком, а не будь его, и он сам не был бы таковым. С этой стороны рассматриваемый человек, понятно, не есть что - либо совершенно чуждое материальному миру, а напротив, он также близок и родствен ему, как по своей душе близок и родствен миру духовному. Ясно поэтому что первосозданный человек, получив, как мы видели, высшее — премирное назначение, вместе с сим был назначен и для земли или земного существования: так как его тело, происшедши из земли или земных стихий, иначе не могло существовать, как только при тех условиях, при каких существуют тела всех других земных тварей.
Сам Бог, Который, положив создать на земле по Своему образу человека, в следующих словах определяет земное назначение человека: «И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными и зверями и скотами, и всею землею» (Быт. 1:26). Таким образом, он предназначен своим Творцом быть владыкою и обладателем всей земли и всего земного, предназначен, конечно, потому, что те духовные силы, которыми был он одарен по своей природе, были несравненно выше и крепче всего земного и стихийного и потому способны были овладевать им и управлять. А при таком положении духовных сил человека в отношении ко всему земному и чувственному, ясно, что его назначение жить на земле и быть при посредстве тела во внутренней связи со всем земным и материальным отнюдь не должно было мешать его высшему, неземному назначению, а скорее должно было помогать и служить ему: потому что низшее обыкновенно подчиняется высшему, и слабейшее служит во всем сильнейшему.
Имея это в виду, мы с полным основанием можем утверждать, что Богоподобный человек и создан для земли или земного существования с тою именно целью, чтобы при посредстве земли и земного достигать своего высшего назначения, подобно тому, как и самая душа его с тою именно соединена с телом целью, чтобы не иначе как только при посредстве и помощи тела достигать своего саморазвития и усовершения. В том и заключается особенность духа человеческого сравнительно с духами бесплотными, что, тогда как последние достигают своего духовного преспеяния в полном отрешении от всего земного и чувственного, первому суждено того же достигать при внутренне-органической связи с чувственным и при его посредстве. Земля поэтому, данная в обладание человеку, должна служить для него ничем иным, как только поприщем развития и преспеяния его духовной Богоподобной природы, а все земное и чувственное, при надлежащем им пользовании, должно быть для него ничем иным, как только подручным средством к этой важной и возвышенной цели.
Одаренный способностью познавания, он для своей любознательности мог найти ту пищу, что предоставляла ему земля в связи с другими мировыми телами в необозримом ряде бесчисленных и до бесконечности разнообразных дел Божиих. Он обязан был своею мыслью постоянно и непрерывно подниматься к Самому Творцу всего и Промыслителю, созерцая в видимом Его открывшееся здесь невидимое — Его присносущную силу и Божество (Рим. 1:20). Одаренный, затем, человек волею, способною к самоопределению и могуществу, должен был найти на данной ему в обладание земле возбуждающих и вызывающих поводов к ее (воле) обнаружению и саморазвитию, вместе с побуждением к тому, чтобы ее всегда с сыновнею покорностью и преданностью подчинять той высшей воле, от которой она сама зависит и которая поэтому должна быть всегдашними идеалом и нормою всех ее стремлений и действий.
Наделенный способностью чувства и любви, человек должен был найти возвышенную пищу для воспитания и развития и этой способности, быв помещен на земле, наполненной прекрасными, вызывающими удивление и восторг созданиями Божиими, и быв, кроме того, поставлен в возможность быть отсюда зрителем и других бесчисленных небесных миров, представляющих собою величественно-художественное произведение рук Божиих. Но, находя в мире столько вызывающего восторженное удивление и любовь, он, зная, что все это, как дело рук Божиих, не есть само в себе благо, а только отобраз истинного верховного блага, не должен был своими чувствами останавливаться на нем одном, а обязан был постоянно и непрерывно подниматься и восходить от него к самому верховному, заключающемуся в Боге, благу, воспитывая только при помощи земного и чувственного вкус к нему и любовь. Словом, предназначенный к существованию на земле, человек должен был найти здесь самое благоприятное место для воспитания и преспеяния своей Богоподобной природы. Земля со всем видимым миром, неумолкаемо проповедуя об отображаемых на ней совершенствах Божиих, должна была послужить ему лучшим училищем Боговедения, а также величественным храмом Божиим, в котором он, постоянно и везде замечая и чувствуя близкое присутствие Божества, и сам должен был постоянно и непрерывно обращаться к Нему всеми своими мыслями, чувствованиями и желаниями и чрез это самое достигать большего и большего возрастания в Его познании и любви к Нему, а также более и более близкого и внутреннего единения с Ним, составляющего главную и последнюю цель его существования.