Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации. Личность осужденного. Отношение осужденного к определенной судом мере наказания. Осознание нарушения правовых норм. Раскаяние. Неотвратимость исполнения наказания как психологический фактор воздействия на психику осужденного. Его осознание справедливости наказания -основа перевоспитания преступника.
Особенности психики человека, отбывающего наказание в исправительном учреждении. Труд и режим как формирующие психологические факторы.
Цели и программа изучения личности осужденного. Методы изучения личности осужденного и коллектива осужденных. Психологические особенности исправительной деятельности. Проблема психологических отношений- Психологические закономерности малых групп, Психология отношений между воспитателем и осужденным.
Проблема исправления преступников. Сущность исправления и перевоспитания в психологическом аспекте. Психологические сопротивления - факторы, относящиеся к исправлению. Психологические факторы, способствующие возникновению повторных правонарушений. Психологические основы изменения направленности и мотивов, определяющих поведение и жизненную установку осужденных.
Психологические вопросы режима. Индивидуализация в применении режима. Формирование у заключенных внутреннего положительного отношения к требованиям режима. Психологическая сторона режима.
Психологические особенности труда осужденных. Психология положительных и отрицательных привычек у осужденных. Психологические основы воспитания трудолюбия у осужденных.
Психологические особенности организации общеобразовательного и профессионального технического обучения заключенных, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы среди них.
Коллектив осужденных и его психологическая характеристика. Взаимоотношения в коллективе осужденных. Микрогруппы и группировки в коллективе заключенных. Роль психологии в преодолении воровских законов и традиций. Позиция личности в коллективе. Конфликты и их причины. Психологические закономерности формирования общественного мнения в коллективе заключенных.
Коллектив воспитателей и личность воспитателя; Требования, предъявляемые особыми условиями к личности воспитателя. Пропагандистское мастерство как средство воздействия. Морально-политические и волевые качества воспитателя. Педагогический оптимизм. Заинтересованность в судьбе осужденного. Умение устанавливать психологический контакт с воспитуемыми. Требования к чертам характера воспитателя.
Психологическая подготовка осужденных к жизни на свободе. Категории лиц. Освобождающихся из мест заключения. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
Лабораторные работы
Программой не предусмотрены.
Практические занятия, семинарские занятия
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1. Предмет и методология юридической психологии
1.Юридическая психология как наука
2. История развития юридической психологии
3. Предмет и задачи юридической психологии
4. Система юридической психологии
5. Сущность познания в юридической психологии
6. Основные принципы методологии познания в юридической психологии
7. Методы научного познания в юридической психологии
8. Психологические методы изучения личности в юридической деятельности
9. Методы психического воздействия на личность в юридической практике
10. Методы судебно-психологической экспертизы
Раздел II. ЧАСТЬ ОБЩАЯ
Тема 2. Возникновение и развитие психики
1. Развитие психологии
2. Психика и мозг
3. Рефлекторная теория психики
Тема 3. Развитие сознания и личности
1. Понятие о сознании и личности
2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности