Ру́сская Пра́вда (др. рус.: Правда роусьская (XIII век, 1280-ые годы)[1][2][3], Правда Руськая (вторая половина XV века) [4][5] (здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе Руси.
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Происхождение
Древнерусский правовой сборник сохранился только в списках (копиях) XIII - XV веков и более позднего времени. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния.
Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года.
Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная» (более 100 списков). В качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»
«Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:
«Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-17);
«Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 18-41);
Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);
Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).
«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.
Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»)."Пространная правда" состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.
«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая" По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.
Право собственности и наследования по Русской Правде.
Право собственности
В феодальном обществе право собственности
в среде феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством. то
есть системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов
на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе
собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение
вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных
формах земельной собственности преобладало.
Собственник по Русской Правде имел право
распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества,
требовать
его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма
обширный круг вещей - кони и скот, одежда и оружие, торговые товары,
сельскохозяйственный инвентарь и многое-другое.
Формы собственности были различными.
Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие княжеский
домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они
взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по
собственному усмотрению.
Субъектами права собственности могли быть
только люди не рабского состояния
Собственник имел право на, возврат своего
имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного! владения на
основе строго установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф в
3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства
при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой