Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 1. Личность, право, государство



Прежде чем рассматривать права личности (человека и гражданина), важно соотнести между собой значение категорий «человек», «гражданин», «личность». Не каждый человек может быть гражданином, как и не всякий гражданин может быть полноценной личностью. Человек - биологическое существо, наделенное интеллектом, представитель живого мира. Гражданин – человек с устойчивой правовой связью с конкретным государством. Личность – показатель социальных способностей человека, характеризующий его как самостоятельного, осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственного за поступки. Вследствие особенностей жизненных ситуаций человек может добровольно утерять свойства личности (стать лицом без определенного места жительства, вести безответственный образ жизни), а в результате психического заболевания человек может быть принудительно лишен дееспособности, например по решению суда потерять право совершать от своего имени юридически значимые действия.

Существует два основных типа взаимоотношения го­сударства и права. В одном случае государство доминирует над правом, в другом случае право приоритетно и ограничивает власть государства. Известный афинский государственный деятель, реформатор Солон говорил: «Ничего сверх меры» (638-559 г. до н.э.). Поэтому соотношение государства и права должно быть разумным, сбалансированным.

Государство и право едины потому, что: 1) возникают и развиваются совместно; 2) объединены типологическими рамками; 3) выступают средствами управления и осуществления вла­сти; 4) призваны выражать чьи-либо интересы.

Государство и право различны между собой потому, что: 1) государство – это организация политической власти, а право регулятор общественных отношений; 2) государство выражает силу власти, а право волеизъявление; 3) первичный элемент государства - госу­дарственный орган, а первичный элементом права - норма; 4) государство и право не совпадают по формам, функциям и др.

Государство и право взаимосвязаны потому, что: 1) государство создает, изменяет, отменяет право, а также действует в целях его реализации и охраны; 2) право упорядочивает деятельность государственного аппарата, уста­навливая компетенцию его органов.

 


Вопрос 2. Правотворчество (правоустановление)

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество - это деятельность государства в лице его органов, должностных лиц и граждан по принятию, изменению и отмене юри­дических норм, регулирующих общественные отношения. Указанная деятельность характеризуется тем, что представляет собой активную, творческую деятельность; ее результат - юридические нормы; имеет регулирующее значение в области общественных отношений; может выступать как показатель степени демократизации общества. Принципы правотворчества - это осново­полагающие идеи, руководящие начала деятельности. Среди принципов следует выделить: научность, профессионализм, законность, оперативность и др..

Виды правотворчества

Правотворчество — богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов деятельности правотворчество имеет следующие разновидности. Правотворчество народа в процессе выражения непосредственного волеизъявления на референдуме. Правотворчество государственных органов в процессе осуществления законодательной и исполнительной властей. Правотворчество отдельных должностных лиц в процессе осуществления ими своих полномочий. Правотворчество органов местного самоуправления. Локальное правотворчество в процессе внутриорганизационного регулирования отношений. Правотворчество общественных организаций. В зависимости от юридической силы принятого нормативно-правового акта правотворчество тоже имеет деление. Законотворчество - деятельность высших представи­тельных органов государственной власти по созданию законов. Делегированное правотворчество – деятельность, осуществляемая на основе передачи части законодательных полномочий от парламента к какому-либо органу, например исполнительной власти. Подзаконное правотворчество – деятельность различных субъектов правотворчества, не относящих­ся к высшим представительным органам. Подзаконное правотворчество характеризуется большой опе­ративностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей ком­петентностью. Однако ему сопутствует «непрозрачность» процесса принятия подзаконных нормативно-правовых актов, их большое количество, что затрудняет поиск необходимой информации и часто вскрывает противоречие (частичное или полное) одних актов другим.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.