Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гигиена труда в танковых войсках



Танковые войска. Танк представляет собой боевую машину с мощным сильным мотором и вооружением, защищенную прочной броней и обладающую высокой проходимостью. Основными частями танка являются: броневой корпус, вооружение, двигатель, передаточные механизмы и ходовая часть.

Основными видами деятельности танкистов, кроме обычной армейской (строевая и огневая подготовки, наряды, дежурства и т. п.), являются обслуживание машин, ремонтные работы, а во время войны — бой и специальная обработка машин (дегазация, дезактивация и дезинфекция).

Условия деятельности танкистов характеризуются специфическими особенностями, которые осложняют и затрудняют работу, неблагоприятно сказываются на боеспособности и даже здоровье: малые размеры рабочих мест и наличие металлических ограждений и предметов; ограничение обзора и низкое освещение рабочих мест, возможность действия высоких и низких температур; измененный химический состав воздуха и большая его запыленность; контакт с горючими и смазочными материалами; действие шума, вибраций и сотрясений; большая физическая и нервно-психическая нагрузка и др.

Габариты рабочих мест. Внутренний объём обитаемого отделения танка не превышает 4 м3, но фактически он еще меньше, так как часть пространства занята казенной частью орудия и другим оборудованием. Высота — ниже роста среднего человека. Это ограничивает свободу движений членов экипажа, затрудняет пользование приборами и механизмами и заставляет работать в вынужденном положении. Основная тенденция современного танкостроения — дальнейшее снижение высоты боевых машин, что приводит к еще большему уменьшению объема обитаемых отделений, вынуждает сокращать численность экипажа до трех человек (командир танка, наводчик и механик-водитель) и еще более ухудшает условия их работы (механик-водитель располагается в полулежачем положении).

Наличие металлических ограждений и предметов с множеством выступов и острых углов требует постоянного внимания и высокой координации движений во избежание ушибов тела и повреждений кожи танкистов, особенно при движении танка по пересеченной местности.

Ограничение обзора и колебания освещенности. Условия наблюдения, в особенности из движущегося танка, вследствие ограниченности поля зрения крайне неблагоприятны и требуют большого напряжения внимания, хорошего зрения и систематической тренировки в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Особенно трудно вести наблюдение за местностью ночью, когда все предметы приобретают серый цвет, контуры их расплываются, глубинное зрение ухудшается, нарушаются пространственные представления, предметы кажутся более близкими, чем в действительности, размеры их увеличиваются, а движение светящихся объектов кажется более быстрым, чем на самом деле.

Условия наблюдения зависят также от освещения внутри танка. Днем при открытых люках освещенность колеблется от 30 до 250 лк, при закрытых — снижается до 10, даже 2 лк и менее. Столь низкая освещенность внутренних поверхностей танка затрудняет адаптацию глаз при переводе взгляда от ярко освещенных наружных предметов к внутренним. Ночью наблюдение за слабоосвещенной местностью, особенно при выключенных фарах, затрудняется, если внутри танка излишняя освещенность или ярко освещены шкалы приборов. В связи с этим искусственное .освещение должно строиться с расчетом максимального облегчения адаптации глаза. Оно должно обеспечивать свободную работу с контрольными приборами, чтение карты, ведение записей и т. п.; вместе с тем оно должно максимально облегчать адаптацию к слабому освещению днем внутри танка, а ночью — вне его.

В настоящее время в танках широко используются приборы ночного видения, трансформирующие тепловые излучения в видимый свет, излучаемый специальными экранами. Использование этих приборов существенно улучшает условия наблюдения из танка в ночное время и повышает эффективность ведения огня.

Вибрации, сотрясения и шум. Вибрации и сотрясения в танке есть следствие работы двигателя и езды по дорогам и местности с неровным профилем. Вибрации в танке, возникающие при работе двигателя, носят ритмичный характер, амплитуда их обычно невелика, действуют они на организм танкистов изолированно только при работе двигателя на холостом ходу.

Гораздо более неблагоприятное влияние оказывают аритмичные, толчкообразные колебания при движении танка. Колебания танка носят сложный характер и могут иметь различную направленность: горизонтальную, вертикальную, угловую и т. д. Число и сила сотрясений во многом зависят от профиля местности и квалификации водителя. Амплитуда и ускорение при толчках и сотрясениях часто достигают таких величин, что танкисты могут получить ушибы и ранения. Кроме того они вызывают утомление членов экипажа, вынужденных все время прилагать мышечные усилия для сохранения равновесия, существенно усложняют условия работы экипажа, создавая помехи для ведения прицельного огня на ходу, мешают наблюдать за полем боя и пользоваться оптическими приборами, могут вызвать явления укачивания.

Добиться уменьшения тряски и вибраций в танке (до нормативных параметров плавности хода) можно улучшением системы подрессоривания, амортизаторов и сидений. Важное значение имеют также специальная и общая физическая тренировка личного состава, а также профессиональная тренировка экипажа, особенно наводчика и механика-водителя, с целью выработки навыков вождения и стрельбы из движущегося танка.

Основным источником шума в танке является движитель, то есть ходовая часть. К этому добавляется шум двигателя и оружия (пушки и пулемета) во время стрельбы, от ударов пуль и осколков о броню и пр. Уровень шума в движущемся танке может достигать 130 дБ, что намного превышает границу адаптации. Затрудняется речевая связь. При длительном воздействии шума существенно снижается слуховая чувствительность.

Для индивидуальной защиты от шума и улучшения речевой связи используются летний и зимний танкистские шлемофоны с вмонтированными противошумами, которые существенно снижают уровень интенсивности шума (до 45 дБ), телефонными наушниками и ларингофонами. На лобной и теменной частях внутри шлемофона располагаются ребристые валики из губчатой резины или поролона, защищающие голову танкиста от случайных ударов при движении танка. Зимний шлем, кроме того, защищает голову от холода. Однако длительное использование шлемофонов затрудняется тем, что вмонтированные в них противошумы оказывают значительное давление (примерно 5 кг по периметру) на подлежащие ткани головы.

Микроклиматические условия. Температура воздуха внутри танка зимой на 4-80 выше температуры наружного воздуха. Охлаждению членов экипажа способствуют большие скорости движения воздуха и отрицательное излучение на ограждения. Контакт с холодными металлическими поверхностями рукояток рычагов управления, педалями, полом, а также малоподвижность танкистов в свою очередь увеличивают вероятность охлаждения.

Предупреждение общего переохлаждения и отморожений достигается устройством системы отопления за счет тепла отработавших газов, покрытием термоизолирующим (негорючим) материалом внутренней поверхности пола, сидений, рукояток рычагов, педалей и других предметов, использованием соответствующих условиям одежды и обуви. Принимаются меры к обогреванию людей во время стоянок и привалов за счет активных движений, а при малейшей возможности — в теплых помещениях.

Летом температура воздуха внутри танка может достигать 400 — 500 С. Перегреванию способствует высокая радиационная температура, так как отдельные участки брони нагреваются до 65-70°. В этих условиях благотворно на теплообмен танкистов влияет движение воздуха, увеличивая теплоотдачу, главным образом за счет испарения. Предупреждению перегреваний способствуют: применение кондиционеров, принудительная вентиляция подкостюмного пространства, усиление общеобменной вентиляции за счет открывания люков, включения искусственных средств подачи воздуха (вентиляторов, сепаратора-нагнетателя, фильтро-вентиляционной установки и т. п.), снижение физической нагрузки в жаркое время, обеспечение доброкачественной охлажденной питьевой водой, привалы с выбором стоянок в тени и выходом людей из машин.

Запыленность воздуха. При движении танков по грунтовым дорогам или по бездорожью в сухое время года через люки и смотровые щели в обитаемое отделение танка проникает огромное количество пыли, которая покрывает поверхности, стекла смотровых приборов, снижая видимость и ухудшая условия наблюдения.

Пыль способствует возникновению у членов экипажа конъюнктивитов и блефаритов, катаральных воспалений дыхательных путей, гнойничковых заболеваний, снижает воздухо- и паропроницаемость их одежды.

Вместе с пылью в обитаемые отделения танка могут попадать боевые отравляющие и радиоактивные вещества, а также бактериальные средства.

Для уменьшения поступления пыли внутрь танка необходимо при движении в колонне выдерживать дистанцию между машинами (примерно 50 м) и периодически производить смену машин, идущих в голове и хвосте колонны. В случае марша по чрезвычайно запыленной местности целесообразна герметизация танка с подачей воздуха через сепаратор-нагнетатель. Для защиты глаз и органов дыхания используют защитные очки, респираторы и противогазы.

Химические вредные вещества.В процессе боевой деятельности танкисты контактируют с пороховыми и выхлопными газами, продуктами пламегасящих смесей, горючесмазочными веществами и продуктами их пиролиза, с различного рода растворителями, используемыми при ремонте двигателей и др.

Пороховые газы. Загрязнение воздуха в танке происходит при стрельбе из пушки и пулеметов вследствие попадания пороховых газов из канала ствола при открывании затвора, а также из стреляных гильз.

Количество и концентрация пороховых газов в воздухе танков зависят от калибра орудия и его конструктивных особенностей, состава порохового заряда, темпа и продолжительности стрельбы, вида и эффективности работы вентиляции, степени герметизации танка и др.

Снижение концентрации пороховых газов обеспечивается за счет естественной вентиляции, работы приточных и вытяжных вентиляторов, сепаратора-нагнетателя и фильтро-вентиляционной установки. Кроме того, для ограничения попадания пороховых газов в боевое отделение в конструкции передней трети ствола устанавливается эжекционное устройство в виде кольцевой камеры вокруг ствола, из которой после вылета снаряда под большим давлением истекают газы в направлении дульного среза, увлекая за собой пороховые газы не только из канала ствола, но и из боевого отделения танка.

Отработавшие газы могут попадать внутрь танка от впереди идущей машины или от своего же двигателя при попутном ветре и на остановках, а также при работе двигателя в закрытом помещении (танковые боксы, мастерские). Отработавшие газы современных танковых двигателей содержат относительно мало оксида углерода, но обладают неприятным запахом и оказывают сильное раздражающее действие на слизистые оболочки за счет альдегидов и сернистого ангидрида, образующихся при сгорании тяжелых видов топлива.

Горюче-смазочные материалы. В качестве горючего (топлива) для танков используется дизельное топливо, А в качестве смазочных материалов – смазочные масла. Попадая на нагретые поверхности двигателя и брони, они могут испаряться и разлагаться с образованием альдегидов, непредельных углеводородов и продуктов их возгонки, обладающих резким раздражающим действием. Заметное количество продуктов пиролиза может накапливаться в боевом отделении сразу после остановки двигателя.

Загрязнение одежды и кожи горюче-смазочными веществами может вызывать пиодермии и фурункулез. Для их профилактики необходимо обеспечение экипажа танка маслобензонепроницаемой одеждой, соблюдение танкистами правил личной гигиены и техники безопасности, а также полноценное питание, повышающее общую резистентность организма.

При использовании многотопливных двигателей танкисты могут подвергаться также воздействию этилированного бензина и этиловой жидкости, содержащей более 50% тетраэтилсвинца, поэтому танкисты должны знать правила работы с этими веществами и соблюдать меры профилактики отравлений

Очень важно содержать в исправном состоянии тару, применять только закрытые механические способы перелива горючего. Личный состав, обслуживающий технику, обязан пользоваться спецодеждой. Запрещается использование бензина или керосина для мытья рук, а тем более засасывание горючего в шланг ртом. Строгое соблюдение правил личной гигиены также дает немалый эффект в предупреждении вредного влияния топлива и смазочных материалов.

Физическая и нервно-психическая нагрузка. Вождение машин и особенно марши связаны с большой нервно-психической и физической нагрузкой, прежде всего механика-водителя. Однако и остальные члены экипажа, особенно после длительных (многодневных) маршей, вследствие действия ряда неблагоприятных факторов и статического напряжения испытывают значительное физическое и нервно-психическое утомление, сопровождающееся снижением работоспособности. Даже после суточного марша на 250-300 км отмечены ослабление внимания, уменьшение объема памяти, снижение мышечного тонуса, повышение порога слуха, ухудшение точности наводки и результатов стрельбы, увеличение числа ошибок при вождении и т. п. Особенно ответственным и напряженным видом труда танкистов является выполнение огневых задач, а во время войны — бой.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.