Методыстратегическогоанализа
Мыужерассмотреливидыконкуренциии5конкурентныхсил,влияющихнапредприятие.Вусловияхконкуренциипредприятиюважноиметьстратегическийплан.Длятого,чтобывыбратьстратегию,которойбудетпридерживатьсяпредприятие,нужнопровестистратегическийанализ.Существуютнескольковидовстратегическогоанализа.Рассмотримих.
GAP-анализ(анализразрыва)
GapAnalysis—этокомплексноеаналитическоеисследование,изучающеенесоответствия,разрывымеждутекущимсостояниемкомпанииижелаемым.Этотанализтакжепозволяетвыделитьпроблемныезоны("бутылочноегорлышко"),препятствующиеразвитию,иоценитьстепеньготовностикомпанииквыполнениюпереходаоттекущегосостояниякжелаемому.
Рассмотрим,какэтотметоданализаприменяюткрешениюзадачиувеличенияобъемапродаж.Есливкачествестратегическойцеликомпаниявыбралаэтотпараметр,токеедостижениюможноподойтипо-разному.
· Соднойстороны,впределахтекущегообъемарынкамыможемувеличиватьсвоипродажизасчетперехватаобъемапродажуконкурентов.Нельзязабывать,чтоконкурентыточнотакжепретендуютнадолюрынкавашейкомпаниииотнихнадозащищаться.
· Сдругойстороны,возможно,ещесуществуетбольшаягруппапотребителей,неохваченнаянашимитоварами/услугами.Еслипредположить,чтовсевозможныепотребителивоспользовалисьтоварами/услугами,производимыминашейкомпаниейиконкурентами,тотогдаобщийобъемпродажназываетсяабсолютнымпотенциаломрынкаиегоможнопринятьза«сверхцель».
Перечислимосновныепричины,мешающиеохватитьвесьпотенциальныйрынок.
· Во-первых,естьгруппыпотребителей,которыхнеудовлетворяютсуществующиетовары,какнеобладающиеопределеннымифункциями.Так,возможно,людинепьюткофе,потомучтоунихповышаетсядавлениеиз-засодержащегосявнемкофеина.Вэтомслучаеможнорасширитьассортименттоваров,выпустив,например,кофебезкофеина.
· Во-вторых,многиетоварынедоходятдопотребителей,потомучтотепростонемогутихприобрестивнужныймоментиз-занедостатковвработесбытовойсети(невыдерживаетсяграфикпоставок,незаказываетсявовремяпродукция).Вэтомслучаенеобходимопродумать,какправильноорганизоватьсбыттоваров.
· В-третьих,многиепотребителинезнают,каклучшеиспользоватьпродукт.Тогданашазадачасостоитвтом,чтобыуказатьтакойпуть(см.рекламу«Orbit»:«Беремдвеподушечкижевательнойрезинки»).
Шагипопроведениюанализаразрывов
Анализразрывоввключаетвсебяследующиеэтапы.
1.Определениетекущегозначения.Анализразрывовначинаетсяспрогнозасостояниякомпаниинапланируемыйпериодспомощьюметодаэкспертныхоценокилисприменениемматематическихпрогнозныхметодов.Данныйэтаппозволяетоценить,какоеположениемоглабызаниматьвашакомпания,просчитатьвсевозможныепреимущества,которыеонаполучиливследствиепринятиятехилииныхрешений.
2.Определениемаксимальнодоступногозначения.Впроцессеоценкисуществующегоразрыванеобходимовыяснить,преодолимлионвообще?Еслиразрывслишкомвеликдляпреодоленияегоспомощьюсобственныхресурсов,целесообразнолибопересмотретьжелаемоебудущее,либоразбитьегодостижениенанесколькопереходныхэтапов,либорастянутьпроцесснаболеедлительныйпериодвремени.
3.Выборкритерия,покоторомубудетпроисходитьрассмотрение.Врамкахданногоэтапанеобходиморазбитьобщийразрывнасоставляющие,отвечающиекаждомузначимомуфункциональному,отраслевому,территориальномуидругимнаправлениямдеятельности,покоторымвпоследствиибудетвестисьпланирование.Входетакогоразбиениясовокупностипотребностейвыявляютсяигруппируютсявосновныекатегории.Такимобразом,каждыйразделпланированияпредставляетсобойгруппупотребностей,оказывающуювлияниенапреодолениеразрывамеждунастоящимибудущим.Вчислегруппвозможныхпотребностеймогутбытьтакие,какинформационные,коммуникационные,финансовыемаркетинговые,административные,техническиеидр.
4.Наборпланов(инициатив)подостижению.Источникамимогутбытьсотрудникиразличныхслужб,каналысбыта,конкуренты,правительственныеслужбы.Источники,ориентированныенарынок,выявляютвозможности,основанныенажеланияхинуждахпотребителей.Источники,ориентированныенанаучныеразработки,выявляютвозможностисозданияновыхтоваровнаосновефундаментальныхисследований.Приэтомметодыгенерацииидеймогутвключатьвсебя«мозговойштурм»,опросы,анкетированиеипр.
Анализдинамикииздержекипостроениекривойопыта
Однаизклассическихмоделейстратегийразработанав1926году.Онасвязываетопределениестратегиисдостижениемпреимуществавиздержках.Предполагает,чтокаждыйраз,когдаобъемпроизводстваудваивается,затратынасозданиеединицыпродукцииуменьшаютсяна20%.Криваяопытапредставленанарис.3.Снижениезатратприувеличенииобъемапроизводстваобусловленокомбинациейследующихфакторов:1преимуществавтехнологии,возникающиесрасширениемпроизводства;2обучениенаопытенаиболееэффективнымспособоморганизациипроизводства;3эффектэкономиинамасштабе.Всоответствиискривойопытаосновнымнаправлениемстратегиифирмыдолжностатьзавоеваниенаибольшейдолирынка,посколькуименноукрупнейшегоизконкурентовпоявляютсявозможностидостижениясамыхнизкихединичныхиздержеки,следовательно,самыхвысокихприбылей.Всовременныхусловияхдостижениелидерствавиздержкахнеобязательносвязаносувеличениеммасштабовпроизводства.Нынешнеевысокотехнологичноеоборудованиерассчитанонетольконакрупныепроизводства,ноинанебольшие.Сегоднядажемаленькаяфирмаможетиспользоватькомпьютеры,модульноеоборудование,которыеобеспечиваютвысокуюпроизводительностьивозможностиперестройкидлярешенияразличныхспецифическихзадач.
Рисунок 3
| Цельанализа-поискпутейсокращениязатратприувеличенииобъемапроизводства.Основнаяцель–завоеваниенаибольшейдолирынка.
Главнымнедостаткоммоделиявляютсяучеттолькооднойизвнутреннихпроблеморганизациииневниманиековнешнейсреде(впервуюочередькпотребностямпокупателей).
Классическаяпортфельнаямодель–матрицаБКГ(Бостонскойконсультационнойгруппы).
Припроведениистратегическогоанализаоднимизважныхвопросовявляетсябудущийпродуктовыйпортфелькомпании.Необходимопонимать,какиенаправлениядеятельностиявляютсяприоритетными,каконибудутфинансироватьсяипозиционироватьсянарынке.Поэтомуприразработкестратегиирекомендуетсяиспользоватьоднуиздвухстандартныхметодик:матрицуBostonConsultingGroup(BCG)илиматрицуMcKinsey.Всоответствиисэтимиметодикамивсебизнесыкомпаниипозиционируютсявкоординатах"привлекательностьрынка"и"конкурентныйстатускомпаниинаэтомрынке".Принципиальноеразличиемеждудвумяэтимиметодикамизаключаетсявоценкепривлекательностирынкаиконкурентногостатусананемкомпании.ВосновематрицыBCGлежитгипотезаотом,чтообаэтипоказателяможнооценить,используяодинпараметр.Привлекательностьрынкаопределяетсяпотемпуегороста,аконкурентныйстатускомпаниинаэтомрынке—всоответствиисеедолей.Дляначаламожноиспользоватьдажетакойупрощенныйподход,ноболееточнуюоценкуудаетсяполучить,толькоеслиучитыватьнесколькопараметров,влияющихнапривлекательностьиконкурентныйстатус.
Данныематрицыпредлагаютследующийнаборстратегическихрешений(см.рис.4
Рисунок4.
| | Привлекательностьрынка
| | | маленькая
| большая
| конкурентныйстатускомпании
| сильный
| "Дойныекоровы".Стратегия-необходимжесткийконтрольинвестицийиперераспределениеизбыткаприбылимеждуновымиперспективнымипроектами(проектымогутбытьсвязаныис"дойнымикоровами")
| "Звезды".Стратегия-оберегатьиукреплять
| слабый
| "Собаки".Стратегия-повозможностиизбавлятьсяот"собак",еслинетвескихпричиндлятого,чтобыихсохранить
| "Дикиекошки".Стратегия-"дикиекошки"подлежатспециальномуизучению,цельюкоторогоявляетсяответнавопрос:смогутлиониприопределенныхусловиях(инвестициях)превратитьсяв"звезды"
|
Итак,«Звезды»обладаютвысокимростомобъёмапродаживысокойдолейрынка.Долюрынканеобходимосохранятьиувеличивать.«Звезды»приносяточеньбольшуюприбыль.Но,несмотрянапривлекательностьданноготовара,егочистоденежныйдоходдостаточнонизок,таккактребуетсущественныхинвестицийдляобеспечениявысокоготемпароста.«Дойныекоровы»(«Денежныемешки»)обладаютвысокойдолейнарынке,нонизкимростомтемпаобъёмапродаж.«Дойныхкоров»необходимоберечьимаксимальноконтролировать.Ихпривлекательностьобъясняетсятем,чтоонинетребуютдополнительныхинвестицийисамиприэтомобеспечиваютхорошийденежныйдоход.Средстваотпродажможнонаправлятьнаразвитие«Дикихкошек»инаподдержку«Звезд».«Собаки»характернынизкимтемпомроста,низкойдолейрынка,продукткакправилонизкогоуровнярентабельностиитребуетбольшоговниманиясостороныуправляющего.От«собак»нужноизбавляться.
«Дикиекошки»(«Темныелошадки»,«Знакивопроса»,«Мертвыйгруз»).Унихнизкаядолярынка,новысокиетемпыроста.Такиетоварынеобходимоизучать.Вперспективеонимогутстатькакзвездами,такисобаками.Еслисуществуетвозможностьпереводавзвезды,тонужноинвестировать,иначе-избавляться.
Недостаткиданногоанализа:
-сильноеупрощениеситуации;
-отсутствиеучетафинансовогоаспекта,удалениесобакможетпривестикудорожаниюсебестоимостикоровизвезд,атакженегативносказатьсяналояльностиклиентов,пользующихсяданнымпродуктом;
-допущениеотом,чтодолярынкасоответствуетприбыли,этоправиломожетнарушатьсяпривыводенарынокновогопродуктасбольшимиинвестиционнымизатратами;
-допущениечтоснижениерынкавызваноокончаниемжизненногоциклатовара.Бываютдругиеситуациинарынке,напримерокончаниеажиотажногоспросаилиэкономическийкризис.
КпреимуществамМатрицыБКГотносятся:
-теоретическаяпроработкавзаимосвязимеждуфинансовымипоступлениямиианализируемымипараметрами;
-объективностьанализируемыхпараметров(относительнаярыночнаядоляитемпростарынка);
-наглядностьполучаемыхрезультатовипростотапостроения.
-онапозволяетсочетатьанализпортфелясмодельюжизненногоциклатовара
-простаидоступнадляпонимания
-легкоразработатьстратегиюдлябизнес-единициинвестиционнуюполитику
Правилапостроения:
горизонтальнаяосьсоответствуетотносительнойдолерынка,координатноепространствоот0до1всерединесшагом0,1идалееот1до10сшагом1.Оценкадолинарынкеявляетсярезультатоманализапродажвсехучастниковотрасли.Относительнаядолярынкарассчитываетсякакотношениесобственныхпродажкпродажамсильнейшегоконкурентаилитрехсильнейшихконкурентов,взависимостиотстепениконцентрациинаконкретномрынке.1означает,чтособственныепродажиравныпродажамсильнейшегоконкурента.
Вертикальнаяосьсоответствуеттемпамростарынка.Координатноепространствоопределяетсятемпамироставсехпродуктовкомпанииотмаксимальногодоминимального,минимальноезначениеможетбытьотрицательное,еслитемпростаотрицательный.
Покаждомупродуктуустанавливаетсяпересечениевертикальнойигоризонтальнойосиирисуетсякруг,площадькоторогосоответствуетдолепродуктавобъемахпродажкомпании(рис.5)
Рисунок 5
Многофакторныйпортфельнаямодель–матрицаМак-Кинсли.
Вначале1970-хгодовпоявиласьаналитическаямодель,совместнопредложеннаякорпорациейGeneralElectricиконсалтинговойкомпаниейMcKinsey&Со,иполучившаяназвание"модельGE/McKinsey".
Названиемоделиидетотназваниякомпанииисемифакторов,семислов,начинающихсяванглийскомязыкенабукву«S»(strategy-стратегия,skill-навыки,sharedvalues-общепризнанныеценности,structure-структура,systems-системы,staff-кадры,style-стиль) Критериирыночнойпривлекательности
Вместоодногорыночногоростабылиспользованрядкритериеврыночнойпривлекательноститаких,как:
· Размеррынка.
· Темпыростарынка.
· Численностьконкурентов.
· Потенциалприбыли.
· Социальные,политическиеиюридическиефакторы.
Критерииконкурентнойсилы.
Такжевместопримененияоднойрыночнойдоликакпоказателяконкурентнойсилыбылиспользованцелыйрядфакторовтаких,как:
· Рыночнаядоля.
· Возможностьразвитияотличительногопреимущества.
· Возможностиразвитияценовыхпреимуществ.
· Репутация.
· Возможностираспространения.
Взвешиваниекритериев.
Управляющиесмоглирешать,какиекритерииприменимыкихтоварам.Этопридаломоделирыночнаяпривлекательность-конкурентноеположениегибкость.Определившисьскритериями,управляющиезатемсогласовывалисистемувзвешиваниядлякаждогонаборакритериев,теизфакторов,которыеявлялисьболееважными,имелибольшийвес.Например:
рыночнаяпривлекательность.Конкурентнаясила.
Размеррынка0,15Рыночнаядоля0,20
Темпыростарынка0,20Отличительноепреимущество0,40
Численностьконкурентов0,30Ценовыепреимущества0,05
Потенциалприбыли0,30Репутация0,10
Социальные,политические,Возможностираспространения0,25
юридическиефакторы0,05
Каждыйфакторрыночнойпривлекательностиоцениваетсяпо10бальнойшкале(от1,означающей«непривлекательный»,до10,означающей«оченьпривлекательный»).Такжеикаждыйфакторконкурентнойсилыоцениваетсяпо10бальнойшкале.Каждыйбалумножаетсянавесфактораисуммируетсядлятого,чтобыполучитьобщийбалрыночнойпривлекательностииконкурентнойсилыдлякаждоготовара.Затем,этоможетбытьнанесенонаматрицурыночнаяпривлекательность-конкурентноеположение(рис.6)
Рисунок 6
Зона1:финансироватьрост.
Зона2:провестиотбор.
Длясреднейзонытребуетсядополнительныйанализ.
Модель"Мак-Кинси"такжеважнатем,чтовоспринимаетпланированиенетолькокакпроцесссозданияформальныхсхемисовокупностиколичественныхпоказателей.Процесспланированияпонимаетсяздеськакустановлениесвязиисогласиямеждусотрудниками,увязкаихинтересов,учетвсехсторондеятельностичеловеканапредприятии.Планированиетут-впервуюочередьпродуктивноеобщение.
МодельделовогоанализаPIMS
PIMS-подходсостоитвпоискеинструкций,разработанныхнаосновеобобщенногоопытапреуспевающихинеуспешныхкомпаний.С1972годабыласоставленабазаданныхиз450корпораций,содержащаяанализболеечем2800деловыхподразделений.Статистическийанализикомпьютерноемоделированиебазыданныхобеспечиваюткомпаниям-участникамнеобходимуюинформациюистратегическиеуказания,основанныенаразнообразныхстратегическихситуацияхвразличныхотраслях.Длябазыданныхфундаментальнымиявляютсядвеконцепции:
1.Деловаяединица(бизнес-единица)—подразделение,продуктоваялинияилицентрприбыли.
2.Обслуживаемыйрынок—частьобщегорынка,накоторомконкурируетфирма.
PIMS-анализоценивает:изменениявконкурентнойпозициифирмы;стратегии,применяемыедляеедостижения;окончательнуюприбыльность.
Анализпоказывает,чтонаприбыльностьпредприятияпостоянновлияюттригруппыфакторов.Перваягруппаописываетконкурентнуюпозициюфирмы,включаязанимаемуюдолюрынкаиотносительноекачествопродукции.Втораяотражаетструктурупроизводства,включаяинтенсивностьинвестицииипроизводительностьтруда.Третьягруппаотражаетотносительнуюпривлекательностьуровняростарынкаихарактеристикпотребителей.Всевместеэтипеременныеобъясняютот65до70процентоввариантовприбыльностирассмотренныхпредприятий.НазначениеPIMS-проектасостоитвпримененииэтогоопытакрешениюспецифичныхстратегическихвопросов.Этивопросывключают:
•Какойуровеньденежныхпотоковиприбылиявляется«нормальным»дляданноготипапредприятий,учитываяихрыночноеокружение,конкурентнуюпозициюииспользуемуюстратегию?
•Еслибизнеспродолжается,токакуюдолюрынкаирезультатаприбыльностиследуетожидатьвбудущем?
•Какнаэтотрезультатповлияютизменениявстратегии?
•Какдобивалисьрезультатапредприятиятойжеилидругихотраслей,действовавшиеваналогичныхусловияхиспохожейконкурентнойпозицией,используяразличныетипыстратегий?
Ответынаэтивопросыпомогутоценитьвозможныеальтернативныевариантыприразработкестратегии.
БазаданныхPIMSпредставленабольшимколичествомотраслейпромышленности,множествомтоваров,рынковигеографическихрегионов.БольшинствоизнихрасположенывСевернойАмерике,хотя600из2800предприятийнаходятсявВеликобритании,Европеидругихстранах.
РезультатыPIMS-проекта.Данныйанализобнаружилсвязимеждустратегиейиэффективностьюдеятельностикомпании.Этиотношенияпомогутменеджерампонятьипредвидетьвлияниястратегическихрешенийиусловийрынканаэффективностьдеятельностикомпании.Нижеперечисленынаиболееобщиесвязимеждустратегиейиэффективностью:
•Вотдаленнойперспективеважнейшимфактором,оказывающимвлияниенаэффективностьдеятельностиподразделенийкомпании,будеткачествотоваровиуслугкомпаниипоотношениюкееконкурентам.
•Долярынкаиприбыльностьтесносвязанымеждусобой.
•Высокаяинтенсивностьинвестицийактивновлияетнаприбыльность.
•Многиепредприятия—такназываемые«собаки»и«знакивопроса»-приносятприбыль,тогдакакмногие«дойныекоровы»еенедают.
•Вертикальнаяинтеграцияприбыльналишьдлянекоторыхпредприятий,длядругих-нет.Дляпредприятийснебольшойдолейрынкапоказательвозвратаинвестицийвыше,когдастепеньвертикальнойинтеграциинизкая.Дляпредприятий,занимающихдолирынкабольшесредних,показательвозвратаинвестицийсамыйвысокийлибопринизком,либонаоборот-высокомуровневертикальнойинтеграции.
•Большинствостратегическихфакторов,увеличивающихвозвратинвестиций,такжеоказываютположительноевлияниенадолгосрочнуюстоимостьпредприятиявбудущем.
ОграниченияPIMS-модели.НекоторыеэлементыPIMS-моделиподвергаютсякритике-отопределенияметодовсбораинформациииточностиданныхдобеспричинныхсвязеймеждуними.Критикаэтасправедливаипредупреждаетонеобходимостиосторожногоиспользованияполученныхрезультатов.PIMS-анализможетдатьпользователюложноечувствоточностиисилыпредвидения.Егоследуетрассматриватькакдополнительныйисточникидейдлястратегическогопланирования,используемыйнарядуссобственнымопытом,взглядамиианализом.
Практическоеприменение.Доводотом,чтоструктураиндустрии,конкурентнаяпозицияпредприятия,структураегозатраты/прибыли/инвестициииконкурентныестратегии,используемыеим,существенновлияютнаприбыльность,обладаетсильнойинтуитивнойпривлекательностью.
Практикизнают,чтопозициядоминирующегорыночноголидеранарастущемрынкеспривлекательнымивозможностямиполучениядоходовиумереннойпотребностьювинвестицияхпринесетвысокуюприбыль.Сдругойстороны,предприятие,находящеесянатретьейиличетвертойконкурентнойпозициизрелогорынкаснизкойнормойприбыли,получитнизкуюприбыльилиубытки.PIMSпоказывает,чтоназванныеструктурныепоказателисущественновлияютнаприбыльностьпредприятия,ичтокомпаниямследуетискатьконкурентныеструктурыипозиции,которыеобеспечилибыимпреимуществапоприбыли.
SWOTанализ
SWOT-методанализавстратегическомпланировании,заключающийсявразделениифакторовиявленийначетырекатегории:Strengths(Сильныестороны),Weaknesses(Слабыестороны),Opportunities(Возможности)иThreats(Угрозы).
Данныйанализявляетсянеобходимымэлементомисследований,обязательнымпредварительнымэтапомприсоставлениилюбогоуровнястратегическихимаркетинговыхпланов.Данные,полученныеврезультатеситуационногоанализа,служатбазиснымиэлементамиприразработкестратегическихцелейизадачкомпании.
Этап1.
1.Перечислениесильныхислабыхсторон.
2.Перечислениевозможностейиугроз.
Этап2.
1.Подробноеописаниесильныхислабыхсторон.
2.Подробноеописаниевозможностейиугроз.
Этап3.
Следующимэтапомвозможностииугрозы,выявленныевпроцессеанализа,разбиваютсянатригруппыпоприоритетности,необходимостиконцентрацииусилийисредствитщательностимониторинга.
Заключительнымэтапомстановитсяформулировкаосновныхстратегическихнаправленийсучетомихважности.
Этап4
Полученныерезультатыформулируютсявстратегиюкомпании,еецелиизадачи.Обэтомвидеанализамыещёпоговоримпозднее.
PEST-анализ
(иногдаобозначаюткакSTEP)—этомаркетинговыйинструмент,предназначенныйдлявыявленияполитических(Political),экономических(Economic),социальных(Social)итехнологических(Technological)аспектоввнешнейсреды,которыевлияютнабизнескомпании(рис.7)
Политикаизучается,потомучтоонарегулируетвласть,котораявсвоюочередьопределяетсредукомпаниииполучениеключевыхресурсовдляеёдеятельности.Основнаяпричинаизученияэкономики—этосозданиекартиныраспределенияресурсовнауровнегосударства,котораяявляетсяважнейшимусловиемдеятельностипредприятия.НеменееважныепотребительскиепредпочтенияопределяютсяспомощьюсоциальногокомпонентаPEST-анализа.Последнимфакторомявляетсятехнологическийкомпонент.Цельюегоисследованияпринятосчитатьвыявлениетенденцийвтехнологическомразвитии,которыезачастуюявляютсяпричинамиизмененийипотерьрынка,атакжепоявленияновыхпродуктов.
Анализвыполняетсяпосхеме«фактор—предприятие».Результатыанализаоформляютсяввидематрицы,подлежащимкоторойявляютсяфакторымакросреды,сказуемым—силаихвлияния,оцениваемаявбаллах,рангахидругихединицахизмерения.РезультатыPEST-анализапозволяютоценитьвнешнююэкономическуюситуацию,складывающуюсявсферепроизводстваикоммерческойдеятельности.
Таблица.1.
ПОЛИТИЧЕСКИЕФАКТОРЫ
| ВЛИЯНИЕЭКОНОМИКИ
| · Текущеезаконодательствонарынке
· Будущиеизменениявзаконодательстве
· Европейское/международноезаконодательство
· Регулирующиеорганыинормы
· Правительственнаяполитика,изменение
· Государственноерегулированиеконкуренции
· Торговаяполитика
· Ужесточениегосконтролязадеятельностьюбизнес-субъектовиштрафныесанкции
· Выборынавсехуровняхвласти
· Финансирование,грантыиинициативы
· Группылоббирования/давлениярынка
· Международныегруппыдавления
· Экологическиепроблемы
· Прочеевлияниегосударствавотрасли
| · Экономическаяситуацияитенденции
· Динамикаставкирефинансирования
· Уровеньинфляции
· Инвестиционныйклиматвотрасли
· Заграничныеэкономическиесистемыитенденции
· Общиепроблемыналогообложения
· Налогообложение,определенноедляпродукта/услуг
· Сезонность/влияниепогоды
· Рынокиторговыециклы
· Платежеспособныйспрос
· Спецификапроизводства
· Товаропроводящиецепиидистрибуция
· Потребностиконечногопользователя
· Обменныекурсывалют
· Основныевнешниеиздержки
o Энергоносители
o Транспорт
o Сырьеикомплектующие
o Коммуникации
| СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕТЕНДЕНЦИИ
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕИННОВАЦИИ
| · Демография
· Изменениязаконодательства,затрагивающиесоциальныефакторы
· Структурадоходовирасходов
· Базовыеценности
· Тенденцииобразажизни
· Бренд,репутациякомпании,имиджиспользуемойтехнологии
· Моделиповеденияпокупателей
· Модаиобразцыдляподражания
· Главныесобытияифакторывлияния
· Мненияиотношениепотребителей
· Потребительскиепредпочтения
· ПредставленияСМИ
· Точкиконтактапокупателей
· Этнические/религиозныефакторы
· Рекламаисвязисобщественностью
| · Развитиеконкурентныхтехнологий
· Финансированиеисследований
· Замещающиетехнологии/решения
· Зрелостьтехнологий
· Изменениеиадаптацияновыхтехнологий
· Производственнаяемкость,уровень
· Информацияикоммуникации
· Потребители,покупающиетехнологии
· Законодательствопотехнологиям
· Потенциалинноваций
· Доступктехнологиям,лицензирование,патенты
· Проблемыинтеллектуальнойсобственности
|
МатрицаАнсоффа
МатрицаАнсоффаразработанаещев50-хгодахXXв.американскимэкономистомИ.Ансоффом.Матрицаопределяетстратегииростакомпаниисучетомновизнырынкаиновизнытовара.Взависимостиотсочетанияразличныхкомбинацийтовараирынкавозможныследующиестратегии:
1)проникновениянарынок:старыйтоварнаимеющемсярынке.Этустратегиюможнооценитьвеличинойобъемапродаживероятностьюриска.Данныепоказателирассчитываютсясучетомвеличинывозможныхзатратнареализациювыбраннойстратегии.Совокупныезатратынеобходимывцеляхпривлеченияпотенциальныхпотребителей;созданияконкурентныхпреимуществ;стимулированияпродажиувеличениясервисногопотенциала;2)развитиярынка:старыйтоварнановомрынке.Даннаястратегияпредполагаетмаркетинговыеусилияпопродвижениюимеющегосятоваранановыерынкисбытазасчетраскруткибрэнда,использованиямечендайзинга,созданияновойнадежнойсистемыдистрибьюции;
3)развитиятовара:новыйтоварнастаромрынке.Продвижениеновоготоваранастарыйимеющийсярыноксвязаносвысокойдолейрискаитребуетзначительныхрасходовдляпроникновениянатрадиционныйрынок,организациипрезентации,демонстрацииновогоизделия,тщательныхконсультацийиубедительнойрекламы;
4)диверсификации:новыйтоварнановомрынке.Этастратегияизначальнопредполагаетразработкупланово-управленческихрешенийвобластиинновацийтоваров,услуг,определениястепенинеудовлетворенногоспросанановинку,возможнойрыночнойдолииуровнярискамаркетинговыхусилийнарекламу,стимулирование,раскруткубрендаиформированиеобщественногомнениявцелевыхаудиторияхпокупателей.
Поиск по сайту:
|