Выбор конкурентной стратегии для ОАО «Казанская кондитерская фабрика «Заря»
Общая характеристика компании
Основановиюне1924года,в1993-мпредприятиепреобразовановакционерноеобщество.
ОАО"Заря"былаопределенаследующаямиссия:производствовысококачественныхкондитерскихизделийсцельюмаксимальногоудовлетворенияпотребностейпокупателейиполучениямаксимальнойприбылиинвесторамииакционерами.Исходяиздолгосрочныхцелейкомпании,существующуюстратегиюОАО"Заря"вобщемслучаеможноопределитькакстратегиюконцентрированногороста,аименностратегиюусиленияпозициинарынке(MarketPenetration).
ДляОАО"Заря"поставленыдолгосрочныецели(наначало2010г.):
· Объемпродаж-28000тонн.Прибыль-37000млн.руб..
· Ассортиментиегопропорции:карамель-50%;печенье-30%;батончики"Класс!"-10%;торты-5%;вафли-3%;мармелад,орешки,наборыконфет-2%.
· Нормаприбыли-25%.
· РазмещениерекламыпродукциинаЦентральномТВ,нарегиональномТВ,всетиИнтернет.
· РаботаскрупнымиоптовикамииналичиеширокойдистрибьюторскойсетипореализациипродукциивРеспубликеТатарстанизаеепределами.
· Установкаменееэнергоемкогоиболеетехнологичногооборудования,дозировочныхифасовочныхстанций,новойкарамельнойлиниироторноготипа,станцииприготовленияначинок.
· Максимальноеиспользованиесовременныхинформационныхтехнологийвработеспоставщикамииклиентами(MultisiteInformationManagementSystem,Business-To-BusinessиExtra-net-решения).
Вобщем.ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"функционируетнарынкедостаточнодолгоевремя,изаэтовремяпродукция,выпускаемаяпредприятием,зарекомендоваласебяснаилучшейстороны.Завремяхозяйствованияпредприятиянакопленбогатейшийопыт,подобранперсоналсоответствующейквалификации.
Анализситуациинарынке
Рынокпродукциикомпаниисегментированпотерриториальномупризнакуиповидамторговли:
· РегионыРоссии(восновномкрупныйопт).
· РеспубликаТатарстан(районы),кромег.Казани-(розница,мелкийисреднийопт).
· ГородКазань-(розницаикрупныеоптовики).
· Торговыесети(типа"Эдельвейс")-5,3%.
· Фирменнаяторговля-3%.Онавсвоюочередьподразделяетсянаторговлювмагазинах,принадлежащихОАО"Заря",ивмагазинах,работающихсфабрикойнаусловияхфранчайзинга.
ПорасчетамкомпаниипотреблениекондитерскихизделийвТатарстане,где"Заря"удерживает75%рынка,составляетприблизительно3кгнадушунаселения;вКазани,гдедолярынкакомпании-75-80%,потреблениесоставляетприблизительно8,5кг.Длясравнения:специалистыкомпании"Херши"подсчитали,чтопотреблениекондитерскихизделийврасчетенадушунаселениявСШАсоставляет10кг.Всевероевропейскихстранахоносоставляетвсреднем20кгнадушунаселения.
Сравниваяфабрику"Заря"сееконкурентами,можновыделитьеесильныеислабыестороны,возможностииугрозы.
Сильныестороны:
-болееобразованноеидинамичноемолодоеруководствосреднегозвена;
-активнаярольмаркетинга(большоевниманиеуделяетсямаркетингуврегионе,лучшеезнаниезаказчиков,лучшееобслуживание);
-лучшаяупаковка(понекоторымвидампродукции);
-болеегибкаяценоваяполитика;
-вопросыснабжениясырьемрешаютсяболеепрофессионально;
-менеедорогоесырьеиматериалы;
-хорошаярепутацияупокупателей.
Слабыестороны:
-староеоборудование,большиеобъемыотходов,необходимостьчастыхремонтовипроверкитехническогосостоянияоборудования;
-расположениевцентрегорода:тесныепроизводственныепомещения,отсутствиеединогоскладаготовойпродукции;
-дополнительныетранспортныеиздержки(наличиеудаленногоскладасырья);
-болеенизкаяприбыльностьиз-завысокихиздержек.
Возможности:
-выходнановыерынкиилисегментырынка;
-расширениепроизводственнойлинии;
-вертикальнаяинтеграция.
Угрозы:
-возможностьпоявленияновыхконкурентов;
-возрастающеедавлениенаценыупокупателейипоставщиков;
-растущееконкурентноедавление.
Сильнымисторонамипродуктовфирмыявляютсядизайнидоставка.Слабойстороной-нестабильноекачество.Фирманеявляетсяценовымлидером.Нафабрике"Заря"существуетадаптированнаяксегодняшнемуднюмаркетинговаяконцепция.Онапреждевсегоосновываетсянасочетаниикоммерческихусилий(затронутасферастимулированияисбыта)имаркетинговогоподходакразработкеперспективныхвидовпродукции.Вперспективепланируетсясокращениеассортиментавыпускаемойпродукции,атакжезаменаизношенныхосновныхфондов.
Запоследниегодымаркетинговойслужбойбыласозданасвоясетьфирменныхмагазиновиоптовыхскладов.Основныедостоинстваданнойсхемыработы-этокаждодневнопоступающаянасчетвыручка,широчайшийассортимент,болеенизкиеотпускныецены,свежийпродукт.
В2010г.передкомпаниейбылпоставленрядзадач,ходвыполнениякоторыхпредставленвтабл.3.
Спроснакарамельнесчитаетсясезонным.Надругиевидыизделий,особеннонашоколадныеконфеты,спросрезковозрастаетнаканунеразличныхпраздников,особенноНовогогода.Вдекабрекомпанияпродаетвбольшихобъемахсамуюдорогуюпродукцию,таккакнаНовыйгодпринятодаритьподарки.Основнойобъемпроизводствафабрики"Заря"составляюткарамельипеченье.Приэтомобъемыпродажпоосновнымвидампродукциив2010г.нетольконедостиглизапланированных,ноиупалиотносительнопредыдущегопериода(кромекарамели).тольконедостиглизапланированных,ноиупалиотносительнопредыдущегопериода(кромекарамели).Этопривелокобщемупадениюобъемапродаж.Причиныотклонениярезультатов-каквовнешнихизменениях,такивовнутреннейсреде.
Таблица2.Ходвыполнениякомпаниейзадач,поставленныхв2010г.
Показатель
| Факт2009г.
| План2010г.
| Факт2010г.
| | | | | | изменениекуровню2009г.,%
| отклонениеотплана2010г.,%
| | Увеличениеобъемовпродажна10%относи-тельно2009г.,тонн
|
|
| -2,6
| -11,65
| | Увеличениерентабель-ностипродуктовогопортфеля,%
|
|
| 15,59
| 0,43
| | Увеличениедолирынкаг.Казанина5%(с46%до51%),тонн
|
|
| 3,24
| -1,69
| | УвеличениеобъемовпродажнатерриторииРТна25%,тонн
|
|
| 45,67
| 1,17
| | УвеличениеобъемовпродажпоРоссииистра-намСНГна5%,тонн
|
|
| -30,48
| -41,98
| |
Квнешнимпричинамотносятся:
· Экспансияукраинскойпродукциинароссийскийкондитерскийрынок:75%-доляукраинскойпродукцииизвсегоимпортакондитерскойпродукциивРоссии.Отпускныеценына16-20%нижеуровняценроссийскихкомпаний.
· Динамичностьрынкакондитерскихизделий.Потреблениешоколаднойпродукциив2010г.увеличилосьпочтив1,5раза.Засчетростапокупательнойспособностипредпочтениеотданоболеедорогойикачественнойпродукции.
· Высокаяконцентрацияпроизводителейкондитерскихизделийнаблизлежащихтерриториях.
Квнутреннимпричинамотклоненияотпланаможноотнести:
· Недостатокоборотныхсредств,ведущийкзадержкевсехзапланированныхпрограмм.
· Негибкоереагированиенаизмененияпредпочтенийпотребителей:незапущенапрограммапокомбинированнымроторам,предусматривающаяоптимизациюпроизводствафасованногоивесовогопеченья.
· Относительновысокаясебестоимостьпроизводимойкарамелинепозволяетконкурироватьвнижнихценовыхсегментах,атехнологическиеограниченияимеющегосяоборудованиявсеменьшеотвечаютожиданиямпокупателейинепозволяютперепозиционироватьпродуктвсреднийценовойсегмент.
· Невысокийуровеньдистрибуции.
3.3ВыборконкурентнойстратегиидляОАО"Заря"
Предварительнорассмотревсильныеислабыестороныорганизации,составимматрицуSWOTдляОАО"Заря"(табл.4).
Считается,чтопривыработкестратегииосновноевниманиенужноуделитьполю"СИВ",таккаконодаетвозможностьдляразвития.Сопоставлениенаполе"СИВ"возможностивыходанановыерынкиссильнымисторонамифабрикисоздаетблагоприятныеусловияпреждевсеговотношенииперспективных,сразработаннымбрендомпродуктов(карамельнаялинейка,"Класс!",печенье"Счастливыйдень").Кэтимпродуктамнеобходимоприменитьактивнуюатакующуюстратегию,расширитьпроизводствоипозиционироватьсянановыхценовыхсегментах.
Наполе"СИУ"угрозыусиленияконкурентногодавлениякасаются,преждевсего,основныхпродуктовфабрики(карамели,печенья,тортов,конфет).СучетомсильныхсторонОАО"Заря"(гибкаяценоваяполитика,репутация,упаковка)маркетинговуюстратегиюдляданныхпродуктовможноопределитькакоборонительную,таккакнеобходимоучитыватьтакжефакторы,попавшиенаполе"слабостьиугроза".
Оборонительнаястратегиясформулировананаосноверезультатовмаркетинговыхисследованийввидестратегийпозиционированияосновныхпродуктовфабрики"Заря"(карамель,печенье,торты,конфеты).
Наполе"СЛВ"(слабостьивозможность)даннаякомбинацияфакторовпозволяетзасчетпоявившейсявозможности(расширенияпроизводственныхмощностейвследствиевыходанановыерынки)устранитьслабыестороныорганизации(староеоборудование,большиеобъемыотходов).
Таблица4.МатрицаSWOTдляОАО"Заря"
| Возможности:1.Выходнановыерынкиилисегментырынка.2.Расширениепроизводственнойлинии.
| Угрозы:1.Возможностьпоявленияновыхконкурентов.2.Возрастающеевлияниенаценыупокупателейипоставщиков.
| Сильныестороны:1.Болееобразованное,динамичное,гибкоеимолодоеруководствосреднегозвена.
| ПОЛЕ"СИВ"Выходнановыерынки-репутация,гибкаяценоваяполитика,активнаярольмаркетинга,упаковка.Расширениепроизводства-активнаярольмаркетинга,образованноеруководство.
| ПОЛЕ"СИУ"Появлениеновыхконкурентов-гибкаяценоваяполитика,активнаярольмаркетинга,репутация,упа-ковка.Влияниенаценыпокупате-лямиипоставщиками-гибкоеруководство,ценоваяполитика.
| Слабыестороны:1.Староеоборудование,большиеобъемыотходов.2.Тесныепроизводственныепомещения
| ПОЛЕ"СЛВ"Староеоборудование-расширениепроизводственнойлинии.Тесныепроизводственныепомещения-вертикальнаяинтеграция.Низкаяприбыльность,дополнительныеиздержки-выходнановыерынки
| ПОЛЕ"СЛУ"Конкурентноедавление-староеоборудование,болеенизкаяприбыльиз-завысокихиздержек.Влияниенаценыпокупателямиипоставщиками-болеенизкаяприбыльность.
|
Такжевследствиевертикальнойинтеграции(вхождениявкондитерскийхолдинг)можноослабитьвлияниеслабыхсторонорганизации(тесныепроизводственныепомещения,отсутствиеединогоскладаготовойпродукции,дополнительныеиздержкиповнутрифабричномутранспорту,болеенизкаяприбыльностьиз-завысокихиздержек).
ВSWOT-анализенеобходимонетольковскрытьугрозыивозможности,ноипопытатьсяоценитьихсточкизрениятого,скольважнымдляфирмыявляетсяучетсвоегоповедениякаждойизвыявленныхугрозивозможностей.Длятакойоценкиприменяетсяметодпозиционированиякаждойконкретнойвозможностинаматрицевозможностей.МатрицавозможностейдляОАО"Заря"представленавтабл.5.
Таблица5.МатрицавозможностейдляОАО"Заря"
| Сильноевлияние
| Умеренноевлияние
| Малоевлияние
| Высокаявероятность
| Выходнановыерынкиилисегментырынказасчетбрендированнойпродукции
| Вертикальнаяинтеграция
| | Средняявероятность
| Расширениепроизводственнойлинии
| | | Низкаявероятность
| | | |
Каквидно,всетривозможностифирмыимеютдлянеебольшоезначениеиихнадообязательноиспользовать.
Похожаяматрицасоставляетсядляоценкиугроз.Сверхуоткладываютсявозможныепоследствиядляфирмы,ккоторымможетпривестиреализацияугрозы.Сбокуоткладываетсявероятностьтого,чтоугрозабудетреализована(табл.6).
Таблица6.Вероятностьугрозы
| Разрушение
| Критическоесостояние
| Тяжелоесостояние
| "Легкиеушибы"
| Высокаявероятность
| | Возрастающееконкурентноедавление
| Возможностьпоявленияновыхконкурентов
| | Средняявероятность
| | | | Возрастающеевлияниенаценыупокупателейипоставщиков
| Низкаявероятность
| | | | |
Самаяопаснаяугроза-возрастающееконкурентноедавление-должнабытьобязательноинемедленноустранена.Угрозапоявленияновыхконкурентовдолжнапостояннонаходитьсявполезренияруководствафирмыиустранятьсявпервостепенномпорядке.Чтокасаетсявозрастаниявлиянияпокупателейипоставщиковнацены,тоэтойугроземожноуделитьменьшевнимания.
Стратегическиевозможностииугрозы,которыетребуютконцентрациивсехнеобходимыхресурсовдляихреализацииисоответствующиеугрозы,требующиеповышенноговниманияитщательногопостоянногомониторинга,относятсяксамойприоритетнойчасти.Онидолжнынаходитьсяподпостояннымконтролемвысшегоруководствакомпании.
Стратегии,которыестоитприменитьвданнойситуации:
1)стратегиюлидера(расширениедолирынка,предоставляяпокупателямширокийвыборпродуктов;нодляэтогонеобходимостремитьсякрасширениюрынкавцелом,привлечениюновыхпотребителей,нахождениюновыхспособовпотребленияипримененияпродукции;чтобыувереннодоминировать-фирмадолжнанаходитьспособырасширенияобщегоспроса,защищатьсвойсегментрынкаспомощьюхорошоспланированныхнаступательныхиоборонительныхдействий,ипопытатьсярасширитьсвоюдолюрынка)
2)оборонительнуюстратегию(упреждающаяоборона-основананапредвосхищающихдействиях,делающихпотенциальнуюатакуконкурентовневозможнойилисущественноослабляющихее,например,предвидяпоявлениенарынкеновогоконкурента,можноснизитьценунасвоюпродукцию;нередконоситчистопсихологическийхарактер,когдалидеррынкапредостерегаетконкурентовотнеобдуманныхатак).
Дляполученияжелаемыхрезультатовдеятельностидолжнабытьразработанастратегияразвитияпредприятияхотябынаближайшиепятьлет.ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"заэтотпериодпланируетосвоитьновыерынкисбытазасчетрасширенияассортиментавыпускаемойпродукции.
Втекущемгодупланируетсястабилизироватьпроизводство,исходяизреальныхмощностей,врезультатечего,будутвыделенысредстванарасширениепроизводства.
ПроведенныйанализнаОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"позволяетсделатьвывод,чтодлявыполненияданныхмероприятийнеобходимовыбратьследующиепутирешения:
-наладитьснабжениепредприятиясырьемкакдляпрограммыосновногопроизводства,такидлявспомогательныхпроизводств;
-улучшитьматериально-техническуюбазупредприятиязасчеткапитальногоремонтаимодернизацииоборудования,введениевдействиеновогооборудования,капитальныхзданийисооружений;
-обеспечитьрациональноеиспользованиетрудовыхресурсовпутемвнедренияпрогрессивныхсистемуправленияперсоналом,оплатытрудаииспользованиякомпьютерныхтехнологийприпланированиииконтролепроизводственнойдеятельности.
ТакжедляуспешнойработыОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"необходимосоздатьотделмаркетинга,которыйзанималсябывопросамиизучениярынка,рекламой,ценообразованием,расширениемсферыдеятельности.
Теперьпоговоримоорганизационнойструктуре.Поорганизационнымуровнямформированиявыделяюткорпоративнуюстратегию(стратегиюкомпаниивцелом),деловуюстратегию(дляотдельноговидадеятельности),функциональнуюстратегию(длякаждогонаправленияопределённойсферыдеятельности–производственнуюстратегию,стратегиютоварную)иоперационнуюстратегию(дляструктурныхединиц,внутрифункциональныхнаправлений).
Дляпредприятия,работающего,наодноотраслевомсегментекорпоративнаястратегиянеразрабатывается.
ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"нужнопоставитьследующиецелиизадачиделовойстратегии:
-разработкамер,направленныхнаусилениеконкурентоспособностиисохранениеконкурентныхпреимуществ;
-объединениестратегическихдействийосновныхфункциональныхподразделений;
-усилияпорешениюспециальныхвопросовипроблемкомпании.
Приэтомделоваястратегияформируетсяпомерерассмотренияследующихаспектов:
-гдефирмаимеетнаибольшиешансыпобедитьвконкурентнойборьбе;
-какиехарактеристикимогутвыделитьфирмунарынке;
-какможнонейтрализоватьдействияконкурентов.
Вусловияхконкурентногорынкаимеются3подхода:
а)стратегиянизкихиздержек;
б)стратегиядифференциации:полныйспектрпреимуществ(качество,обслуживание,стиль,технология,высокаяценностьтовара);
в)стратегиязавоеваниясобственногосегментарынка–небольшойниши,котораязащищенаотдругихпроизводств.
ДляОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"стратегическаяцель-совершенствованиетоварнойстратегии,производственнойстратегии(ресурсной).Т.е.полученнаяприбыльдолжнатакжеиспользоватьсядлясозданияспециальныхфондовпредприятия,расчетовсбюджетоминадр.цели.Образуютсяследующиефонды:
-резервный–неменее10%уставногокапитала;
-фондразвитияпроизводства–5%.
Напредприятиивкачествефункциональнойстратегииможноиспользоватьстратегиюсовершенствованиятоварногоассортиментавсторонуегорасширенияирешениеотехническоймодернизациипроизводства.Главнаяответственностьзаформированиефункциональнойстратегиивозлагаетсянаруководителейподразделений.
Наследующемэтапецелифункциональнойстратегииобличаютсявмерыоперативнойстратегии:оценкатоваров,ихприбыльности,технологичности,предложенияпомодернизацииоборудования.
ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"должнаконцентрироватьусилиянаосвоениииудержаниидолирынка,мощногооборудования,мероприятияхпоснижениюсебестоимостивыпускаемойпродукции,организациинапредприятиислужбымаркетингадляпроведениярекламныхкампанийиучастиявотраслевыхвыставках.
ДляуспешнойреализациисвоейпродукцииОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"ужеиспользуетсистемусбыта,котораясостоитиз:
-реализациинаместеизготовленияпродукции;
-работаспосредниками.
Вперспективе,послеувеличенияобъемоввыпускапродукцииследуетпланироватьоткрытиесобственныхторговыхпредставительств,атакжезаключениедолгосрочныхдоговоров.
ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"являетсяпредприятиемпроизводственнойсферы,обладающейдостаточнымпотенциаломдлярасширенияпроизводства.
Заключение
Конкурентныестратегии-этоважнаяинеотъемлемаячастьсовременныхрыночныхотношений.Фирмаилипредприятиевыстраиваетсвоюконкурентнуюстратегиюисходяиззанимаемойпозициинарынке,т.е.являетсялионалидеромрынка,претендентомналидерство,последователемлибообитателемниши.Проводитанализсвоихконкурентовиоцениваетсвоивозможности,илишьзатемвыбираетподходящуюдлясебяконкурентнуюстратегию.
Входевыполнениякурсовойработыраскрытоипроанализированопонятие«современныеконкурентныестратегии»,выявленыихосновныевидыитребования,предъявляемыекним,определенаихэффективность.
Выполненызадачиисследования:
4. найденоипроанализированопонятие«современныеконкурентныестратегии»;
5. выявленыосновныевидыконкурентныхстратегийитребования,предъявляемыекихреализации,приведеныпримерыприменениястратегий;
6. определенаэффективностьконкурентныхстратегийврыночныхотношенияхнапримерепредприятия.
Взавершениихочетсяотметитьследующее.Насегодняшнийденьвнешняясредаимеетважноезначениедлявсехбезисключенияорганизаций.Вцеляхвыживанияиразвитиявусловияхчрезвычайнодинамичнойинеопределеннойвнешнейсреды(аэтоявляетсяобщимихарактеристикамисовременногоокруженияотечественныхпромышленныхпредприятий)организациямнеобходимоприспосабливатьсякизменениям,атакжесамимактивноформироватьсвоебудущее.Поэтомуопределяющеезначениеврыночныхусловияхиграетстратегическоеуправление.
Сегодняпрактическивсеосновныефункциональныеподразделенияпромышленныхпредприятийимеютопределенноепредставлениеовнешнейсреде.Однакопроцедурысбора,анализаипередачиинформациионейосуществляетсявбольшинствеслучаевнецеленаправленно,спонтанноислучайно,поэтомуонанедаетцелостногопредставленияовнешнейсредеиеевлияниинарезультатыдеятельностипредприятия.
Всилувышесказанногоможносделатьвывод,чтоединственноправильнымвариантомповедениясовременногопредприятиядлядостиженияэффективногодолгосрочногофункционированияиуспешногоразвитияявляетсяуделениеповышенноговниманияосуществлениюанализавешнейсреды.Адляэтогонеобходимаразработкаиосуществлениекомплексногоанализасучетоминдивидуальныхособенностейпредприятияприсоответствующемкадровом,финансовомитехническомобеспечении.Толькоприэтомусловииможнорассчитыватьнаэффективностьпринимаемыхстратегическихиоперативныхтактическихуправленческихрешений.
Списоклитературы
1. МоисееваН.К.,АнискинЮ.П.Современноепредприятие:конкурентоспособность,маркетинг,обновление.–М:Внешторгиздат,2004.–304с.
2. ОреховН.А.,ЛаврухинаН.В.Оценкаконкурентоспособностипромышленнойпродукции.–Калуга:МГТУ,2007.–38с.
3. СтуколовП.М..Организация,планированиеиуправлениепредприятиямиэлектроннойпромышленности.–М:Высшаяшкола,2006.
4. ФеоктистоваЕ.М.,КрасюкИ.Н.Маркетинг:теорияипрактика.–М:Высшаяшкола,2005.
5. МесконМ.Х.,АльбертМ.Основыменеджмента.–М:Высшаяшкола,2008.
6. МесконМ.Х.,АльбертМ.,ХедоуриФ.Основыменеджмента:Пер.сангл.–М.:Дело,2007.–800с.
7. ЭвансДж.М.,БерманБ.Маркетинг:Сокр.пер.сангл.–М.:Экономика,2004.–335с.
8. А.П.Паршев“ПочемуРоссиянеАмерика”,2008.–410с.
9. Стратегическийменеджмент:Учебн.пособие/В.Н.Иванов,В.И.Патрушев,Н.С.Данакинидр.;Подред.В.Н.Иванова,В.И.Патрушева.-М.:Высш.Шк.,2003.
10.ЛамбенЖ.Ж.«Стратегическийменеджмент»,изд.«Наука»,
С.П.,2006г.
11.КретовИ.И.«Менеджментнапредприятии»М.,2004г.
12.РомановД.А.«Менеджмент»,изд.«ЮНИТИ»,М.,2006г.
13.МурахтановаН.М.Менеджмент.Учебноепособие-М.:Издательскийцентр«Академия»,2002
14.ДрукерП.Ф.Рынок:каквыйтивлидеры.Практикаипринципы:пер.сангл.–М.,2004
15.МуравьевА.И.,ИгнатьевА.М.,КрутикА.Б.Предпринимательство:Учебник.–СПб.:Издательство«Лань»,2005
16.МесконМ.Х.,АльбертМ.,ХедоуриФ.Основыменеджмента:Пер.сангл.-М.:Дело,2008
17.Стратегическоепланирование/подред.УткинаЭ.А.–М.:ЭКМОС,2008
18.ВиханскийО.С.Стратегическоеуправление:Учебник.–2-еизд.,перераб.идоп.–М.:Гардарики,2004
19.АлексееваМ.М.Планированиедеятельностифирмы.–М.,Финансыистатистика,2007
20.ГороховМ.Ю.,МалеевВ.В.Бизнес-планированиеиинвестиционныйанализ:Какпривлечьденьги.:-М.:инф.-изд.дом«Филинъ»,2008
21.БлохинС.Н.,ШкаринА.Ю.Индивидуальныйпредприниматель.М-СПб.,Герда,2007
Поиск по сайту:
|