Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Особенности несовершеннолетних и преступность



Пути профилактики преступности среди несовершеннолетних. Мотивы противоправных действий молодежи. Психологическая характеристика подростков – правонарушителей. Влияние пребывания в исправительном заведении на личность несовершеннолетних. Проблема жертвенности несовершеннолетних.

 

 

а) Эффективная профилактика правонарушений среди несовершенно­летних предполагает комплекс мероприятий как социально - педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на ле­тние и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат специфические особенности данной акцентуации.

Если в воспитательной работе игнорировать особенности личностиакцентуированных детей и подростков, вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, неизбежны нервные срывы и асоциаль­ные проявления. О необходимости не только педагогической коррекции поведения несовершеннолетних, но и о мерах по применению медика­ментозного вмешательства и лечения этих подростков.

Однако вмешательство врача далеко не всегда способно привести к желаемым результатам,поскольку оно не может устранить всех причин, вызывающих нерв­но-психические расстройства.

Таким образом, даже когда речь идето психофизиологических предпосылках отклоняющегося поведения, в частности о нервно - психических болезнях и патологи­ях, мы видим, что издесь важную роль играет социальный фактор, особенности ближайшего окружения-индивида.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности орга­нов профилактики, своевременного привлечения медицинской помощи, расши­рения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на Детей с различными нервно - психическими отклонениями и патологиями. Следу­ет подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально - педагогического характера: совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и, прежде всего условий их семейного воспитания.

 

 

б) Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совер­шают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные се­мейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негатив­ные качества. Весьма часто такое искажение нравственной ат­мосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему вся­кого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном с противопоставляет их коллективу класса, школы, училищаи т. п.

Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, лавным образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созре­вания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологиче­ские системы организма. В социальном плане подростковая фаза — это продолже­ние первичной социализации.

В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологиче­ски — это период завершения физического созревания.

Юность — завершающий этап первичной социализации.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики.

В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм по­ведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам).

Личность «трудного» подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфе­ра — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают негативизм и сопротивле­ние педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми раз­нообразными причинами, далеко выходящими за рамки педагогической и соци­альной запущенности.

В первую очередь следует назвать те осложнения, которые влечет за собой бур­ное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового со­зревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и телесной соматической организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к различным соматическим диспропорциям. В другом случае неравномерность развития сердечно-сосуди­стой системы может привести к резким болезненным состояниям, повышенному артериальному давлению, галлюцинациям, головным болям.

С рождения начинается процесс социализации человеческой личности. Это ак­тивный процесс усвоения навыков социального поведения. Свобода маленьких детей с самого начала ограничивается, их познавательная активность не находит выхода, притупляется.

Школа принимает эстафету от родителей и детского сада. Процесс обучения и воспитания в ней в настоящее время не способствует творческой активности. Большин­ство учителей, работающих в школе, отмечают бедный словарный запас школь­ников.

Феминизация школьного педагогического корпуса привела и к выдвижению на все «ответственные» обще­ственные посты в школьном самоуправлении девочек: «они послушнее и исполнительнее». Мальчикам все чаще достается роль пассивной оппозиции. Не желая принять эту роль, многие мальчики «выходят» из семьи и школы в подворотню, где между ними стихийно складываются группы «трудных» ребят с отклонениями в поведении.

Потребность подростка в общении и самоутверждении должна быть реализова­на в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуще­ствляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение, нецензурщина, хулиган­ство), оно может стать опасным криминализирующим фактором.

Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психо­физиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в ум­ственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного характера либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в воз­расте до двух-трех лет. Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, долж­ны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспита­тельных учреждениях.

В отдельных случаях в роли психобиологических предпосылок асоциального поведения могут выступать различные физические недостатки. Дефекты речи, внешняя непривлекательность.

Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т. е. индивиды в этих группах лишены социально значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для молодежной среды.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.