Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие правового государства. Основные направления формирования правового государства в Украине



I этап. Античные мыслители (Платон, Аристотель, Полибий) считали, что общество будет гармонично развиваться, функционировать лишь там, где "закон — владыка над правителями, а они его рабы"(Платон), т.е. там, где государственная власть связана правом. Цицерон обосновал, что право — неотъемлемый признак государства.

II этап. Представители школы естественного права (Г. Гроций,Т. Гоббс, П. Гольбах, Т. Джефферсон) считали, что естественное право обусловлено (порождено) природой человека. Волеустановленное (позитивное) право производно (исходит) от государства; оно должно соответствовать естественным и неотчуждаемым правам человека (естественному праву). Теоретически обосновав разделение власти в государстве, представители политической и правовой мысли XVIII в.

Дж. Локк и Ш. Монтескье усматривали в этом условие защиты личности и свободы от произвола со стороны властей.

III этап. Выдающиеся философы Кант и Гегель достроили теорию правового государства, придав ей завершенный характер. Сам термин правовое государство появился в трудах немецких юристов XIX в. К. Т. Велькера и Р. фон Моля.

Со второй половины XX в. идея правового государства получает закрепление в конституциях ряда государств. Ст. 1 Конституции Украины гласит: "Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство".

Правовое государство—это государство, которое характеризуется режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, которые гарантируют правовую защищенность и безопасность личности, активное и беспрепятственное использование принадлежащих ей прав и свобод.

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и права личности, подчиняющим власть воле суверенного народа (суверенитет народа: народовластие; осуществление государственной власти через народных депутатов — представительная демократия и непосредственно путем референдума— непосредственная демократия; верховенство воли большинства при соблюдении прав меньшинства). Признаки правового государства:

1) наличие развитого гражданского общества, т.е. общества свободных, равных тружеников-собственников;

2) ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие;

3) правовое равенство всех граждан;

4) всеобщность права;

5) суверенитет народа;

6) принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;

7) свобода и права других людей — единственный ограничитель свободы индивида;

8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения ("разрешено то,что не запрещено законом").

Одним из признаков правового государства является наличие развитого гражданского общества. Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, где различия между гражданским обществом (совокупностью граждан) и государством не было. Понятия гражданское общество и государство употреблялись как синонимы. Для Дж. Локка, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо эти понятия оставались тождественными. Гегель же считал, что гражданское общество охватывает совокупность частных лиц, связь (общение) между ними через систему потребностей, разделение труда, правосудие (юридические учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). К. Маркс свел понимание гражданского общества к совокупности производственных отношений; обосновал деление общества на базис (совокупность производственных отношений) и надстройку (государство, политика, право и т.д.). В советский период категория гражданского общества не разрабатывалась. Вернулись вновь к обсуждению этой проблемы лишь в начале 90-х годов.

Как целостный социальный институт гражданское общество начинает складываться в Новое время (с XVII в.), когда экономический и политический строй общества, его социальная и духовная сферы претерпевают кардинальные изменения.

Основу экономики составляют:

многообразие форм собственности,

рыночный уклад,

система частного предпринимательства.

Социальную базу составляет так называемый средний класс (научный, инженерно-технический, административно-управленческий персонал, фермеры, рабочие высокой квалификации, некоторые работники сферы обслуживания и т.д.).

В политической сфере основу составляют идеи конституционализма, парламентской демократии.

Главным действующим лицом гражданского общества выступает человеческая личность с комплексом присущих ей личных, политических, социально-экономических прав и свобод, гарантиями их обеспечения. Это не только политически, но и экономически свободная личность, обладающая собственностью, фактическими возможностями для реализации своего потенциала.

Итак, в современном понимании гражданское общество есть совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов, их объединений, а также складывающихся на этой основе политических, правовых, нравственных, религиозных и иных духовно-культурных и экономических отношений. Гражданское общество формируется не государством, а взаимодействующими между собой индивидами. Но гражданское общество не свободно от государства. Между ними существуют сложные формы взаимосвязей.

Условия построения правового государства в Украине:

1) четкое, неукоснительное соблюдение Конституции Украины,законов Украины;

2) приведение нормативно-правовой базы государства, касающейся прав и свобод человека и гражданина, в соответствие с международными стандартами, общепризнанными нормами, зафиксированными в Уставе Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических , социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, Парижской хартии для новой Европы, и обеспечение реального исполнения этих прав;

3) совершенствование экономических отношений на основе прочной нормативно-правовой базы;

4) интенсификация процесса повышения авторитета правосудия и утверждение его как самостоятельной ветви государственной власти;

5) совершенствование правоохранительной системы;

6) поднятие уровня правовой культуры и правового сознания и т.п.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.