Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выбор конкурентной стратегии для ОАО «Казанская кондитерская фабрика «Заря»



Общая характеристика компании

Основановиюне1924года,в1993-мпредприятиепреобразовановакционерноеобщество.

ОАО"Заря"былаопределенаследующаямиссия:производствовысококачественныхкондитерскихизделийсцельюмаксимальногоудовлетворенияпотребностейпокупателейиполучениямаксимальнойприбылиинвесторамииакционерами.Исходяиздолгосрочныхцелейкомпании,существующуюстратегиюОАО"Заря"вобщемслучаеможноопределитькакстратегиюконцентрированногороста,аименностратегиюусиленияпозициинарынке(MarketPenetration).

ДляОАО"Заря"поставленыдолгосрочныецели(наначало2010г.):

· Объемпродаж-28000тонн.Прибыль-37000млн.руб..

· Ассортиментиегопропорции:карамель-50%;печенье-30%;батончики"Класс!"-10%;торты-5%;вафли-3%;мармелад,орешки,наборыконфет-2%.

· Нормаприбыли-25%.

· РазмещениерекламыпродукциинаЦентральномТВ,нарегиональномТВ,всетиИнтернет.

· РаботаскрупнымиоптовикамииналичиеширокойдистрибьюторскойсетипореализациипродукциивРеспубликеТатарстанизаеепределами.

· Установкаменееэнергоемкогоиболеетехнологичногооборудования,дозировочныхифасовочныхстанций,новойкарамельнойлиниироторноготипа,станцииприготовленияначинок.

· Максимальноеиспользованиесовременныхинформационныхтехнологийвработеспоставщикамииклиентами(MultisiteInformationManagementSystem,Business-To-BusinessиExtra-net-решения).

Вобщем.ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"функционируетнарынкедостаточнодолгоевремя,изаэтовремяпродукция,выпускаемаяпредприятием,зарекомендоваласебяснаилучшейстороны.Завремяхозяйствованияпредприятиянакопленбогатейшийопыт,подобранперсоналсоответствующейквалификации.

Анализситуациинарынке

 

Рынокпродукциикомпаниисегментированпотерриториальномупризнакуиповидамторговли:

· РегионыРоссии(восновномкрупныйопт).

· РеспубликаТатарстан(районы),кромег.Казани-(розница,мелкийисреднийопт).

· ГородКазань-(розницаикрупныеоптовики).

· Торговыесети(типа"Эдельвейс")-5,3%.

· Фирменнаяторговля-3%.Онавсвоюочередьподразделяетсянаторговлювмагазинах,принадлежащихОАО"Заря",ивмагазинах,работающихсфабрикойнаусловияхфранчайзинга.

ПорасчетамкомпаниипотреблениекондитерскихизделийвТатарстане,где"Заря"удерживает75%рынка,составляетприблизительно3кгнадушунаселения;вКазани,гдедолярынкакомпании-75-80%,потреблениесоставляетприблизительно8,5кг.Длясравнения:специалистыкомпании"Херши"подсчитали,чтопотреблениекондитерскихизделийврасчетенадушунаселениявСШАсоставляет10кг.Всевероевропейскихстранахоносоставляетвсреднем20кгнадушунаселения.

Сравниваяфабрику"Заря"сееконкурентами,можновыделитьеесильныеислабыестороны,возможностииугрозы.

Сильныестороны:

-болееобразованноеидинамичноемолодоеруководствосреднегозвена;

-активнаярольмаркетинга(большоевниманиеуделяетсямаркетингуврегионе,лучшеезнаниезаказчиков,лучшееобслуживание);

-лучшаяупаковка(понекоторымвидампродукции);

-болеегибкаяценоваяполитика;

-вопросыснабжениясырьемрешаютсяболеепрофессионально;

-менеедорогоесырьеиматериалы;

-хорошаярепутацияупокупателей.

Слабыестороны:

-староеоборудование,большиеобъемыотходов,необходимостьчастыхремонтовипроверкитехническогосостоянияоборудования;

-расположениевцентрегорода:тесныепроизводственныепомещения,отсутствиеединогоскладаготовойпродукции;

-дополнительныетранспортныеиздержки(наличиеудаленногоскладасырья);

-болеенизкаяприбыльностьиз-завысокихиздержек.

Возможности:

-выходнановыерынкиилисегментырынка;

-расширениепроизводственнойлинии;

-вертикальнаяинтеграция.

Угрозы:

-возможностьпоявленияновыхконкурентов;

-возрастающеедавлениенаценыупокупателейипоставщиков;

-растущееконкурентноедавление.

Сильнымисторонамипродуктовфирмыявляютсядизайнидоставка.Слабойстороной-нестабильноекачество.Фирманеявляетсяценовымлидером.Нафабрике"Заря"существуетадаптированнаяксегодняшнемуднюмаркетинговаяконцепция.Онапреждевсегоосновываетсянасочетаниикоммерческихусилий(затронутасферастимулированияисбыта)имаркетинговогоподходакразработкеперспективныхвидовпродукции.Вперспективепланируетсясокращениеассортиментавыпускаемойпродукции,атакжезаменаизношенныхосновныхфондов.

Запоследниегодымаркетинговойслужбойбыласозданасвоясетьфирменныхмагазиновиоптовыхскладов.Основныедостоинстваданнойсхемыработы-этокаждодневнопоступающаянасчетвыручка,широчайшийассортимент,болеенизкиеотпускныецены,свежийпродукт.

В2010г.передкомпаниейбылпоставленрядзадач,ходвыполнениякоторыхпредставленвтабл.3.

Спроснакарамельнесчитаетсясезонным.Надругиевидыизделий,особеннонашоколадныеконфеты,спросрезковозрастаетнаканунеразличныхпраздников,особенноНовогогода.Вдекабрекомпанияпродаетвбольшихобъемахсамуюдорогуюпродукцию,таккакнаНовыйгодпринятодаритьподарки.Основнойобъемпроизводствафабрики"Заря"составляюткарамельипеченье.Приэтомобъемыпродажпоосновнымвидампродукциив2010г.нетольконедостиглизапланированных,ноиупалиотносительнопредыдущегопериода(кромекарамели).тольконедостиглизапланированных,ноиупалиотносительнопредыдущегопериода(кромекарамели).Этопривелокобщемупадениюобъемапродаж.Причиныотклонениярезультатов-каквовнешнихизменениях,такивовнутреннейсреде.

 

Таблица2.Ходвыполнениякомпаниейзадач,поставленныхв2010г.

Показатель Факт2009г. План2010г. Факт2010г.  
 
      изменениекуровню2009г.,% отклонениеотплана2010г.,%  
Увеличениеобъемовпродажна10%относи-тельно2009г.,тонн -2,6 -11,65  
Увеличениерентабель-ностипродуктовогопортфеля,% 15,59 0,43  
Увеличениедолирынкаг.Казанина5%(с46%до51%),тонн 3,24 -1,69  
УвеличениеобъемовпродажнатерриторииРТна25%,тонн 45,67 1,17  
УвеличениеобъемовпродажпоРоссииистра-намСНГна5%,тонн -30,48 -41,98  

 

Квнешнимпричинамотносятся:

· Экспансияукраинскойпродукциинароссийскийкондитерскийрынок:75%-доляукраинскойпродукцииизвсегоимпортакондитерскойпродукциивРоссии.Отпускныеценына16-20%нижеуровняценроссийскихкомпаний.

· Динамичностьрынкакондитерскихизделий.Потреблениешоколаднойпродукциив2010г.увеличилосьпочтив1,5раза.Засчетростапокупательнойспособностипредпочтениеотданоболеедорогойикачественнойпродукции.

· Высокаяконцентрацияпроизводителейкондитерскихизделийнаблизлежащихтерриториях.

Квнутреннимпричинамотклоненияотпланаможноотнести:

· Недостатокоборотныхсредств,ведущийкзадержкевсехзапланированныхпрограмм.

· Негибкоереагированиенаизмененияпредпочтенийпотребителей:незапущенапрограммапокомбинированнымроторам,предусматривающаяоптимизациюпроизводствафасованногоивесовогопеченья.

· Относительновысокаясебестоимостьпроизводимойкарамелинепозволяетконкурироватьвнижнихценовыхсегментах,атехнологическиеограниченияимеющегосяоборудованиявсеменьшеотвечаютожиданиямпокупателейинепозволяютперепозиционироватьпродуктвсреднийценовойсегмент.

· Невысокийуровеньдистрибуции.

3.3ВыборконкурентнойстратегиидляОАО"Заря"

 

Предварительнорассмотревсильныеислабыестороныорганизации,составимматрицуSWOTдляОАО"Заря"(табл.4).

Считается,чтопривыработкестратегииосновноевниманиенужноуделитьполю"СИВ",таккаконодаетвозможностьдляразвития.Сопоставлениенаполе"СИВ"возможностивыходанановыерынкиссильнымисторонамифабрикисоздаетблагоприятныеусловияпреждевсеговотношенииперспективных,сразработаннымбрендомпродуктов(карамельнаялинейка,"Класс!",печенье"Счастливыйдень").Кэтимпродуктамнеобходимоприменитьактивнуюатакующуюстратегию,расширитьпроизводствоипозиционироватьсянановыхценовыхсегментах.

Наполе"СИУ"угрозыусиленияконкурентногодавлениякасаются,преждевсего,основныхпродуктовфабрики(карамели,печенья,тортов,конфет).СучетомсильныхсторонОАО"Заря"(гибкаяценоваяполитика,репутация,упаковка)маркетинговуюстратегиюдляданныхпродуктовможноопределитькакоборонительную,таккакнеобходимоучитыватьтакжефакторы,попавшиенаполе"слабостьиугроза".

Оборонительнаястратегиясформулировананаосноверезультатовмаркетинговыхисследованийввидестратегийпозиционированияосновныхпродуктовфабрики"Заря"(карамель,печенье,торты,конфеты).

Наполе"СЛВ"(слабостьивозможность)даннаякомбинацияфакторовпозволяетзасчетпоявившейсявозможности(расширенияпроизводственныхмощностейвследствиевыходанановыерынки)устранитьслабыестороныорганизации(староеоборудование,большиеобъемыотходов).

 

Таблица4.МатрицаSWOTдляОАО"Заря"

  Возможности:1.Выходнановыерынкиилисегментырынка.2.Расширениепроизводственнойлинии. Угрозы:1.Возможностьпоявленияновыхконкурентов.2.Возрастающеевлияниенаценыупокупателейипоставщиков.
Сильныестороны:1.Болееобразованное,динамичное,гибкоеимолодоеруководствосреднегозвена. ПОЛЕ"СИВ"Выходнановыерынки-репутация,гибкаяценоваяполитика,активнаярольмаркетинга,упаковка.Расширениепроизводства-активнаярольмаркетинга,образованноеруководство. ПОЛЕ"СИУ"Появлениеновыхконкурентов-гибкаяценоваяполитика,активнаярольмаркетинга,репутация,упа-ковка.Влияниенаценыпокупате-лямиипоставщиками-гибкоеруководство,ценоваяполитика.
Слабыестороны:1.Староеоборудование,большиеобъемыотходов.2.Тесныепроизводственныепомещения ПОЛЕ"СЛВ"Староеоборудование-расширениепроизводственнойлинии.Тесныепроизводственныепомещения-вертикальнаяинтеграция.Низкаяприбыльность,дополнительныеиздержки-выходнановыерынки ПОЛЕ"СЛУ"Конкурентноедавление-староеоборудование,болеенизкаяприбыльиз-завысокихиздержек.Влияниенаценыпокупателямиипоставщиками-болеенизкаяприбыльность.

 

Такжевследствиевертикальнойинтеграции(вхождениявкондитерскийхолдинг)можноослабитьвлияниеслабыхсторонорганизации(тесныепроизводственныепомещения,отсутствиеединогоскладаготовойпродукции,дополнительныеиздержкиповнутрифабричномутранспорту,болеенизкаяприбыльностьиз-завысокихиздержек).

ВSWOT-анализенеобходимонетольковскрытьугрозыивозможности,ноипопытатьсяоценитьихсточкизрениятого,скольважнымдляфирмыявляетсяучетсвоегоповедениякаждойизвыявленныхугрозивозможностей.Длятакойоценкиприменяетсяметодпозиционированиякаждойконкретнойвозможностинаматрицевозможностей.МатрицавозможностейдляОАО"Заря"представленавтабл.5.

 

Таблица5.МатрицавозможностейдляОАО"Заря"

  Сильноевлияние Умеренноевлияние Малоевлияние
Высокаявероятность Выходнановыерынкиилисегментырынказасчетбрендированнойпродукции Вертикальнаяинтеграция  
Средняявероятность Расширениепроизводственнойлинии    
Низкаявероятность      

 

Каквидно,всетривозможностифирмыимеютдлянеебольшоезначениеиихнадообязательноиспользовать.

Похожаяматрицасоставляетсядляоценкиугроз.Сверхуоткладываютсявозможныепоследствиядляфирмы,ккоторымможетпривестиреализацияугрозы.Сбокуоткладываетсявероятностьтого,чтоугрозабудетреализована(табл.6).

 

Таблица6.Вероятностьугрозы

  Разрушение Критическоесостояние Тяжелоесостояние "Легкиеушибы"
Высокаявероятность   Возрастающееконкурентноедавление Возможностьпоявленияновыхконкурентов  
Средняявероятность       Возрастающеевлияниенаценыупокупателейипоставщиков
Низкаявероятность        

 

Самаяопаснаяугроза-возрастающееконкурентноедавление-должнабытьобязательноинемедленноустранена.Угрозапоявленияновыхконкурентовдолжнапостояннонаходитьсявполезренияруководствафирмыиустранятьсявпервостепенномпорядке.Чтокасаетсявозрастаниявлиянияпокупателейипоставщиковнацены,тоэтойугроземожноуделитьменьшевнимания.

Стратегическиевозможностииугрозы,которыетребуютконцентрациивсехнеобходимыхресурсовдляихреализацииисоответствующиеугрозы,требующиеповышенноговниманияитщательногопостоянногомониторинга,относятсяксамойприоритетнойчасти.Онидолжнынаходитьсяподпостояннымконтролемвысшегоруководствакомпании.

Стратегии,которыестоитприменитьвданнойситуации:

1)стратегиюлидера(расширениедолирынка,предоставляяпокупателямширокийвыборпродуктов;нодляэтогонеобходимостремитьсякрасширениюрынкавцелом,привлечениюновыхпотребителей,нахождениюновыхспособовпотребленияипримененияпродукции;чтобыувереннодоминировать-фирмадолжнанаходитьспособырасширенияобщегоспроса,защищатьсвойсегментрынкаспомощьюхорошоспланированныхнаступательныхиоборонительныхдействий,ипопытатьсярасширитьсвоюдолюрынка)

2)оборонительнуюстратегию(упреждающаяоборона-основананапредвосхищающихдействиях,делающихпотенциальнуюатакуконкурентовневозможнойилисущественноослабляющихее,например,предвидяпоявлениенарынкеновогоконкурента,можноснизитьценунасвоюпродукцию;нередконоситчистопсихологическийхарактер,когдалидеррынкапредостерегаетконкурентовотнеобдуманныхатак).

Дляполученияжелаемыхрезультатовдеятельностидолжнабытьразработанастратегияразвитияпредприятияхотябынаближайшиепятьлет.ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"заэтотпериодпланируетосвоитьновыерынкисбытазасчетрасширенияассортиментавыпускаемойпродукции.

Втекущемгодупланируетсястабилизироватьпроизводство,исходяизреальныхмощностей,врезультатечего,будутвыделенысредстванарасширениепроизводства.

ПроведенныйанализнаОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"позволяетсделатьвывод,чтодлявыполненияданныхмероприятийнеобходимовыбратьследующиепутирешения:

-наладитьснабжениепредприятиясырьемкакдляпрограммыосновногопроизводства,такидлявспомогательныхпроизводств;

-улучшитьматериально-техническуюбазупредприятиязасчеткапитальногоремонтаимодернизацииоборудования,введениевдействиеновогооборудования,капитальныхзданийисооружений;

-обеспечитьрациональноеиспользованиетрудовыхресурсовпутемвнедренияпрогрессивныхсистемуправленияперсоналом,оплатытрудаииспользованиякомпьютерныхтехнологийприпланированиииконтролепроизводственнойдеятельности.

ТакжедляуспешнойработыОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"необходимосоздатьотделмаркетинга,которыйзанималсябывопросамиизучениярынка,рекламой,ценообразованием,расширениемсферыдеятельности.

Теперьпоговоримоорганизационнойструктуре.Поорганизационнымуровнямформированиявыделяюткорпоративнуюстратегию(стратегиюкомпаниивцелом),деловуюстратегию(дляотдельноговидадеятельности),функциональнуюстратегию(длякаждогонаправленияопределённойсферыдеятельности–производственнуюстратегию,стратегиютоварную)иоперационнуюстратегию(дляструктурныхединиц,внутрифункциональныхнаправлений).

Дляпредприятия,работающего,наодноотраслевомсегментекорпоративнаястратегиянеразрабатывается.

ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"нужнопоставитьследующиецелиизадачиделовойстратегии:

-разработкамер,направленныхнаусилениеконкурентоспособностиисохранениеконкурентныхпреимуществ;

-объединениестратегическихдействийосновныхфункциональныхподразделений;

-усилияпорешениюспециальныхвопросовипроблемкомпании.

Приэтомделоваястратегияформируетсяпомерерассмотренияследующихаспектов:

-гдефирмаимеетнаибольшиешансыпобедитьвконкурентнойборьбе;

-какиехарактеристикимогутвыделитьфирмунарынке;

-какможнонейтрализоватьдействияконкурентов.

Вусловияхконкурентногорынкаимеются3подхода:

а)стратегиянизкихиздержек;

б)стратегиядифференциации:полныйспектрпреимуществ(качество,обслуживание,стиль,технология,высокаяценностьтовара);

в)стратегиязавоеваниясобственногосегментарынка–небольшойниши,котораязащищенаотдругихпроизводств.

ДляОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"стратегическаяцель-совершенствованиетоварнойстратегии,производственнойстратегии(ресурсной).Т.е.полученнаяприбыльдолжнатакжеиспользоватьсядлясозданияспециальныхфондовпредприятия,расчетовсбюджетоминадр.цели.Образуютсяследующиефонды:

-резервный–неменее10%уставногокапитала;

-фондразвитияпроизводства–5%.

Напредприятиивкачествефункциональнойстратегииможноиспользоватьстратегиюсовершенствованиятоварногоассортиментавсторонуегорасширенияирешениеотехническоймодернизациипроизводства.Главнаяответственностьзаформированиефункциональнойстратегиивозлагаетсянаруководителейподразделений.

Наследующемэтапецелифункциональнойстратегииобличаютсявмерыоперативнойстратегии:оценкатоваров,ихприбыльности,технологичности,предложенияпомодернизацииоборудования.

ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"должнаконцентрироватьусилиянаосвоениииудержаниидолирынка,мощногооборудования,мероприятияхпоснижениюсебестоимостивыпускаемойпродукции,организациинапредприятиислужбымаркетингадляпроведениярекламныхкампанийиучастиявотраслевыхвыставках.

ДляуспешнойреализациисвоейпродукцииОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"ужеиспользуетсистемусбыта,котораясостоитиз:

-реализациинаместеизготовленияпродукции;

-работаспосредниками.

Вперспективе,послеувеличенияобъемоввыпускапродукцииследуетпланироватьоткрытиесобственныхторговыхпредставительств,атакжезаключениедолгосрочныхдоговоров.

ОАО"Казанскаякондитерскаяфабрика"Заря"являетсяпредприятиемпроизводственнойсферы,обладающейдостаточнымпотенциаломдлярасширенияпроизводства.

 

 


Заключение

 

Конкурентныестратегии-этоважнаяинеотъемлемаячастьсовременныхрыночныхотношений.Фирмаилипредприятиевыстраиваетсвоюконкурентнуюстратегиюисходяиззанимаемойпозициинарынке,т.е.являетсялионалидеромрынка,претендентомналидерство,последователемлибообитателемниши.Проводитанализсвоихконкурентовиоцениваетсвоивозможности,илишьзатемвыбираетподходящуюдлясебяконкурентнуюстратегию.

Входевыполнениякурсовойработыраскрытоипроанализированопонятие«современныеконкурентныестратегии»,выявленыихосновныевидыитребования,предъявляемыекним,определенаихэффективность.

Выполненызадачиисследования:

4. найденоипроанализированопонятие«современныеконкурентныестратегии»;

5. выявленыосновныевидыконкурентныхстратегийитребования,предъявляемыекихреализации,приведеныпримерыприменениястратегий;

6. определенаэффективностьконкурентныхстратегийврыночныхотношенияхнапримерепредприятия.

Взавершениихочетсяотметитьследующее.Насегодняшнийденьвнешняясредаимеетважноезначениедлявсехбезисключенияорганизаций.Вцеляхвыживанияиразвитиявусловияхчрезвычайнодинамичнойинеопределеннойвнешнейсреды(аэтоявляетсяобщимихарактеристикамисовременногоокруженияотечественныхпромышленныхпредприятий)организациямнеобходимоприспосабливатьсякизменениям,атакжесамимактивноформироватьсвоебудущее.Поэтомуопределяющеезначениеврыночныхусловияхиграетстратегическоеуправление.

Сегодняпрактическивсеосновныефункциональныеподразделенияпромышленныхпредприятийимеютопределенноепредставлениеовнешнейсреде.Однакопроцедурысбора,анализаипередачиинформациионейосуществляетсявбольшинствеслучаевнецеленаправленно,спонтанноислучайно,поэтомуонанедаетцелостногопредставленияовнешнейсредеиеевлияниинарезультатыдеятельностипредприятия.

Всилувышесказанногоможносделатьвывод,чтоединственноправильнымвариантомповедениясовременногопредприятиядлядостиженияэффективногодолгосрочногофункционированияиуспешногоразвитияявляетсяуделениеповышенноговниманияосуществлениюанализавешнейсреды.Адляэтогонеобходимаразработкаиосуществлениекомплексногоанализасучетоминдивидуальныхособенностейпредприятияприсоответствующемкадровом,финансовомитехническомобеспечении.Толькоприэтомусловииможнорассчитыватьнаэффективностьпринимаемыхстратегическихиоперативныхтактическихуправленческихрешений.

 

 


Списоклитературы

1. МоисееваН.К.,АнискинЮ.П.Современноепредприятие:конкурентоспособность,маркетинг,обновление.–М:Внешторгиздат,2004.–304с.

2. ОреховН.А.,ЛаврухинаН.В.Оценкаконкурентоспособностипромышленнойпродукции.–Калуга:МГТУ,2007.–38с.

3. СтуколовП.М..Организация,планированиеиуправлениепредприятиямиэлектроннойпромышленности.–М:Высшаяшкола,2006.

4. ФеоктистоваЕ.М.,КрасюкИ.Н.Маркетинг:теорияипрактика.–М:Высшаяшкола,2005.

5. МесконМ.Х.,АльбертМ.Основыменеджмента.–М:Высшаяшкола,2008.

6. МесконМ.Х.,АльбертМ.,ХедоуриФ.Основыменеджмента:Пер.сангл.–М.:Дело,2007.–800с.

7. ЭвансДж.М.,БерманБ.Маркетинг:Сокр.пер.сангл.–М.:Экономика,2004.–335с.

8. А.П.Паршев“ПочемуРоссиянеАмерика”,2008.–410с.

9. Стратегическийменеджмент:Учебн.пособие/В.Н.Иванов,В.И.Патрушев,Н.С.Данакинидр.;Подред.В.Н.Иванова,В.И.Патрушева.-М.:Высш.Шк.,2003.

10.ЛамбенЖ.Ж.«Стратегическийменеджмент»,изд.«Наука»,

С.П.,2006г.

11.КретовИ.И.«Менеджментнапредприятии»М.,2004г.

12.РомановД.А.«Менеджмент»,изд.«ЮНИТИ»,М.,2006г.

13.МурахтановаН.М.Менеджмент.Учебноепособие-М.:Издательскийцентр«Академия»,2002

14.ДрукерП.Ф.Рынок:каквыйтивлидеры.Практикаипринципы:пер.сангл.–М.,2004

15.МуравьевА.И.,ИгнатьевА.М.,КрутикА.Б.Предпринимательство:Учебник.–СПб.:Издательство«Лань»,2005

16.МесконМ.Х.,АльбертМ.,ХедоуриФ.Основыменеджмента:Пер.сангл.-М.:Дело,2008

17.Стратегическоепланирование/подред.УткинаЭ.А.–М.:ЭКМОС,2008

18.ВиханскийО.С.Стратегическоеуправление:Учебник.–2-еизд.,перераб.идоп.–М.:Гардарики,2004

19.АлексееваМ.М.Планированиедеятельностифирмы.–М.,Финансыистатистика,2007

20.ГороховМ.Ю.,МалеевВ.В.Бизнес-планированиеиинвестиционныйанализ:Какпривлечьденьги.:-М.:инф.-изд.дом«Филинъ»,2008

21.БлохинС.Н.,ШкаринА.Ю.Индивидуальныйпредприниматель.М-СПб.,Герда,2007

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.