Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 3. Республика: понятие, характеристика



Республика (от лат. - государственные, обществен­ные дела) – это форма правления, при которой глава государ­ства является выборным, сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: выборность власти; определенный срок; зависимость от воли избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются, на президентские, парламентские и смешанные. Выбор между парламентской или президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом исполнительной и законодательной властей.

В президентской республике (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) президент формирует правительство и руководит им. Одновременно является главой государства и правительства. Президент избирается независимо от парламента либо уполномоченной коллегией, либо непо­средственно народом. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент - распустить парламент. Президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного органа. Однако парламент вправе ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента. Достоинство президентской формы: прочность конституционного положения правительства, всенародно избранный президент представляет собой средоточие общенациональных устремлений, вы­ступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных об­стоятельствах. Недостатки: потенциальные трения во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса (эта ве­роятность особенно возрастает, если президент и пар­ламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям).

В парламентской республике (Австрия, Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) парламент формирует правительство. Достоинства парламентар­ной республики: прямая ответственность правительства перед парламентом, единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (пре­мьер-министр) и его кабинет назначаются, контролируются пар­ламентом тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. Парла­мент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы прави­тельства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера) или конкретного министра. Официально главой государ­ства является президент, который избирается либо парламен­том, либо уполномоченной коллегией, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничива­ются представительными функциями, реальным главой государства выступает руководитель правительства. Недостатки парламентарной республики: фрагментарность партийной системы (при неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут ока­заться частью парламентской коалиции большинства) и реальность угрозы тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство (эффективность и стабильность парламентских форм правле­ния зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте).

В смешанных республиках (Россия, Франция, Финляндия, Польша, Бол­гария, Австрия и др.) правительство формируется совместно президентом и парламентом. Теоретиками смешанных форм правления движет идея укреп­ления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям полити­ческой конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, цент­ральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в резуль­тате интеграционных и дезинтеграционных процессов (например, в новой России). Особенность таких республик заключается в двойной ответственности правительства перед президентом и перед парламентом. В смешанных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства – президент, он назначает председателя правительства сучетом мнения парламента, далее председатель сам формирует кабинет министров. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утвержде­ния ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.