Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные конкурентные стратегии: определения, виды стратегий и предъявляемые к ним требования



 

ФилиппКотлервыделилчетыревидаконкурентныхстратегий,исходяиздолирынка,занимаемойфирмой:

1. стратегиилидерарынка;

2. стратегиипретендентаналидерство;

3. стратегиипоследователя;

4. стратегииобитателяниши.

Стратегиилидера

Фирма-лидер-этофирма,котораязанимаетбольшуючастьдолирынкаопределенногопродукта,доминируетнанем,посравнениюсдругимиучастникамирынка,причемэтопризнаютиееконкуренты.Длятогочтобыоставитьзасобойдоминирующееположение,лидерунужностремитьсякрасширениюрынкавцеломисвоегосегмента,находитьновыхпотребителей,снижатьценызасчетсниженияиздержекит.д.Длятакойорганизациилюбаястратегияоправдана,еслионаведеткувеличениюприбыльности,асвязанныйснеюриск—невелик.Такиекомпании,обычно,подаютпримерсвоимконкурентам,устанавливаяиизменяяценовуюполитику,расширяядолюрынкаит.д.(Лукойл,Газпром,Coca-cola,IBM,Xeroxидругие.)

Расширениерынка

Прирасширениирынка,какправило,победуодерживаетлидер.Реализоватьэтустратегиюонможетследующимиспособами:

1. Привлечениеновыхпокупателей.

2. Новыеспособыпримененияпродукта.

3. Увеличениеинтенсивностииспользованияпродукта.Этопопыткаубедитьпотребителейувеличитьинтенсивностьпользованияпродукциейфирмы.

Подобнаястратегияобычновыбираетсянаначальныхстадияхжизненногоциклатовара,покаспросещерасширяем,адавлениеконкурентов,приналичиибольшогопотенциалароста,ещеневелико.

Оборонительнаястратегии

Цельоборонительнойстратегии-защититьсвоюдолюрынка,противодействуянаиболееопаснымконкурентам.Оначастопринимаетсяфирмой-новатором,которую,послетогокаконаоткрылановыйрынок,атакуютконкуренты-имитаторы.Внастоящеевремяпринятосчитать,чтодоминирующаякомпанияимеетвозможностьиспользоватьшестьоборонительныхстратегий:

1.Позиционнаяоборона.Направленанасозданиетруднопреодолимыхбарьероввокругсвоейтекущейпозиции;вчистомвидередкоприводиткуспеху,таккакдолжнасопровождатьсяизменениемпроизводственно-сбытовойполитикииприспособлениемкизменениямвнешнейсреды.Лучшимметодомобороныявляетсянепрерывноеобновлениевыпускаемыхпродуктов.

2.Фланговаяоборона.Направленаназащитунаиболееуязвимыхмествпозицииорганизациинарынке,кудавпервуюочередьмогутнаправитьсвоиатакиконкуренты.

3.Упреждающаяоборона.Основананапредвосхищающихдействиях,делающихпотенциальнуюатакуконкурентовневозможнойилисущественноослабляющихее,например,предвидяпоявлениенарынкеновогоконкурента,можноснизитьценунасвоюпродукцию.Упреждающаяоборонанередконоситчистопсихологическийхарактер,когдалидеррынкапредостерегаетконкурентовотнеобдуманныхатак.

4.Контратака.Используетсялидером,еслинедалиэффектаупреждающаяифланговаяоборонительныестратегии.Лидерможетсделатьпаузу,чтобыувидетьслабыеместаатакующегоконкурента,послечегоударитьнаверняка(например,противопоставивврекламенадежностьсвоихизделийнедоработкамвновинкахконкурента).Наиболееэффективнойзарекомендоваласебястратегия,заключающаясявобороне,разведкеобразующихсяврядахнаступающихбрешей,сосредоточениисилирешающемнаступлении.Ещеодинметодконтратаки—вторжениенаосновнуютерриториюпротивника,принуждающеееговернутьвойскадлязащитыисконныхземель.Ещеоднараспространеннаяформаконтратаки—экономическаяилиполитическаяблокадаконкурента.Лидеримеетвозможностьсубсидироватьснижениеценнанекоторыевидыпродукции(обычнонаиболеерентабельныедляконкурентов)засчетдругихтоваровилизаявитьоподготовкекпроизводствуновогопродукта,чтобыпотребителипрекратилизакупкиуконкурента.Ещеодиншаг—лоббированиепроведенияисполнительнойилизаконодательнойвластьюневыгодныхконкурентуакций.

Мобильнаяоборона.Направленанараспространениесвоейдеятельностинановыерынкисцельюсозданияплацдармадлябудущихоборонительныхинаступательныхдействий.Путемрасширениярынкаорганизацияперемещаетфокуссвоихдействийстекущегопродуктакболееполномупониманиюглубинныхзапросовпотребителей,затрагивающихвесьспектртехнологическихииныхвозможностейорганизации.Всилузначительностипотенциалалидераэтоделаетмалоперспективныматакисостороныконкурентов.Расширениерынкапредполагает,чтокомпанияпереноситвниманиесконкретногопродуктананужды,которыеудовлетворяетданныйкласстовароввцелом,ведетнаучно-исследовательскиеработыповсейтехнологическойцепочке.Сжимающаясяоборона.Основанана«сдаче»ослабленныхрыночныхтерриторийконкурентамприодновременнойконцентрацииресурсовнаболеезначительныхисильных;позволяетэкономитьресурсы,рациональноиспользоватьсредства,отпущенныенамаркетинговыедействия.

Расширениедолирынка

Лидерырынкаимеютвозможностьувеличитьприбыль,расширивпринадлежащуюимдолюрынка.Одинпроцентмногихрынковоцениваетсявдесяткимиллионовдолларов.Расширениедолиобслуживаемогорынкаотнюдьнеозначаетавтоматическогоростаприбыли.Многоезависитотстратегиирасширениярынкакомпании.Посколькуиздержкирасширениярынкамогутзначительнопревыситьполучаемыйдоход,компаниядолжнатщательнопроанализироватьдействиеследующихфакторов:

1. Возможныйконфликтсантимонопольнымзаконодательством.Расширениедолирынкадоминирующейкомпанииобычносопровождаетсязаявлениямиконкурентово“монополизации”рынка.Увеличениестепенирискаснижаетпривлекательностьрасширениядолирынка.

2. Экономическиеиздержки.Известно,чтоприбыльностькомпаниипридостиженииеюопределеннойдолирынкаможетснижаться.Компания,владеющая60%рынка,должнаосознавать,чтонекоторыепотребителивпринципенегативноотносятсяклюбоймонополии,другие—лояльныпоотношениюкконкурирующимпоставщикам,третьиимеютспецифическиенужды,четвертыепредпочитаютиметьделоснебольшимикомпаниями.Компаниипредстоятнемалыерасходынаоплатууслугюристов,поддержаниеотношенийспрессойилоббированиерасширениярынка.Вцеломрасширениедолирынканецелесообразновтехслучаях,когдакомпаниянеимеетвозможностиреализоватьэкономиюнамасштабахпроизводстваилиопыте,приналичиинепривлекательныхсегментоврынка,желаниипотребителейиспользоватьразличныеисточникипоставокивысокихбарьерахнавыходе.Лидеротраслидолженсконцентрироватьсяскореенарасширениирынкавцелом,чемнаборьбезаувеличениедолирынка.

3. Возможностьнеправильнойстратегии,направленнойнарасширениедолирынкаиснижениеприбыли.Высокаядолярынкаведеткувеличениюприбыливтехслучаях,когдаснижаютсяиздержкикомпаниинаединицупродукции,когдаонапредлагаетпродуктисключительновысокогокачества,устанавливаясоответствующуюнадбавкукцене.Обнаружилось,чтокомпании,которыевладеютвысокойдолейрынка,превосходятсвоихконкурентоввтрехобластях:вразработкеновойпродукции,относительномкачестветоваровимаркетинговыхрасходах.

1. Компании,обладающиезначительнойдолейрынка,разрабатываютивнедряютвпроизводствобольшеновыхпродуктов.

2. Компании,которымудалосьповыситькачествосвоихтоваровотносительнопродукцииконкурентов,имеютбольшешансоврасширитьпринадлежащуюимдолюрынкавсравнениискомпаниями,качествопродукциикоторыхстабильноилиснижается.

3. Компании,темпыростамаркетинговыхрасходовкоторыхпревышаюттемпыростарынка,обычноувеличиваютсвоюдолюрынка.Возрастаниерасходовпоорганизациисбытапродукцииположительносказываетсянарасширениирынкакакпотребительскихтоваров,такипромышленнойпродукции.Увеличениерасходовнарекламуположительносказываетсянарасширениидолирынкапреимущественнопотребительскихтоваров.Повышениерасходовнапродвижениетоваровэффективнодлявсехвидовтоваров.

4. Значительное(всравнениисконкурентами)снижениеценнапродукциюнепозволяеткомпаниисущественноувеличитьдолюрынка,таккакнекоторыеконкурентыотвечаютменеезначительнымуменьшениемцен,адругиепредложатпотребителямдополнительныеблагаизатужецену.

Стратегиипретендентовналидерство

Претендентыналидерство-этоагрессивноатакующаялидераидругихконкурентовпофронтуфирма,использующаявсевозможныеиневозможныестратегиииатаки.Претендентможетвестиценовуювойну,снижатьиздержкипроизводства,а,следовательно,ицены,производитьпрестижныеилинеобычныетовары,расширятьассортиментпродукции,разрабатыватьновыепродукты,совершенствоватьканалыраспределения,повышатьуровеньуслугилиразворачиватьблистательнуюрекламнуюкампанию.Существуетмножествопримеров,когдакомпания,претендующаяналидерство,выбивалапочвуиз-подногфаворитаиобходилаего.Преимуществопретендентазаключаетсявтом,чтоонруководствуетсявысокойцельюиконцентрируетсвоиограниченныересурсынаеедостижении.

Дляначалапретендентдолженопределитьцелистратегии(многиефирмысвоейдолговременнойцельюставятрасширениедолирынка)иобъектатаки:

1. Наступлениенапозициилидера.Этодостаточнорискованнаястратегия,ноипотенциальносамаяэффективная.Наилучшийобъектатаки-этокрупныйсегментрынка,накоторыйлидернаправляетмалоусилий,либопотребителинедовольныкачествомегопродуктаилипредоставляемыхуслуг.Впервуюочередьнадопровестиисследованиенуждпотребителейистепеньихудовлетворенности.Естьидругойспособ-захватитьсегментлидера,спомощьювыпускапринципиальноновогопродукта.(Например:CanonотвоевалазначительнуюдолюрынкаXerox,представивпортативныекопировальныеаппараты).

2. Атаканаблизкиепоразмерамфирмы-конкуренты,которыеневсостояниисправитьсясудовлетворениемпотребностейпокупателей,имеюттяжелоефинансовоеположение,ихпродукциянепользуетсяспросом,всвязиснизкимкачествомили/высокимиценами.

3. Атакананебольшиеместныеирегиональныефирмы,которыеимеютсложноефинансовоеположениеинесправляютсясудовлетворениепотребностейпотребителей.

Наступательныестратегии

Компанияопределиласьсцелямиисобъектоматаки.Дальшенеобходимовыбратьоднуизпятинаступательныхстратегий.

1. Фронтальноенаступление.Этоконцентрированныйударпоосновнымсиламконкурента:егопродукту,ценамиегорекламу.Разумноиспользоватьэтустратегию,когдауфирмыбольшечеловеческихиденежныхресурсовкакминимумвтрираза,чемуобъктаатаки.Однимизвидовтакогонаступленияявляетсяценоваявойна,носнижениеценынапродуктэффективновслучаях:еслилидеррынканепредпринимаетответныхшагов;есливамудаетсяубедитьрынок,чтовашпродуктнеуступаетпокачествутоварамлидера,нопродаетсяпоболеенизкойцене.Втораяформаагрессивнойценовойполитикиосновываетсянакрупныхинвестицияхатакующеговмодернизациютехнологий,направленнуюнасокращениеиздержекпроизводстваипоследующееснижениецен,вчемособеннопреуспелияпонскиекомпании.

2. Фланговоенаступление.Представляетсобойнастоящеемаркетинговоечутье,обычноегоприменяюткомпаниисограниченнымиресурсами.Представляетнападениенасамыеуязвимыеместаконкурента.Можетпроявлятьсялибовгеографическомсмысле:фирмазанимаетместа,неохваченныеконкурентом-лидером;илисегменатационным:определяетнуждыпотребителей,непродуманныеконкурентомиудовлетворяетих.Фланговаястратегия—этоумениеидентифицироватьизаполнятьразрывымеждуспросомипредложением.Вотличиеотжесткойконкуренциикомпаний,конкурирующихнаодномитомжерынке,эффективнаяфланговаяатакапозволяетполнееудовлетворитьнуждыпотребителей.Фланговаяатака-наступлениевлучшихтрадицияхсовременноймаркетинговойфилософии,провозглашающей,чтопредназначениемаркетингазаключаетсявидентификациииудовлетворениинуждпотребителей.Очевидно,чтофланговаяатакаболееэффективна,чемфронтальноенаступление.

3. Попыткаокружения.Подразумеваетнаступательныедействиянапротивникасразувнесколькихнаправлениях:ипофронту,исфланга,истыла,когдаатакующаясторонапредлагаетрынкувсетожесамое,чтоиееконкурент,тольковчемтоеётоварнемноголучше,такчтобыпотребительнесмоготказатьсяотпредложения.Попыткаокруженияимеетсмыслтолькотогда,когдаруководствоатакующегорасполагаетзначительнымиресурсамиисчитает,чтонеожиданнаяатакаподавитволюксопротивлениюобороняющегося.

4. Обходнойманевр.Предполагаетнападениенанаиболеедоступныерынки,чторасширяетресурсныйпотенциалкомпании.Придостиженииопределенногоуровняразвития,компанияатакуетипереноситлиниюфронтанасвоютерриторию,гдеобладаетнесомненнымпреимуществом.

5. Партизанскаявойна.Заключаетсявнебольших,номножественныхатакахконкурентовсовсехсторон:селективныесниженияцен,интенсивныеблицкампаниипопродвижениютоваровили,какисключение,юридическиеакции.Ошибочнымявляетсямнениеотом,чтопартизанскаявойна—этостратегическаяальтернативадляограниченныхвресурсахкомпаний.Ееведениеобходитсявесьмадорого.Болеетого,партизанскиебоиэтоскорее,подготовкаквойне.Единственноэффективныйответагрессору-партизану—стремительнаяконтратака.

Атакующиестратегии

Рассмотренныеранеестратегиипозволяютопределитьобщеенаправлениедействийкомпании.Компания,претендующаянарольлидера,должнапреобразоватьобщуюстратегиювнаборконкретныхдействийпорасширениюдолирынка.

1. Стратегияскидок.Компания,претендующаянарольлидерарынка,можетустановитьнизкие,всравнениисценаминааналогичнуюпродукциюлидера,цены.Данныйприем—основастратегиитакихсетейрозничнойторговли.Эффективнаястратегияскидокпредполагаетсоблюдениетрехусловий:компанияубеждаетпокупателей,чтоеепродукцияиуслугинеуступаютпокачествутоварамиуслугамлидера;покупателичувствительныкразницевценахинеиспытываютдискомфортаприсменепоставщика;лидеррынкаудерживаетценынапрежнемуровне,нереагируянаатакуконкурента.

2. Стратегияболеедешевыхтоваров.Претендентналидерствоимеетвозможностьпредложитьпродукциюсреднегоилинизкогокачествапогораздоболеенизкойцене.Применениеданнойстратегиицелесообразновслучае,когдасущественныйсегментпокупателейзаинтересовантольковцене.Компании,использующиеэтустратегию,вероятно,подвергнутсяатакефирм,продукциякоторыхещедешевле,Вэтомслучаеобороняющимсяследуетсконцентрироватьусилиянаповышениикачествапродукции.

3. Стратегияпрестижныхтоваров.Претендентналидерствопредлагаетпродукциюболеевысокогокачествапоболеевысокойцене,чемлидеррынка.Черезнекотороевремякомпания,пользуясьвысокойрепутациейсвоейторговоймарки,расширяетпроизводствозасчетболеедешевойпродукции.

4. Стратегиярасширенияассортиментапродукции.Претендентналидерствоатакуетлидера,предоставляяпокупателямширокийвыборпродуктов.

5. Стратегияинноваций.Претендентдолженпостояннотревожитьлидера,предлагаярынкуновыевидыпродукции.

6. Стратегияповышенияуровняобслуживания.Претендентпредлагаетклиентамновыеилиболеекачественныеуслуги

7. Стратегияинновацийвраспределении.Претендентдолженсоздаватьновыеканалыраспределенияпродукции.(КомпанииAvonудалосьукрепитьпозициинарынкеблагодарятому,чтоонаразвивалапродажиспомощьюсетевогомаркетинга,неотвлекаясьнасражениясконкурентамизалидерствонаполкахунивермагов).

8. Стратегиясниженияиздержекпроизводства.Претендентдолженстремитьсякснижениюиздержекпроизводства,увеличиваяэффективностьзакупок,снижаязатратынарабочуюсилуи/илииспользуясовременноепроизводственноеоборудование,чтопозволяетпроводитьболееагрессивнуюценовуюполитику.

9. Интенсивнаяреклама.Некоторыепретендентыатакуютлидера,увеличиваясвоирасходынарекламу.Однакоповышенныерасходынарекламуоправданытольковтехслучаях,когдапретендентпроизводитдействительноконкурентоспособныйпродуктилиегорекламапревосходитрекламныеобращениялидерарынка.

Обычнодлярасширениядолирынкапретендентуприходитсяиспользоватькомплексвышеописанныхстратегийиегоуспехопределяетсянаиболееэффективнымихсочетанием.

Стратегиипоследователей

Книмотносятсякомпании,которыестремятсясохранитьсвоюдолюнарынкеиобойтивсе«подводныекамни»,приэтомподражаяконкретной«чужой»стратегии.Однако,последователитожемогутпридерживатьсястратегий,направленныхнаподдержаниеиувеличениесегментарынка.Правда,следованиезалидеромвовсенеподразумеваетобычногокопирования,-последовательдолженвестисобственнуюстратегиюроста,причемтакую,котораянепровоцируетответныхагрессивныхдействийконкурентов.Выделяют4стратегиипоследователей:имитатор,двойник,подражательилиприспособленец.

1.Подражатель.Дублируетпродуктлидераиупаковку,реализуятоварначерномрынкеилисомнительнымпосредникам.(Такиекомпании,какAppleComputerиRolex,постоянносталкиваютсяспроблемойподделок,особеннонаДальнемВостоке.)

2.Двойник.Копируетпродукцию,вплотьдочуть-чутьизмененногомарочногоназвания.

3.Имитатор.Что-токопируетулидера,носохраняетразличиявупаковке,рекламе,ценахит.п.Егополитиканеволнуетлидерадотехпор,покаимитаторнепредпринимаетагрессивныхатак,болеетого,имитаторпомогаетлидеруизбежатьполноймонополиивотрасли.

4.Приспособленец.Обычновидоизменяетилиулучшаетпродукциюлидера.Онначинаетскаких-тодругихрынков,чтобыизбежатьпрямогостолкновенияслидером,оченьчастоприспособленецстановитсяпретендентом.Этотпутьпрошлимногиеяпонскиекомпании.

Хотяпоследовательненесетрасходовнаисследования,обычноонзарабатываетменьше,чемлидер.


Стратегиидляобитателейниш

Фирмаобслуживаетнебольшиесегментырынка,инесоставляетособойконкуренциикрупнымфирмам.Ееособенность–этоспециализациянаконкретномтоваре/услуге.Впоследнеевремяэтойстратегиисталиуделятьвниманиеибольшиефирмы.

Компания,облюбовавшаяопределеннуюнишу,добиваетсясущественногоувеличениядобавленнойстоимостииприбыли;онаориентируетсянавысокуюмаркуприбыли,втовремякаккомпании,действующиенамассовыхрынках,набольшиеобъемыприбыли.

Ключеваяидеяниши—специализация.Компании,которыеоперируютвнишах,выбираютоднуизследующихролей:

1. СпециализацияпоконечнымпользователямСпециализацияповертикали.

2. Специализациявзависимостиотразмеровиважностиклиентов.Компаниянаправляетусилиянаобслуживаниемелких,среднихиликрупныхклиентов.

3. Географическаяспециализация.Компанияпродаеттовары/услугивопределеннойместностиилирегионе.

4. Продуктоваяспециализация.Компанияпроизводиттолькоопределённыйпродуктилисобственнуюединуютоварнуюлинию.Специализациянаиндивидуальномобслуживаниипотребителей.

5. Специализациянаопределенномсоотношениикачестваицены.Компаниязанимаетсяпроизводствомлибовысококачественной,либодешевойпродукции.

6. Специализациянаобслуживании.Фирмапредлагаетоднуилинесколькоуникальныхуслуг,которыенепредоставляютсяеёконкурентами.

7. Специализациянаканалахраспределения.Фирмаспециализируетсянаразработкеединственногоканаласбыта.Посколькуположениевнишеможетизмениться,компаниядолжнапозаботитьсяосозданииновыхниш.Стоитзаметить,что,оперируянадвухиболеенишах,компанияувеличиваетсвоишансынавыживаниеватмосфережесткойконкуренции.

Чтобыдостичьуспехавсовременнойэкономике,фирмадолжнаориентироватьсянасвоихконкурентов,т.е.избегатьихсильныхсторониискатьихслабыеместа,чтобызатемначатьмаркетинговуюатакунаэтислабыеместа.Фирмасовсемнеобязательнодолжнабытьсамойлучшейвкаждойсфересвоейдеятельности.Можносфокусироватьсвоиусилиявнесколькихсферах,достичьвнихотличныхрезультатов,идажелидировать,авостальныхбыть«навторыхролях»


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.