Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации. По первому вопросу



По первому вопросу. Охарактеризуйте сущность понятия «мировоззрение» и его структуру (мироощущение, миропонимание). Обратите внимание на различные компоненты человеческого сознания, входящие в состав мировоззрения (знания, ценности, идеалы, нормы и др.). Объясните отличие индивидуального субъекта мировоззрения от коллективного субъекта. Сформулируйте ответ на вопрос: почему люди имеют разное мировоззрение? Объясните специфику основных исторических типов мировоззрения (мифология, религия, философия). Когда и где появляется философское мировоззрение? Чем оно отличается от других? Обоснуйте роль разумного знания в философском мировоззрении. Какова роль кризиса традиционной культуры и религиозно-мифологического мировоззрения в появлении первых философских учений? Рассмотрите это на примере античного мира (Древняя Греция).

По второму вопросу. Определите предмет изучения философии и охарактеризуйте круг философских проблем. Какие вопросы можно считать философскими? Как понимали предмет философии известные философы? В чем состоит отличие философии от религии: в изучаемых проблемах или в применяемых методах познания? Перечислите традиционные разделы философского знания и их проблематику (обратите внимание на древние и новые разделы).

По третьему вопросу. Обратите внимание, что в мировой философии нет такой проблемы, которая для всех мыслителей имела бы статус «основного вопроса». Это понятие имеет условный характер и применимо только в рамках конкретного философского течения. Так, постановка основной философской проблемы в буддизме, христианской философии или марксизме кардинально отличаются. Традиционной трактовкой «основного вопроса» для российской философии XX в. является марксистская трактовка (сформулирована Ф. Энгельсом): соотношение духа и материи (сознания и бытия). Объясните две стороны этой постановки проблемы: онтологическую и гносеологическую. Дайте характеристику двух «основных» направлений философии: идеализма и материализма. Укажите их представителей. Отметьте исторические формы материализма, а также отличие объективного идеализма от субъективного идеализма.

По четвертому вопросу. Объясните место философского знания в сфере духовной культуры человечества. Что есть общего и чем отличаются философия от религии, искусства, науки, идеологии? Можно ли назвать философию наукой или искусством? Какую роль играет философия в жизни человека? В чем состоит практическая польза философии для каждого человека? Какое значение имеет философское знание в определении смысла жизни человека, его места в мире и принципов существования? Раскройте смысл ценностной, критической, методологической функций философии.

Тема 2. Философия Древнего мира

Семинар 2.1: Философская мысль Древнего Востока

(Индии и Китая)

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей древнеиндийской и древнекитайской философии.

План

1. Культурные истоки философии Древнего Востока.

2. Основные философские школы Древней Индии.

3. Основные философские школы Древнего Китая.

4. Идейное влияние философии Древнего Востока на мировую культуру.

Темы докладов

Философские идеи древнего индийского эпоса Махабхарата.

Метафизика системы санкхья.

Мир и человек в философии классической индийской йоги.

«Благородные истины» буддийской философии.

Концепция реинкарнации души в индуистской философии.

Социально-религиозная система древнеиндийского общества.

Проблема смысла жизни в индийской философии.

Проблема бессмертия в философии даосизма.

Идеал человека в даосизме и конфуцианстве.

Философия даосизма и боевые искусства Древнего Китая.

Конфуцианство и легизм: истоки и смысл противостояния.

Конфуцианская этика в истории Китая.

Учебная литература

Аблеев С.Р. История мировой философии. – М., 2005.

Гриненко Г.В. История философии. – М., 2011.

Грядовой Д.И. История философии: Кн. 1. – М., 2009.

Золкин А.Л. Философия. – М., 2005.

История китайской философии. – М., 1985.

Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. – М., 1993.

Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. – СПб., 1998.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

Справочная литература

Китайская философия: энц. словарь. / Под ред. М.Л. Титаренко. – М., 1994.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2010.

Философский словарь онлайн [Электрон. ресурс]: http://myslovar.ru/sl11/.

Философский энциклопедический словарь. – М., 2012.

Специальная научная литература

Аблеев С.Р. Йога: Мистическая философия и духовная практика освобождения в классической индийской йоге. – М., 2004.

Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли. – М., 1989.

Григорьева Т.П. Даосская и буддийская модели мира // Дао и даосизм в Китае. – М., 1982.

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. – М., 1994.

Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма).М., 1991.

Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М., 1993.

Шохин В.К. Брахманистская философия. – М., 1994.

Шохин В.К. Первые философы Индии. – М., 1997.

Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». – М., 1993.

Базы данных

Б-ка «Гумер». – Философия [Электрон. ресурс]: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php.

Б-ка философской антропологии [Электрон. ресурс]: http://www.musa.narod.ru/bib.htm.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]: http://window.edu.ru/.

Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Электрон. ресурс]: http://elibrary.ru/.

Национальная философская энциклопедия [Электрон. ресурс]: http://terme.ru/.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.