Память человека. Понятие о памяти. Память как запечатление. сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Основные типы и формы памяти: кратковременная и долговременная: непосредственная и опосредованная; непроизвольное и произвольное запоминание.
Разные формы памяти и их различное соотношение с процессами восприятия и мышления.
Элементарные формы непосредственной памяти. Последовательные образы. Непосредственное запечатление эмоциональных переживаний и двигательных навыков. Явление непроизвольной непосредственной фиксации актуальных событий, запоминание под влиянием повторения и подкрепления. Механизм действия «закона эффекта». Непроизвольное запоминание осмысленного материала. Зависимость запоминания от характера деятельности, в которую оно включено, и от места запоминаемого материала в структуре деятельности.
Произвольное запоминание. Запоминание как мнемическое действие; специфические особенности мнемического действия. Целенаправленность произвольного запоминания, его зависимость от характера запоминаемого материала и мнемической задачи; точное запоминание конкретного материала и смысловое обобщенное запоминание. Непосредственные формы произвольного запоминания. Заучивание материала. Условия продуктивности произвольного запоминания. Логическое и механическое запоминание.
Кратковременная (оперативная) память. Роль оперативной памяти в деятельности. Объем оперативной памяти, выделение оперативных единиц памяти.
Воспроизведение и забывание. Узнавание как первичная форма воспроизведения. Разновидности узнавания. Процессы узнавания и их психологическая характеристика.
Явление забывания. Пути предупреждения забывания. Развитие процессов памяти. Непреднамеренный характер запоминания и воспроизведения в раннем детском возрасте. Возрастные изменения продуктивности памяти. Средства расширения объема и увеличения прочности памяти. Пути воспитания памяти. Влияние потребностей, интересов, установок личности на процессы памяти. Как улучшить память.
Мышление - высшая ступень развития познавательной деятельности человека. Мышление и чувственное отражение действительности; связь и различие между ними. Мыслительные процессы как опосредствованное и обобщенное отражение реальности.
Общая характеристика мышления. Чувственное подсознание и мышление. Мышление и речь. Мышление и общение. Логика и психология мышления. Процессуальный и личностный аспекты мышления.
Мыслительные действия, их специфические особенности как познавательные акты, направленные на раскрытие непосредственно чувственно невосприннмаемых свойств и отношений вещей. Мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.). Мышление - высшая форма аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, совершающаяся посредством языка. Значение мышления в дознании человеком объективной действительности и в практическом изменении этой деятельности, Логика и психология мышления. Процессы усвоения и использования индивидом общественно сложившихся логических форм и операций мышления, ход мыслительных процессов при различных задачах и мотивах деятельности человека.
Мышление как деятельность. Мышление как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Детерминация мышления объектом. Значение опыта субъекта, целей и мотивов его деятельности.
Мышление в проблемных ситуациях. Психологическая характеристика мыслительных действий и операции. Роль слова в их формировании и функционировании. Психологическая характеристика суждений и рассуждений. Связь мышления с чувственным опытом и выход за его пределы.
Психология образования и усвоения понятий. Психологические особенности процесса образования и усвоения понятий. Житейские понятия, их своеобразие и пути формирования. Соотношение образа, слова и действий в их усвоении. Роль сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации в этом процессе. Общие условия усвоения умственных действий и понятий. Понятие и представление. Понятие и слово, их единство и различие. Понятие и понимание. Феномен, внезапности понимания. Патология мышления.
Интуитивность мышления. Рефлексивность мышления. Развитие мышления. Речь в юридической работе. Речь как особая форма общения между людьми посредством языка. Передача мыслей и воздействие людей друг на друга в процессе речевого общения. Язык как средство мьшления.
Человеческий язык как предмет исторически сложившихся средств обозначения и обобщения явлений окружающей действительности, связей и взаимоотношений между ними. Язык как средство общения.
Психологическая структура речи. Внешняя и внутренняя речь. Устная и письменная речь.
Анализ речевого общения с помощью языка. Процесс словесного формулирования и передачи информации. Путь от мысли к речи. Психология передающего информацию. Процесс получения и переработки речевой информации, путь от речи к мысли и психологический анализ понимания. Психология понимания высказывания (текста), значение высказывания, анализ его смысла; выделение общей мысли высказывания.
Виды и формы речи. Устная диалогическая речь, особенности и зависимость ее строения от условий общения, ее интонационно выразительные, мимические и пантомимические компоненты, сокращенность и предикативность высказывания в диалогической речи. Обыденная и профессиональная речь. Подготовленная и неподготовленная речь. Развитие речи в детском возрасте. Развитие понимания речевых сообщений у ребенка. Как развивать свою речь.
Потребности и мотивы деятельности. Общее понятие о потребностях и мотивах.. Потребность - своеобразное отражение тех объективных условий, в которых испытывает нужду живое существо. Выделение предмета потребности и его превращение в мотив деятельности. Побудительная роль мотивов и их влияние на динамику поведения. Профессиональная наблюдательность юриста. Понятие наблюдательности. Наблюдательность и психические функции человека. Развитие наблюдательности.
Волевая подготовка. Проявления воли. Волевые действия как поступки, направленные на достижение сознательно поставленных целей. Роль образа цели; представления о предполагаемых результатах в регуляции произвольных действий. Психологическая характеристика волевых действий. Преодоление препятствий,: требующих внутреннего усилия, как специфическая особенность волевого действия. Борьба мотивов. Волевые качества. Волевая недостаточность. Волевые действия как поступки, направляемые внутренней программой. Роль /второй ситальной системы (речи) в формировании внутренней программы - основа волевого действия. Протекание волевого действия в условиях конфликта с непосредственными воздействиями. Приемы регуляции волевого поведения. Развитие волевых действий у ребенка. Патология волевых действий. Эмоции и чувства человека. Эмоциональные процессы как развитие регуляции деятельности. Своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Положительные и отрицательные эмоции.
Особенности эмоциональных процессов. Их связь с познавательными процессами и различие между ними. Роль эмоций в динамической регуляции поведения. Развитие эмоциональных процессов у человека. Положительные и отрицательные эмоциональные реакции на успешное или неуспешное протекание деятельности. Напряжение и разряжение, возбуждение и успокоение как основные формы протекания эмоций. Явление стресса и его влияние на поведение.
Аффекты, их психологическая характеристика. Аффекты как острые эмоциональные состояния. Аффекты и стресс. Условия возникновения аффектов, соотношение аффекта и конфликта. Конфликт («ошибка») противоположно направленных возбуждений и дезорганизация («срыв») нервной деятельности. Роль двигательных и вегетативных компонентов аффективных процессов.
Высшие эмоции (чувства). Понятие переживания и настроения. Их роль в регуляции поведения человека. Влияние на интеллектуальную деятельность стенических и астенических эмоций.
Классификация высших эмоций по признаку регулируемых ими отношений: эмоции, порождаемые взаимоотношениями с другими людьми, интеллектуальные, нравственные и эстетические эмоции.
Роль социальных условий жизни и воспитания в формировании высших интеллектуальных и нравственных чувств. Зависимость эмоциональных переживаний личности oт особенностей его деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими людьми.
Развитие эмоций. Гимнастика чувств и аутогенная тренировка. Патология эмоций.
Понятие темперамента как динамическая характеристика психической деятельности индивида. Различия между людьми в силе, напряженности и скорости протекания психических процессов, в их впечатлительности и эмоциональной возбудимости. Проявление свойств нервной системы а динамических особенностях поведения.
Особенности характера. Характер как выражение индивидуального своеобразия личности. Характер и направленность личности. Связь особенностей характера с мотивами деятельности человека, с его мировоззрением и нравственными убеждениями. Волевые, эмоциональные и интеллектуальные проявления характера. Черты .характера: самостоятельность, настойчивость, общительность. Понятие о сильном и слабом характере; цельность характера. Формирование характера в процессе развития взаимоотношений с окружающими людьми., в преодолении трудностей. Воспитание и исправление характера в коллективе.
Тема 7. Социально-психологические аспекты
юридической деятельности
Личностный подход в психологии. Лица, подлежащие изучению. Подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели. Пределы изучения личности в процессе расследования, судебного разбирательства и исполнения наказания.
Методы и средства психологического изучения и оценки личности. Биографическое исследование. Обобщение независимых характеристик. Беседа. Наблюдение. Жесты. Анализ письма. Изучение продуктов деятельности человека. Методы лабораторной диагностики и судебно-психологическая экспертиза. Процессуальные и внепроцессуальные средства изучения и оценки интересующей правоохранительные и судебные органы личности. Оценка данных о личности по «Схеме изучения личности». Принципы изучения личности. Значение правильной оценки личности в криминальном, тактическом и пенитенциарном планах. Контакт как особый способ познания личности. Особенности методов анализа личности педагогами, психиатрами, психологами, юристами. Психологический контакт как процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Стадии развития контакта. Психологические барьеры при установлении контакта.
Первое впечатление о работнике юридического труда. Из каких компонентов оно складывается. Симпатия ил» антипатия к человеку. Умение слушать - важное качество общения. Познание и понимание человека.
Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Общепсихологическая основа получения информации - теория бессознательного. Пути и приемы получения информации.
Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям. Использование смежной темы разговора. Постановка прямых, но достаточно мотивированных вопросов. «Вызов» субъекта заинтересованности на беседу путем формирования у него определенного Психического состояния в процессе общения. Демонстрация предметов, связанных с преступной деятельностью лица. Создание обстановки привычной деятельности. Комплексность использования приемов получения информации.
Ведение переговоров с преступниками. Умение вести переговоры - проблема дипломатии, сложный вид интеллектуальной деятельности. Проблемы «переговорного» процесса. Переговоры - это наука и искусство. Подбор и подготовка переговорщиков.