Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Юридическая психология: предмет и задания



Объект и предмет юридической психологии. Задание юридической психологии. Разделы юридической психологии.

 

 

а) Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции.

Если право в первую очередь вы­деляет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в сви­детеле, потерпевшем и т. п.

Психические состояния, так же как и устойчивые осо­бенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают, подчи­няясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения для установления ис­тины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Знание психологической науки необ­ходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, проводить воспитательную работу. Наука о психической жизни и деятельности человека, изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, память и мыш­ление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями (темперамент, характер, возраст, склонности), не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде. В значительной степени задачи юридической психологии определяются необ­ходимостью совершенствовать практическую деятельность органов правосудия.

Психологическая культура юриста — это комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способно­сти, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные.

Юридическая психология — научно - практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек — право», разрабатывает реко­мендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Методологическую основу юридической психологии составляет системно-струк­турный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические про­блемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Исследуя проблему предмета и системы юридической психологии, мы исходим из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями.

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следствен­ная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспер­тиза и исправительно-трудовая психология.

Юридическая психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, в этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обусловливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых ею. Она разрабатыва­ет психологические основы:

· правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение,
социальные стереотипы);

· преступного поведения (структура личности преступника, преступный сте­реотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура
личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведе­ния);

· правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, след­ственная психология, психология судебного процесса, судебно - психологи­ческая экспертиза);

· ресоциализации правонарушителей (исправительно - трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

· поведения несовершеннолетних (психологические особенности проблем, из­ложенных выше).

 

 

б) Юридическая психология решает следующие задачи:

· изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельно­сти на отдельных лиц, группы и коллективы;

· разработка научных рекомендаций с целью повыше­ния эффективности правоохранительной деятельности, строгого соблюдения законности, успешного
осуществления задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.

Юридическая психология в современном ее понимании — это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях право­вого регулирования. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Важная задача криминальной психологии — выделить внутренние личностные предпосылки, которые в сочетании с определенными внешними обстоятельствами могут создать криминогенную ситуацию — т. е. определить криминогенные личностные качества. Далее, в рамках криминальной психологии устанавливаются специфические особенности личности, которые обусловливают в ней эти предпосылки (дефекты правосознания, нравственности, культуры эмоций и т. д.), а также устанавливается при­чинная связь между выявленными дефектами и склонностью к совершению опре­деленной категории преступлений. Криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и через познание закономерностей этого явления разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.

Аналогичные задачи в криминогенной ситуации ставит и должна решать психология потерпевшего.

Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, его поведение в генезисе преступления, а также разрабатывает практические рекомендации по методике допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые обеспечивали бы защиту от преступного посягательства. Психо­логия потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности.

Предварительное следствие — это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) события преступления, имевшего место в прошлом, по следам, обнаруженным следователем в настоящем.

Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: первое — реконструкция самого события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению. Окончательной целью такой реконструкции яв­ляется получение исчерпывающих сведений об объекте и объективной стороне со­става преступления.

Второе направление реконструкции — исследование личности преступника в ее эволюции, изучение механизма образования преступного умысла, преступной ус­тановки, исследование субъективного отношения преступника к совершенному де­янию.

Психологический анализ судебного процесса дает воз­можность разработать рекомендации, направленные на увеличение эффективности правосудия, развитие куль­туры процесса, усиление воспитательного воздействия на всех его участников.

Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны пе­ревоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой дея­тельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспита­ние, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические ре­комендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Синтез психологии и юриспруденции в повой научной дисциплине — юридиче­ской психологии — должен привести к взаимному обогащению обеих наук и к разрешению одной из наиболее актуальных проблем — проблемы увеличения эффектив­ности правоохранительной деятельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.