Психологическая характеристика труда юриста. Требования, предъявляемые к труду работников юридических профессий. Стороны юридической деятельности - познавательная, коммуникативная, конструктивная, организационная, удостоверительная, воспитательная. Профессиональные способности и профессиональное мастерство. Психологические основы профессиональной подготовки работников юридического труда.
Профессиограммы юридических профессий. Морально-волевые качества следственных, судебных и других работников юридического труда. Их идейный и нравственный облик. Следственная и судебная этика. Профессионально необходимые качества вопи. Внимание и внимательность. Профессиональная деформация и пути ее преодоления.
Интеллектуальные качества работников юридического труда. Знаний и умения.
Память. Положительные качества ума. Наблюдение и наблюдательность. Воображение и комбинационные способности. Язык и речь. Профессия следователя. Собирание, систематизация и переработка информации в процессе расследования уголовного дела. Мысленное моделирование. Версия как информационная модель. План как модель будущего поведения в процессе расследования.
Следователь - организатор расследования дела. Наблюдательность следователя в сочетании с практическим опытом - залог успеха в раскрытии преступления.
Решение мыслительных задач в процессуальной деятельности. Задачи простые и творческие, их виды и способы решения. Эвристические методы. Интуиция и дискурсивное мышление в работе следователя и процессе собирания и оценки доказательств.
Психология оценки собранных следователем доказательств. Внутреннее убеждение как процесс и результат познания. Взаимодействие внутреннего убеждения и правосознания. Психологические основы организации и планирования трудового процесса. Планирование как психическая деятельность и ее виды. Самоучет и самоконтроль. Принципы рациональной организации трудового процесса в расследовании. Психологические средства повышения его эффективности.
Деятельность судьи, ее регламентация законом. Постоянная ответственность судьи перед обществом. Разноплановость работы судьи. Воспитательное воздействие судебного процесса. Основная задача суда - вынесение справедливого приговора. Применение власти от имени государства.
Оценка доказательств в судебном заседании. Гносеологическая, логическая и психологическая стороны внутреннего убеждения. Правосознание и внутреннее убеждение. Профессиональная интуиция в процессе проверки и оценки доказательств. Судейское мышление.
Психологический анализ конфликтных ситуаций в уголовном процессе. Конфликт как решение взаимосвязанных и взаимоисключающих задач и как реальное соперничество участников судопроизводства.
Профессия прокурора и его помощников. Охрана законных прав и интересов граждан. Качества личности, необходимые для деятельности прокурорского работника. Причинно-следственное мышление, определенные качества ума, умение передавать свои мысли. Волевые качества. Организаторские способности.
Деятельность адвоката. Оказание юридической помощи гражданам и организациям. Организаторская деятельность адвоката. Воспитание чувства законности у подзащитных. Умение отстаивать свои убеждения и позиции. Качества личности, необходимые для адвокатской деятельности, носящей публично-правовой характер. Повышенные нравственные требования к его поведению.
Инспектор уголовного розыска. Экстремальность деятельности. Раскрытие и расследование уголовных преступлений. Регламентация деятельности законом. Формы деятельности инспектора уголовного розыска. Восстановление картины прошлого по доказательствам, оставшимся внастоящем. Качества личности, необходимые инспектору уголовного розыска для его деятельности.
Сотрудник по борьбе с экономическими преступлениями. Борьба с замаскированными преступлениями и преступниками. Умение разбираться в людях. Общая культура и профессиональная квалификация. Знание бухгалтерского учета, товароведения, технологии изготовления продукции для раскрытия сложных замаскированных хищений.
Социальная, коммуникативная, поисковая, организационная и удостоверительная стороны деятельности сотрудника, борющегося с экономическими преступлениями.
Формирование личности правоведа в вузе. Этапы организационного процесса подготовки человека к юридической деятельности. Содержание собеседования. Изучение направленности личности абитуриента. Типы профессиональной мотивации, устанавливаемые в ходе собеседования. Отбор абитуриентов, организация их обучения и воспитания. Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда. Особенности дизайна и организации рабочего места.