Что изучает психология потерпевшего. С какими науками связана психология потерпевшего. Психологическая характеристика потерпевшего. Кто признается потерпевшим по уголовно-процессуальному законодательству России. Поведение потерпевшего, относящееся к объективным признакам состава преступления. Психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности. Специальные методы исследования личности и поведения потерпевшего. Факторы, влияющие на поведение потерпевшего в момент совершения преступления. По каким критериям «жертва преступления» отличается от «потерпевшего от преступления».
Роль жертвы в генезисе преступления. Ее межличностные связи и отношения с преступником. Взаимосвязь и взаимообусловленность личности и отрицательного поведения потерпевшего до преступления, Динамика психологического механизма их развития. Доминирующие по устойчивости и значимости качества личности в структуре нравственно-психологического облика потерпевших. Развитие самооценки личности - важный регулятор поведения ее. Заниженная самооценка у потерпевших - низкий уровень социальной адекватности поведения в ситуации конфликта, конформность. Завышенная самооценка личности, некритичность к себе, тенденция брать на себя невыполнимые задачи, склонность к риску. Неадекватная самооценка потерпевших и полное непонимание мотивов собственного поведения.
Психологический анализ показаний потерпевшего. Критерии отличия показаний потерпевшего от свидетельских показаний. Отношение потерпевшего к установлению истины по делу. Гарантированное законное право потерпевшего - дача показаний как участника процесса. Содержание показаний потерпевшего. Стадии формирования показания потерпевшего. Взаимоотношения обвиняемого и потерпевшего с точки зрения их конфликта и отношения к другим людям. Мотивация потерпевшего. Психологические закономерности и особенности процесса формирования показаний потерпевшим.
Тема 13. Психология несовершеннолетних
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. Уровень развития познавательных и общественных интересов у так называемых трудных и педагогически запущенных подростков. Влияние сверстников на формирование идеалов подростка.
Юношеский возраст - период завершения физического созревания. Юность завершающий этап первичной социализации. Низкий уровень социализации у личности трудного подростка. Недостатки в трех основных сферах воспитания. Повышенная конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями, учителями. Перестройка отношений со сверстниками. Потребность общения и самоутверждения подростка. Половое воспитание подростков. Нервно-психические заболевания, отклонения, акцентуации, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков. Отставание в умственном развитии. Физические недостатки и дефекты речи, приводящие к отчуждению и изоляции в детских коллективах Социальный фактор и особенности ближайшего окружения индивида.
Подросток и преступление. Негативные условия в семье (ссоры, скандалы, алкоголизм, физические наказания подростков). Отрицательное отношение к учебе у трудновоспитуемых подростков. Противопоставление себя коллективу класса, школы, училища. Факторы, обусловливающие антисоциальное поведение несовершеннолетнего. Подростковый, отроческий возраст - переходный в биологическом смысле. Возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Рост потребностей современных подростков. Неправильные самооценки подростков, приводящие к конфликтным ситуациям. Организация преступных групп с участием несовершеннолетних. Криминальная направленность групп. Формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения). Распределение ролей и функций при совершении преступлений. Мотивация преступного поведения подростков. Неосознанная мотивация преступного поведения.
Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних. Знание психологических особенностей подростков. Индивидуальный подход к подростку. Выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов, Анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии. Наследственно-биологические факторы. Ближайшее социальное окружение подростка. Личностные характеристики подростка. Правосознание подростка. Изучение семейных условий жизни несовершеннолетнего до и после совершения преступления. Поведение несовершеннолетнего по месту его учебы и работы.
Этапы допроса несовершеннолетних. Первоначальный этап допроса. Вступление в психологический контакт между допрашивающим и допрашиваемым. Получение основной информации по делу. Устранение противоречий и неточностей в полученной информации при допросе и представление ее в письменном виде допрашиваемому.
Нормализация отношений с трудным подростком - основная предпосылка его объективного изучения. Воспитание, перевоспитание и побуждение к самовоспитанию подростка. Роль личности, положительно влияющей на ребят; нейтрализация тех, кто оказывает отрицательное влияние. Выбор тактики общения с допрашиваемым несовершеннолетним. Установление положительных качеств несовершеннолетнего правонарушителя. Установление организатора, главаря преступной группы. Выбор места и обстановки проведения допроса несовершеннолетнего члена группы. Проверка показаний несовершеннолетнего на месте, следственное действие, требующее тщательной подготовки.
Тема 14. Психологические основы предварительного расследования
Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности. Следствие - целенаправленный процесс восстановления прошлого события по следам, обнаруженным в настоящем. Расследование как познавательный и удостоверительный процесс. Особенности следственного мышления. Профессиональная интуиция. Интуиция и логические процессы. Собирание, систематизация и переработка информации в процессе расследования дела. Мысленное моделирование. Версия как информационная модель. План как модель будущего поведения в процессе расследования.
Решение мыслительных задач в следственной деятельности. Задачи простые и творческие, их виды и способы решения. Эвристические методы. Проблема «человек и автомат» в расследовании преступлений.
Психология оценки доказательств следователем. Внутреннее убеждение как процесс и результат познания. Стороны внутреннего убеждения. Взаимодействие внутреннего убеждения и правосознания.
Психология осмотра места происшествия. Первоначальное и незаменимое следственное действие. Представление картины события после непосредственного восприятия обстановки. Неотложный характер следственного осмотра. Познавательный элемент деятельности этого следственного действия.
Место происшествия как источник информации о расследуемом событии и его участниках. Способы совершения и сокрытия преступления и факторы внешней и внутренней детерминации. Инсценировки с точки зрения психологии. Выявление психических особенностей преступника, его мотивов к целей по материальным следам. Способ совершения преступлений и психологический стереотип.
Психология обыска и задержания. Принудительный характер обыска. Его поисковый характер. Психология ищущего. Поисковая доминанта. Внимательность наблюдательность, целеустремленность обыскивающего. Психология прячущего предметы Факторы, определяющие способ сокрытия. Значение поведения обыскиваемых. Оценка демаскирующих признаков- Психологические основы поисковых приемов и особенности обыскиваемого и разыскиваемого.
Задержание подозреваемого. Следственное действие, проводимое с обыском. Особенности подготовки к задержанию. Сложности при осуществлении группового задержания.
Психология допроса свидетелей и потерпевших. Стадии формирования показаний. Получение, запечатление, переработка и передача информации свидетелем. Прием свидетельской информации допрашивающим; ее процессуальное запечатление. Допрос как взаимодействие допрашивающего и допрашиваемого. Время и место допроса. Способы вызова свидетеля, потерпевшего. Формы допроса. Наводящие вопросы. Повторное освидетельствование. Использование уровня системного анализа для выявления диалоговой формы на предварительном следствии. Допрос - борьба за истину. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Мотивация показаний. Защитная доминанта. Психологическая природа «улик поведения». Психологический контакт и психологическая борьба. Психология лжи. Диагностика причастности. Индивидуальный подход к обвиняемому.
Психология очной ставки. Психологические факторы, определяющие порядок и тактику очной ставки. Природа противоречий в показаниях. Характер взаимодействия участников очной ставки. Конфликтная ситуация. Взаимное влияние допрашиваемых. Особенности их личности и предшествующие отношении. Эффект присутствия. Маскировка поведения. . .
Психология предъявления для опознания. Закономерности узнавания. Опознавательные признаки и их виды. Особенности восприятия человека человеком. Опорные признаки человека: рост, возраст, особенности голоса и речи, жесты, мимика, походка. Статистические и динамические признаки. Психологические особенности организации и проведения опознания. Симультанное и сукцессивное узнавание. Вероятность опознания и степень его достоверности.
Психология следственного эксперимента. Учет психологических особенностей отдельных лиц (наличие способностей, умений, навыков). Моделирование объективных факторов. Моделирование субъективных факторов. Моделирование проверяемого действия, события или явления. Особенности проведения следственного эксперимента.
Психологические основы назначения судебных экспертиз. Основания назначения судебной экспертизы. Случаи назначения экспертизы. Воздействие экспертизы на обвиняемого.
Предмет и задачи судебно-психологической экспертизы. Методика ее проведения. Этапы проведения судебно-психологической экспертизы. Оформление результатов судебно-психологической экспертизы.
Психология проверки показаний на месте. Особенности топографических восприятий. Пространственная ориентация. Топографические ориентиры и опорные пункты. Искание следов и иных способов оживления воспоминаний. Психологическая подготовка обвиняемого. Внимательное наблюдение за действиями обвиняемого. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте.